Р.Нургалиев: Я дал поручение органам внутренних дел подготовить конкретные предложения по улучшению обстановки в сфере безопасности дорожного движения. Сегодня надо признать, что мы ежедневно теряем на дорогах около ста наших граждан, в том числе порядка 2–3 детей. Конечно, статистика говорит, что серьезные вопросы и проблемы сегодня существуют в сфере безопасности дорожного движения. Буквально недавно я побывал в Дальневосточном федеральном округе и Сибирском федеральном округе, где встречался с полномочными представителями Президента и со всеми главами субъектов Российской Федерации двух округов. Главная задача этой поездки – разъяснить непосредственно руководителям субъектов Федерации, а также и председателям комиссий, на что направлена федеральная программа безопасности дорожного движения 2006–2012 годов. Вы знаете, что она направлена прежде всего на сокращение смертности на дорогах, и в 2012 году мы рассчитываем выйти на снижение смертности на дорогах в 1,5 раза. Да, программа непростая, амбициозная, но сегодня очень много делается для того, чтобы решить эту главную задачу. Сегодня мы создаем прежде всего правовое поле, потому что сегодня необходимо создать условия, чтобы закон и решения, которые принимались по закону, действительно отражали положение дел в этой сфере. Программой предусмотрено, что 2006–2007 годы – это подготовка нормативно-правовой базы и законов, которые действительно позволяют реально оценить то положение и выработать те законодательные механизмы для решения многих вопросов. В том числе и с правосознанием участников дорожного движения. Надо объективно сказать, что помимо этой программы существуют еще и меры, которые необходимы для регулирования именно государства в этой сфере. И сегодня мною были доложены эти меры.
Первое, на что бы я обратил внимание, – это то, что Правительство Российской Федерации, мы говорим, что должно быть отведено место и дано конкретно указание на разработку комплекса мер, которые позволят именно нормативно-правовую базу адаптировать к тем реалиям, которые у нас сегодня есть именно в этой сфере. Вторая мера, которую мы также выделяем, – это непосредственно проблема с пробками на дорогах, то есть с пропускной способностью. Здесь мы также говорим, что именно в городах федерального значения должны предприниматься инженерно-планировочные мероприятия, которые позволяют нам сегодня решить главную проблему.
Почему я об этом говорю? Потому что по сравнению с прошлым годом только прирост транспорта в Российской Федерации составил 3,3% в год. В то же время проблема транспортной и дорожной инфраструктуры практически у нас не решается, поэтому возникает большая диспропорция. Поэтому очень важно, чтобы мы наряду с принятием соответствующих решений в сфере градостроения предполагали нормальные условия для участников дорожного движения. То есть все так называемые новые строительные площадки, в том числе и торговых центров, массовых мероприятий, должны предусматривать в проектах и стоянки, и парковки, которые должны отвечать определенным нормам и требованиям.
Вы знаете о печальных событиях, которые произошли во Владивостоке, когда горело большое здание и не смогли подъехать ни скорая помощь, ни пожарные службы. То есть у нас эта проблема очень сложная, особенно в больших городах и мегаполисах.
Третий вопрос, который мы здесь предложили, – это, конечно, информационное сопровождение, проблема безопасности дорожного движения и обучения непосредственно водителей. Что здесь имеется в виду: сегодня надо объективно сказать, что образование в сфере подготовки водительского состава, конечно, требует серьезной корректировки, и этот вопрос должен очень серьезно рассматриваться на фоне нашего стандартного обучения в школе. Что такое в восьмом классе два часа? Да ничего. Нам кажется, что здесь должно быть уделено очень серьезное внимание в дошкольном и школьном образовании. Сегодня мы должны откровенно сказать, что тех часов, которые выделяются сегодня на программу по безопасности дорожного движения в школьной среде, явно недостаточно. Здесь явно требуются существенные корректировки. Еще один фактор, который мы здесь указали, – это проблема социальной незащищенности сотрудников Государственной автоинспекции.
