1. Будущей более устойчивой модели долгосрочного развития требуется современная, адекватная складывающимся условиям мировая система энергообеспечения.
2. Существующие двусторонние договоренности и многосторонние юридически обязательные нормы в области международных энергетических отношений оказались не способны предупреждать и разрешать конфликтные ситуации, что ставит вопрос о необходимости радикального совершенствования правовой основы мировой торговли энергетическими ресурсами.
3. Целесообразно создание нового универсального международного юридически обязывающего документа, сторонами которого, в отличие от существующей системы, построенной вокруг Энергетической хартии, станут все основные страны-производители (экспортеры), транзитеры и потребители (импортеры) энергоресурсов и который будет охватывать все аспекты глобального энергетического взаимодействия.
4. Новая система правовых актов в области энерегетики должна быть:
– универсальной (применимой к отношениям между любыми странами),
– открытой (к ней могут присоединиться третьи страны),
– всесторонней (охватывать все аспекты энергетического взаимодействия),
равноправной и недискриминационной (без дисбалансов в пользу отдельных категорий участников),
– не противоречащей соответствующим обязательствам в других международных документах
– эффективной (должна включать действенный общий механизм реализации).
Основные принципы новой правовой базы глобального энергетического сотрудничества
В энергетических взаимоотношениях необходимо руководствоваться опытом выполнения Документов Энергетической хартии и подходами, зафиксированными в Декларации и Плане действий «Группы восьми» по обеспечению глобальной энергетической безопасности, одобренными на саммите в Санкт-Петербурге в 2006 году.
Стороны должны осуществлять сотрудничество в сфере энергетики на основе следующих основных принципов:
– признание неделимости устойчивой глобальной энергетической безопасности и взаимозависимости всех участников мирового энергообмена;
– взаимная ответственность стран – потребителей и поставщиков энергоресурсов, а также транзитных государств за обеспечение глобальной энергетической безопасности;
– признание безопасности предложения (поставок) и спроса (прозрачный и предсказуемый сбыт) в качестве ключевых аспектов глобальной энергетической безопасности;
– безусловный государственный суверенитет над национальными энергоресурсами;
– обеспечение недискриминационного доступа к международным энергетическим рынкам, их открытие и развитие их конкурентного характера;
– охват всех видов энергии и энергоносителей и связанных с ними материалов и оборудования;
– транспарентность всех сегментов международных энергетических рынков (производства/экспорта, транзита, потребления/импорта);
– недискриминационное поощрение и защита инвестиций, включая осуществление новых инвестиций во все звенья энергетической цепочки;
– поощрение взаимного обмена активами энергетического бизнеса в рамках инвестиционной деятельности;
– обеспечение недискриминационного доступа к энергетическим технологиям и участие в передаче технологий;
– обеспечение возможности беспрепятственной доставки энергоресурсов на международные рынки, в т. ч. через транзитные системы;
– обеспечение технологической надежности всех элементов энергетической инфраструктуры, включая транзитные;
– обеспечение физической безопасности жизненно важной энергетической инфраструктуры;
– содействие осуществлению инфраструктурных проектов, имеющих важное значение для обеспечения глобальной и региональной энергетической безопасности;
– обязательность консультаций и координации энергетической политики и связанных с ней мер, в т. ч. в области формирования будущей структуры энергетических балансов, диверсификации энергоснабжения, регуляторных документов в области производства, торговли, транзита и потребления энергии, планирования и осуществления инфраструктурных проектов, оказывающих влияние на глобальную и региональную энергетическую безопасность;
– создание и совершенствование механизмов раннего предупреждения с участием поставщиков, потребителей и транзитных государств;
– повышение эффективности производства, переработки, транспортировки и использования энергоресурсов за счет инициатив, реализуемых на национальном и международном уровне;
– стимулирование широкого научно-технического сотрудничества в энергетике, включая вопросы альтернативных и возобновляемых источников энергии, повышения энергоэффективности и энергосбережения во всех звеньях энергетической цепочки;
– совместная работа по охране окружающей среды, предотвращению новых и борьбе с последствиями происходящих неблагоприятных климатических изменений;
– терминологическое и понятийное единообразие создаваемых новым документом режимов (в том числе в области транзита – Приложение 1).
Приложение 1. Элементы соглашения о транзите
Интегральной частью новой системы документов должно стать новое соглашение о гарантиях транзита энергетических материалов и продуктов (перечень – Приложение 2), включающее в качестве неотъемлемой части договор, устанавливающий процедуру преодоления чрезвычайных ситуаций в данной сфере.
Целью соглашения является обеспечение надежного и бесперебойного транзита.
