МИНИСТР РЕГИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ В.ЯКОВЛЕВ: Сегодня рассматривались четыре национальных проекта, в том числе проект «Доступное жилье». Главные приоритеты: увеличить объемы строительства с 40 до 80 миллионов к 2010 году, сократить время ожидания в очереди тех категорий граждан, которым государство обязано предоставить жилье, увеличить объемы через ипотечное кредитование, в том числе поддержку молодежи. Более двухсот тысяч семей должны быть обеспечены к 2010 году по подпрограмме «Жилье для молодых». Решить вопрос по снижению банковской процентной ставки с 14–15 нынешних до 7–8 процентов в 2010 году, снять ряд вопросов, связанных с реформированием самого жилищно-коммунального хозяйства и подготовкой инженерных территорий для будущей застройки. Вот коротко темы, которые обозначились и о которых я докладывал.
Они изложены в федеральной целевой программе «Жилище». Эта программа проходит процедуру согласования, которая закончится в ближайшие два-три дня. И мы выносим эту программу на утверждение уже в Правительство. Следом идет ряд нормативных документов, сопровождающих программу, их достаточно много. Мы считаем, что до конца года эти документы по реализации как Жилищного, так и Градостроительного кодексов и ряда других актов, которые вышли в этом году, будут подготовлены.
МИНИСТР ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ А.ФУРСЕНКО: По проекту образования было коротко доложено, какова ситуация на сегодняшний день. Вся работа идет по графику. Главное сейчас – выверить критерии отбора лучших учителей, лучших школ, добиться того, чтобы это было действительно решение общественности, чтобы при отборе учителей это было решение не только профессионального сообщества, но и родителей, и выпускников. Мы доложили, как сегодня идет эта работа. И кроме этого на сегодняшний день понятны схемы финансирования: как деньги дойдут до тех, кто их должен получить, – до учителя, до школы, до вуза. Эти вопросы были сегодня обсуждены. Работа идет в соответствии с графиками. В феврале учителя получат выплаты за классное руководство с учетом оплаты и надбавки за январь.
Что касается премий Президента лучшим учителям, то они будут поступать, видимо, двумя порциями. Одна – перед окончанием учебного года, вторая – в ноябре. Финансирование лучших школ начнется со второго квартала, будет поступать примерно поровну в течение второго, третьего, четвертого кварталов – с тем чтобы замена оборудования и методических пособий уже частично была произведена во время каникул. Есть достаточно много конкретных шагов. Я еще раз хочу подчеркнуть, что эти шаги, с одной стороны, делаются по графику и, с другой стороны, с максимально широким привлечением общественности, с максимально широким информированием общественности.
МИНИСТР СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА А.ГОРДЕЕВ: Я хочу обратить внимание на то, что агропромышленный комплекс России впервые за последние 15 лет попал в приоритеты экономической политики государства. Если говорить о разделах национального проекта развития агропромышленного комплекса, то это прежде всего ускоренное развитие животноводства, затем поддержка и развитие функционирования малых форм аграрного бизнеса (речь идет о личных подворьях граждан и фермерских хозяйствах), а также строительство льготного жилья для молодых специалистов, которые будут выезжать в сельские территории и работать в сельскохозяйственных организациях.
Совет подвел итог первому подготовительному периоду. Все нам методологически ясно: предстоит большая работа с администрациями субъектов Российской Федерации и, конечно, с теми хозяйствующими субъектами, которые сформированы в аграрном бизнесе, говоря современным языком. По сути дела, мы имеем такой проект, который можно назвать именно так: государственное частное партнерство в развитии сельского хозяйства России.
ГУБЕРНАТОР САНКТ-ПЕТЕРБУРГА В.МАТВИЕНКО: Мне кажется очень своевременным, когда, к счастью, настало время, когда в стране стабильная финансовая, экономическая, социальная ситуация, когда страна нарастила мускулы и наконец появились реальные финансовые ресурсы, чтобы решать те проблемы, которые волнуют граждан нашей страны. Причем решать не декларативно, не лозунгами, а реальными крупными национальными проектами. Мне кажется, что эта инициатива Президента очень своевременна и чрезвычайно важна.
Более трех часов шло обсуждение этих проблем, и я искренне говорю, что я удивилась, насколько – до деталей – Президент погружен в содержание каждого из проектов.
Что бы мне казалось важным – это то, что направления проектов выбраны абсолютно правильно, и акценты и приоритеты расставлены правильно – это здравоохранение, образование, жилье, сельское хозяйство. Но в рамках национальных проектов еще есть над чем работать, потому что очень многие нюансы, которые не нашли пока отражения, еще нуждаются в доработке. Иначе попыткой сделать хорошее дело можно просто испортить саму идею. Есть над чем работать и в национальном проекте по здравоохранению, и по образованию. Хорошо, что мы будем поддерживать учителей и классных руководителей, поддерживать элитные и инновационные школы, но, мне кажется, сегодня, если говорить, понимая ситуацию на местах, последние 15 лет системно и серьезно образованием не занимались. Сегодня материальная база школ в очень плохом состоянии, спортивные залы и площадки или отсутствуют, или нуждаются в серьезном ремонте. Для кабинетов химии, физики и других предметов не закупались необходимые вещи долгие годы. Поэтому важно наряду с мотивацией учителя создать нормальные условия для образования. И в первую очередь, чтобы были условия для внедрения новых информационных и образовательных технологий. Для этого мало купить компьютеры в школы. У нас такое увлечение – каждой школе по компьютерному классу, и задачу решили. Сегодня уже не в этом суть проблемы – сегодня каждую школу нужно подключить к Интернету, причем не к модему, а к быстрому Интернету. Нужно на эти компьютеры установить комплект электронных учебников, нужно обязательно обучить учителей школ, не только учителей информатики, но и учителей-предметников, которые могли бы, используя эти новые образовательно-информационные технологии, внедрять новое качество в образовательный процесс. Мне кажется, национальный проект должен быть нацелен на это. Мы не должны только материализовать его: кого мы осчастливим, кому добавим зарплату. Это, безусловно, важно, но надо, чтобы каждый национальный проект ставил какую‑то цель, чтобы это не просто было движение куда‑то в никуда, а ставилась цель, определялись средства для достижения этой цели, чтобы мы через два-три года смогли сказать, что мы добились таких‑то конкретных результатов. И сегодня в ходе обсуждения мы договорились, что в рамках рабочих групп мы начнем детально эти вопросы уточнять.
