Строительство железнодорожного паромного комплекса и железнодорожной паромной переправы Балтийск – Усть-Луга было начато в районе бассейна №4 порта в Балтийске в 2004 году. Основная цель проекта – более тесная интеграция Калининградской области в российскую экономику, обеспечение ее транспортной независимости от сопредельных государств в условиях возрастания объемов грузооборота между областью и другими регионами страны.
Расчетный грузооборот на линии составит 4,0 млн тонн в год, в том числе железнодорожная составляющая паромного комплекса – 1,2 млн тонн в год (при использовании двух паромов).
Паромная линия состоит из терминала в Балтийске площадью 107600 тыс. кв. м и терминала в Усть-Луге площадью 240750 тыс. кв. м.
На линии будет задействован паром под российским флагом «Балтийск» с портом приписки в Калининграде. Паром предназначен для перевозки железнодорожных составов, колесной техники, а также автомобильных трейлеров. Паром может принять до 92 железнодорожных вагонов, а также одновременно способен перевозить 76 легковых автомобилей на верхней открытой палубе. Кроме того, на линии возможна работа парома типа «Мукран-103» (вместимость 49 ж/д вагонов).
Расстояние между Балтийском и Усть-Лугой составляет 508 морских миль, которое паром преодолевает в среднем чуть более чем за сутки.
В настоящее время продолжается работа по строительству автопассажирского комплекса в Усть-Луге и открытию пунктов пропуска для работы паромов по схеме Усть-Луга – Балтийск – порты Германии.