Соглашение определяет:
– основные термины, единообразное применение которых в транзитных договорах будет способствовать универсальному применению соответствующих правовых норм;
– принципы установления транзитных тарифов (объективность, разумность, прозрачность, недискриминационность, обоснованность затратами, комфортный налоговый режим);
– обязательства сторон соглашения обеспечивать выполнение обязательств по транзиту своими субъектами;
– неприемлемость непредусмотренного транзитными договорами прерывания или сокращения транзита, а также вмешательства в транзитные потоки;
– ответственность сторон за убытки, причиненные в результате невыполнения требований соглашения и транзитных договоров;
– механизмы координации действий сторон по оптимизации маршрутов транзита;
– систему органов (комиссий, формируемых на основе представительства сторон и авторитетных международных организаций), уполномоченных урегулировать чрезвыйчайные ситуации и действующих на принципах равноправного участия сторон;
– обязательность реагирования сторон на запросы партнеров и обязательства по обеспечению доступа экспертов сторон и органов по урегулированию конфликтов к транзитной инфраструктуре;
– предпочтительность дипломатическх каналов урегулирования конфликтов перед судебными с возможностью разрешения споров в соответствии с арбитражным регламентом Комиссии ООН по праву международной торговли (ЮНСИТРАЛ);
– недопустимость оговорок к соглашению.
Приложение 2. Перечень энергетических материалов и продуктов
Ядерная энергетика
Руды и концентраты урановые или ториевые.
Руды и концентраты урановые.
Руды и концентраты ториевые.
Элементы химические радиоактивные и изотопы радиоактивные (включая делящиеся и воспроизводящие химические элементы и изотопы), их соединения; смеси и остатки, содержащие эти продукты.
Уран природный и его соединения.
Уран, обогащенный ураном-235, и его соединения; плутоний и его соединения.
Уран, обедненный ураном-235, и его соединения; торий и его соединения.
Элементы радиоактивные, изотопы и соединения.
Использованные (отработанные) топливные элементы (ТВЭЛы) ядерных реакторов.
Тяжелая вода (оксид дейтерия).
Уголь каменный, газ природный, нефть и нефтепродукты, электроэнергия
Уголь каменный, брикеты, окатыши и аналогичные виды твердого топлива, полученные из каменного угля.
Лигнит, бурый уголь, агломерированный или неагломерированный, кроме гагата.
Торф (включая торфяную крошку), агломерированный или неагломерированный.
Кокс и полукокс из каменного угля, лигнита или торфа, агломерированные или неагломерированные; уголь ретортный.
Газ каменноугольный, водяной, генераторный и аналогичные газы, кроме нефтяных газов и других газообразных углеводородов.
Смолы каменноугольные, лигнитовые, торфяные и прочие минеральные смолы, обезвоженные или необезвоженные, или продукты частичной дистилляции, включая восстановленные.
Масла и другие продукты высокотемпературной перегонки каменноугольной смолы; аналогичные продукты, в которых масса ароматических составных частей превышает массу неароматических (например, бензол, толуол, ксилол, нафталин, смеси прочих ароматических углеводородов, фенолы, масла креозотовые и прочие).
Пек и кокс пековый, полученные из каменноугольной смолы или прочих минеральных смол.
Нефть сырая и нефтепродукты сырые, полученные из битуминозных пород.
Нефть и нефтепродукты, полученные из битуминозных пород (за исключением сырых).
Газы нефтяные и углеводороды газообразные прочие
Сжиженные:
– газ природный;
– пропан;
– бутан;
– этилен, пропилен, бутилен и бутадиен;
– прочие.
В газообразном состоянии:
– газ природный;
– прочие.
Кокс нефтяной, битум нефтяной и другие остатки от переработки нефти, в том числе полученной из битуминозных пород.
Битум и асфальт природные; сланцы битуминозные или нефтеносные и пески битуминозные; асфальтиты и асфальтовые породы.
Смеси битуминозные, основанные на природном асфальте, природном битуме, нефтяном битуме, минеральных смолах или пеке минеральных смол (например, битуминозные мастики, асфальтовые дорожные покрытия).
Электроэнергия
Другие виды энергии
Древесина топливная в виде отрезков стволов, поленьев, сучьев, вязанок хвороста или аналогичных видах.
Уголь древесный (включая уголь, полученный из скорлупы или орехов), агломерированный или неагломерированный.
Концептуальный подход к новой правовой базе международного сотрудничества в сфере энергетики (цели и принципы)
Совещание по вопросам развития международного сотрудничества в сфере энергетики
28 апреля 2009 года