Вы знаете, что экологическая составляющая, особенно в городах-мегаполисах, очень сложная, и, естественно, наши сотрудники, работая круглосуточно, должны быть социально защищены. Это касается вопросов, которые непосредственно говорят о тех организационных мерах, с которыми мы обращаемся к Правительству, чтобы оно дало соответствующие поручения для разработки соответствующих направлений.
Что же касается в целом безопасности дорожного движения, я должен сказать, что у нас сегодня в стране 1605 особых государственных регистрационных номеров. И надо объективно сказать, что водители и этих транспортных средств совершают дорожно-транспортные происшествия. Только за восемь месяцев этого года совершено более 200 ДТП, где пострадали более 12 человек. Также мы составили более 2500 протоколов нарушений именно этой категорией водителей правил дорожного движения. Поэтому принимается решение об упразднении особых регистрационных номеров и сохранении только тех, которые предусмотрены законом, и тех, которые непосредственно подпадают под государственную охрану. Еще раз хочу сказать, что, действительно, это мера, которая позволит упорядочить движение и позволит, особенно таким городам, как Москва и Санкт-Петербург, где большие пробки и сложное движение, обеспечить нормальное прохождение транспорта.
Я думаю, что беспрецедентное решение, которое я сейчас озвучу, – это сокращение световых и звуковых сигналов. Это произойдет до 1 ноября. Сокращение с 7,5 тысяч, которые у нас сегодня распространены, до одной тысячи. То есть в семь раз мы сократим световые и звуковые сигналы у министерств и ведомств, организаций, которые сегодня используют эту возможность. Это, как правило, те машины, которые не имеют цветографической раскраски и которые вызывают повышенную напряженность в нашем обществе.
Хотел бы сказать, что одно из направлений, которое мы сегодня предложили, – это то, что есть цветографические машины, которые используют такие службы, как скорая помощь, милиция, пожарные, аварийно-спасательные машины. И всего таких цветографических категорий у нас 11. Мы сегодня предлагаем оставить пять. Именно те пять, которые необходимы для оказания помощи при разрешении неотложных и экстремальных ситуаций на дорогах нашей страны. Чтобы люди видели в этих пяти категориях именно помощь, для того, чтобы решать здесь решать вопросы техногенного порядка, спасения человеческой жизни. Поэтому мы оставляем сегодня пять из одиннадцати: это обязательно будет скорая помощь, машины милиции, пожарные машины и аварийно-спасательные машины, такие как «Горгаз» и так далее, такие машины, которые могут прийти на помощь в результате каких‑то техногенных экстренных вопросов в любом городе, в любом населенном пункте. Конечно, здесь мы отводим место сопровождению военных колонн – это военная автоинспекция. Вот пять наименований, которые мы предлагаем оставить в этом списке. Что здесь принципиально: мы предлагаем, чтобы Правительство разработало конкретный стандарт укомплектованности специальным техническим оборудованием. Предлагаем, чтобы здесь были выработаны конкретные предложения об этом специальном транспорте. Почему мы об этом говорим? Потому что многие чиновники пользуются этим специальным транспортом не по назначению. Мы можем встречать такие раскрашенные автомобили, которые оборудованы для перевозки конкретных чиновников. То есть мы сегодня должны отработать и положения, и стандарт укомплектования данных машин, чтобы они работали по назначению. Чтобы каждый гражданин в нашей стране знал, что эти пять машин, которые мы оставляем, работают по конкретной функции. А, по сути, функция одна – оказание помощи в чрезвычайных ситуациях, на дорогах в том числе. Вот эти два направления, которые, мы считаем, могут радикально изменить сегодня ситуацию на дорогах.