Второе. Ответственность за реализацию национальных проектов сегодня лежит не только и, я бы сказала, не столько на федеральных министрах, потому что реализовываться эти проекты будут в конкретных регионах, в конкретных городах, в конкретных деревнях. И здесь очень важно, чтобы механизмы были четко прописаны и понятны – не на математическом языке, а понятны любому органу власти: что он должен делать в рамках этих национальных проектов, каковы его задачи, каковы его функции? Какова система софинансирования и соучастия в этих национальных проектах? Должны обязательно быть своевременно приняты нормативные акты, потому что отсутствие нормативных актов приведет просто к сбою в начале реализации этих национальных проектов, а мы должны начать их быстро, без раскачки – с начала следующего года. Для этого мы должны иметь четкое понимание последовательности этих шагов, действий различных уровней власти и конкретные сроки. Думаю, что в рамках рабочих групп это тоже будет доработано.
Важнейший проект – обеспечение жильем. Важнейший. По примеру Петербурга скажу. Мы два года системно занимаемся ипотекой. Два года назад выдавали триста ипотечных кредитов в год, в этом году в Петербурге на первое ноября выдано 3200, до конца года мы ожидаем 5000 тысяч ипотечных кредитов. Ожил строительный рынок, ожил рынок жилья. У людей появилась надежда. Не надо никаких заумных схем. Нужно решить три вещи на уровне государства.
Первая – давать кредиты на 25–30 лет, а не пять, максимум десять, как это сегодня. Уменьшить ставку по банковскому кредиту, или государство берет на себя, по крайней мере, субсидирование на 50 процентов этой ставки. Изменить систему залога, которая очень жесткая. И все. И ипотека пойдет таким массовым образом. Вот три вещи, на мой взгляд, надо решить. Когда мы начинаем изобретать схемы – 30 процентов, 10 процентов, – мы усложним эту схему, и людям будут непонятны условия приобретения ипотеки. Важнейшая программа. Ею надо плотно заниматься и просто кардинально сдвинуть ситуацию с улучшением жилищных условий для наших горожан.
НАЧАЛЬНИК ЭКСПЕРТНОГО УПРАВЛЕНИЯ ПРЕЗИДЕНТА РОССИИ А.ДВОРКОВИЧ: Я добавлю два слова. Валентина Ивановна [Матвиенко] осветила содержательную часть вопроса, и министры также уже сказали по своим проектам. Добавлю три вещи по технологии работы.
Первое. Совет, который сейчас прошел, показал, что это не формальный орган, не орган, который заслушивает отчеты и дает поручения, а орган, в котором люди работают, высказывают конкретные предложения и глубоко вникают в каждую тему. Обсуждение было живым и абсолютно неформальным, и по каждому вопросу были даны конкретные предложения и замечания.
Второе. Проекты, которые Президент инициировал и о которых мы сейчас говорим, не заменяют большой рутинной работы, тяжелейшей работы по модернизации всех этих ключевых для нас сфер общества и экономики: образования, медицины, жилищного рынка, сельского хозяйства. Это лишь толчок к дальнейшему развитию этих секторов. И предстоит еще многое сделать того, чего не указано в наших документах и в наших предложениях.
И третье. Что мы будем делать дальше? В ближайшие дни мы обеспечим прохождение всех документов, которые необходимы для того, чтобы начать финансирование уже в первом квартале следующего года. Будут подписаны распоряжения Президента о создании межведомственных рабочих групп, которые будут принимать решения по всем этим документам. 14 декабря пройдет президиум Совета, где будут заслушаны окончательные доклады министров и решены все спорные проблемы, сняты все вопросы. И 29 декабря планируется проведение Государственного совета с участием всех губернаторов, где будет обсуждена готовность регионов к реализации проектов уже с января следующего года. Таков наш план работы. Мы рассчитываем, что никаких сбоев не будет.
Вопрос: Вы определили, где будут высокотехнологичные медицинские центры?
А.Дворкович: Критерии определены. Это прежде всего развитие географии этих медицинских центров, то есть мы должны сделать так, чтобы центры были доступны для населения на всей территории страны.
Второй критерий – это готовность регионов обеспечить квалификацию специалистов для этих центров – это несколько сотен врачей и примерно две тысячи медсестер, то есть младшего медицинского персонала.
И, в‑третьих, это готовность регионов софинансировать поставку оборудования для этих центров. На основе этих критериев предварительные предложения Министерством здравоохранения и социального развития сделаны. Это семь регионов, по которым центры начнут строиться в 2006 году. Окончательное решение по списку этих регионов должно быть принято Правительством до 20 декабря текущего года. Скажу, что только на первой стадии должны быть построены прежде всего центры, которые занимаются сердечно-сосудистыми заболеваниями, травматологией, эндопротезированием.