Помимо этого я еще хотел бы сказать, что управляющие тем специальным транспортом, который мы оставляем – из одиннадцати пять, и те водители, которые, будем говорить, сегодня по закону имеют право работать на машинах с особыми государственными регистрационными номерами, должны повышать свою квалификацию. Сейчас мы будем очень внимательно отрабатывать особое положение о водителях, которые будут эксплуатировать этот специальный транспорт. Здесь будет непосредственно и свое положение, и порядок квалификационных экзаменов, и такие же квалификационные свидетельства будут выдаваться на право управлять таким специальным транспортом. Почему? Потому что из того перечня, который я сейчас назвал, за восемь месяцев совершено более 200 правонарушений, и в результате пострадали люди. Люди, которые используют такие машины, должны обладать определенными навыками, в том числе и контраварийными.
И мы будем уделять больше внимания здоровью этого водителя, его практике, его реакции на возможные нестандартные ситуации на дороге.
Мы предложили еще одну меру, которая для нас сегодня наиболее важная, – это то, что весь оборот от продажи проблесковых маячков и специальных сигналов также должен быть регламентирован. Сегодня мы имеем очень много нарушений, когда водители, не имея на то соответствующих полномочий, ставят себе на легковой автомобиль, может быть даже на другие виды транспорта, светопроблесковые маячки. В результате получается, что человек, не имея полномочий, может выехать на встречную полосу, может превысить скорость, может создать аварийную ситуацию. Мы также предлагаем, чтобы это было регламентировано и находилось под соответствующим контролем. Чтобы этого не было в свободной продаже, чтобы был соответствующий контроль и сертификация конкретного изделия. И мы внесли в Госдуму соответствующий законопроект, где бы можно было за неправильную установку светового маячка проблескового и сигнального характера применять соответствующие санкции. Если мы задерживаем водителя, не имеющего соответствующих полномочий на то, чтобы установить светопроблесковый маячок, то он лишается водительских прав. Но эта мера еще не до конца отрабатывается, мы выясняем, кто ставил эти сигналы, которые в принципе не лицензированы, и какой человек их установил, который не имеет в принципе права их устанавливать в силу тех регламентов, которые были прописаны. Выясняя это, мы их конфискуем. А человек, который их установил, подвергается административному штрафу в 25 МРОТ – это 2500 рублей. Я думаю, что и в дальнейшем мы будем эти позиции ужесточать. То есть вопрос, который для нас сегодня немаловажен. Мы выявляем количество незаконных сигналов, а это для нас тоже очень важно. На наш взгляд, эти меры, которые мы сегодня дополнительно еще обозначили, будут способствовать непосредственному повышению уровня безопасности на наших дорогах. Но главное заключается в том, чтобы сегодня решить одну главную проблему: и маячки, и номера, и цветораскрашенные специальные машины, которые я сегодня перечислил. Тогда эта проблема имеет решение. Но нам надо, главное, решить вопросы, связанные с тем, чтобы инженерно-тренировочные работы именно в сфере разгрузки больших городов-мегаполисов не создавали пробок. И для нас это очень важно. Поэтому здесь должно быть техническое решение. Такие решения есть почти во всех странах мира. Естественно, что каждый идет своим путем. Мы предлагаем перехваточные автомобильные стоянки. Это когда человек из области приезжает на работу в Москву, зная, что по Москве проехать очень тяжело, – тогда у метро должна быть автостоянка-парковка, там, где он мог бы на льготных условиях оставить свой транспорт и войти в метро, отработать в городе, вечером приехать, взять машину и поехать домой. Сегодня, вы сами можете представить, прирост транспорта составляет 3,3 процента. А дороги у нас не расширяются, не усиливаются, поэтому у нас на дорогах серьезные проблемы. Мы эту задачу тоже определяем как одну из самых приоритетных. Эта главная задача, которую нам нужно вместе решить.
Вопрос: Уточните, пожалуйста, 3,3 процента – это прирост за месяц или за год?
Р.Нургалиев: За год. Недавно я был в Чите, где прирост транспорта составил 20 процентов, они давно уже такого не знали. Дороги узкие, и расширить их практически невозможно. Это обусловлено, в частности, и условиями архитектуры: у нас есть историческая архитектура. В Чите сегодня проблема, я уже не говорю о Санкт-Петербурге – я уже говорю непосредственно о субъектах Федерации. Сегодня мы говорим, что мы не ищем крайнего – это задача комплексная. Это задача и дорожников, и безопасности, ГИБДД, и транспортников, и науки, наверное, и образования, то есть это комплексная задача. Самое главное, на мой взгляд, – это чтобы человек, который садится за руль, его правовое сознание отвечали тому, что он сегодня является участником дорожного движения. Он должен понимать важность соблюдения правил, прежде всего, и он должен понимать, что лишь полученные в процессе подготовки навыки позволят избежать какого‑либо серьезного происшествия на дороге, и он должен понимать, что он тоже несет ответственность. У нас сегодня правовое сознание требует очень серьезного подхода начиная со школьного учреждения. Два часа в школе – этого недостаточно. Думаю, что этому вопросу нужно уделить очень серьезное внимание. Хотя я недавно был в Белоруссии – у них на такие серьезные задачи при обычной пятидневке отведена суббота, когда идут лекции по ОБЖ и мероприятия по поведению в ситуациях, в том числе связанных и с безопасностью дорожного движения. Такие вещи нам нужно серьезно изучать, использовать зарубежный опыт для того, чтобы повысить правосознание и культуру участников дорожного движения. В век технического прогресса без этого мы сегодня никуда не уйдем, но к этому нужно готовить с детского возраста. Уже ребенок должен знать, что на зеленый свет можно идти, на красный нужно стоять, а это сегодня практически мало кто знает. Иной раз бывает, что едешь в Москве и видишь, что молодая женщина, мама тащит своего маленького ребенка не по переходу, и думаешь: «Где же ее сознание? Ведь маленький ребенок, который не знает ничего, будет повторять ее действия, и он становится объектом ситуации повышенной опасности».
Каждый год мы должны, могу, к примеру, вам сказать, закрывать одну школу, потому что у нас за год погибает столько детей. У нас погибает ежегодно 35 тысяч граждан, самый продуктивный возраст – 26–42 года. И если еще посмотреть, какая демографическая ситуация, то можете представить, что мы с вами теряем: за 10 лет 350 тысяч – население большого города. Ежегодно мы тратим на мероприятия, связанные с дорожно-транспортными происшествиями, на лечение, на погребение тратится где‑то 2,4–2,6 процента ВВП – это 380 миллиардов. Можете представить, какие сегодня материальные затраты несет государство. Поэтому еще раз хочу сказать: МВД РФ, правительственная комиссия, которую возглавляет Александр Жуков, очень серьезно относятся к проблеме безопасности дорожного движения. Решать эту проблему нужно комплексно и вместе. Это задача государственная, о чем я сегодня докладывал Президенту России.
Вопрос: Какие наказания будут нести люди за незаконное использование спецсигнала?
Р.Нургалиев: Эта проблема стоит у нас постоянно. Мы отлавливаем, выявляем этих нарушителей, конфискуем спецсигналы и штрафуем людей, которые их устанавливают.
Вопрос: В чем новизна предложений?
Р.Нургалиев: Новизна заключается в том, что оборот специальных средств должен быть упорядочен, чтобы их не продавали в любом магазине. Все должно быть под контролем и лицензировано. Люди должны знать, что за это они будут нести соответствующую ответственность. Мы будем выходить с предложением об ужесточении соответствующих мер.
Вопрос: У вас нет желания подать пример и поехать без проблескового маячка?
Р.Нургалиев: Могу вам честно сказать, три тысячи номеров мы сняли. И мне говорили, что в нашей системе будет сбой, – никаких сбоев. Я уже практически год езжу на белых номерах – кроме трех адресов, где нужны специальные номера: это Кремль, встречи с членами Правительства и на заседание узкого состава СБ [Совета Безопасности]. Для меня нет никакой проблемы – мои коллеги все это знают: если примем такое решение, вообще синие номера отменим, и машины будут только специализированные – те, которые имеют цветовую раскраску. И такое будет: мы готовы на это, потому что мы видим, что сегодня это очень важно. И за неделю по стране мы сняли три тысячи синих номеров, и все нормально, никаких проблем.