10 сентября с. г. Президентом Российской Федерации подписан Указ №1062 «Вопросы военно-технического сотрудничества Российской Федерации с иностранными государствами», представляющий собой новую редакцию ранее действовавшего одноименного Указа Президента Российской Федерации от 1 декабря 2000г. №1953.
Наряду с завершившейся структурной реорганизацией исполнительной власти в Российской Федерации появление документа объясняется назревшей необходимостью учесть накопленный опыт военно-технического сотрудничества, изложенный в том числе в предложениях Комиссии по вопросам ВТС, в частности в её решении от 18 февраля с. г.
В этой связи Указом предусмотрены конкретные меры по устранению в работе, связанной с поставками продукции военного назначения, факторов, сдерживающих её оперативность и гибкость, – прежде всего, избыточного количества ступеней согласования при принятии решений. Одновременно усилены в определенной степени координирующая и контрольная функции государства в деятельности субъектов ВТС.
Содержащиеся в подписанном Указе нововведения в своем комплексе призваны повысить привлекательность для иностранного партнера российского рынка вооружений и авторитет российских поставщиков.
Все пять утвержденных Указом положений, регламентирующих основные организационные аспекты военно-технического сотрудничества, получили свое дальнейшее развитие.
В Положении о Комиссии по вопросам военно-технического сотрудничества Российской Федерации с иностранными государствами в отличие от прежнего предусмотрена возможность создания специального органа – рабочей группы (секретариата), что, несомненно, будет способствовать лучшему обеспечению деятельности Комиссии.
Положение о порядке осуществления военно-технического сотрудничества Российской Федерации с иностранными государствами значительно расширяет содержательную составляющую военно-технического сотрудничества, конкретизируя возможные направления этой деятельности.
При этом оно вносит большую определенность в вопрос разграничения полномочий Правительства Российской Федерации и Федеральной службы по военно-техническому сотрудничеству (ФСВТС России) в принятии решений об импорте, экспорте продукции военного назначения, об оказании услуг по её модернизации, подготовке национальных военных кадров и технического персонала.
Существенно упрощается процедура закупки продукции военного назначения для нужд федеральных органов исполнительной власти, имеющих в своем составе войска и воинские формирования в рамках государственного оборонного заказа.
Признано необходимым определить порядок контроля за выполнением иностранными государствами своих обязательств по целевому использованию поставляемой российской продукции военного назначения.
Предусматривается также механизм контроля со стороны ФСВТС России за соответствием условий контрактов, заключаемых субъектами военно-технического сотрудничества, их правоспособности, действующему законодательству, а также военно-политическим и экономическим интересам Российской Федерации.
В своей новой редакции Положение о порядке рассмотрения обращений иностранных заказчиков и согласования проектов решений Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и Федеральной службы по военно-техническому сотрудничеству о поставках продукции военного назначения активизирует процессы рассмотрения обращений иностранных заказчиков и согласования проектов решений о поставках продукции военного назначения.
Предметно очерчено понятие «обращение иностранного заказчика о поставке продукции военного назначения».
Более тщательную регламентацию получает деятельность субъекта военно-технического сотрудничества по проработке обращения иностранного заказчика и оценке его правоспособности в целях обеспечения полноты этой работы, уточнения и оптимизации сроков её проведения, скорейшего разрешения возможных споров и разногласий.
Это нашло свое выражение в установлении более тесного информационного взаимодействия организаций, участвующих в согласовании существенных условий контракта и определении его исполнителя, в сочетании с четким распределением их функций.
Определены алгоритмы проработки проектов решений по таким направлениям военно-технического сотрудничества, как импортные, поставки продукции военного назначения и создание совместных предприятий по её разработке, производству, ремонту, модернизации и уничтожению (утилизации).
При этом введение в отдельных случаях уведомительного порядка позволит сократить сроки согласования проектов упомянутых решений с федеральными органами исполнительной власти.
Положение о порядке предоставления российским организациям права на осуществление внешнеторговой деятельности в отношении продукции военного назначения упрощает порядок предоставления и возобновления права на осуществление внешнеторговой деятельности в отношении продукции военного назначения, перераспределяя некоторые властные функции в данной сфере.
Рассмотрение вопросов о предоставлении организациям права внешнеторговой деятельности в отношении продукции военного назначения наряду с Правительством Российской Федерации осуществляет теперь и ФСВТС.
Расширен перечень вопросов, по которым по уполномочию Президента Российской Федерации ФСВТС России может предоставлять право на осуществление внешнеторговой деятельности в отношении продукции военного назначения. В соответствии с новым Указом такое право может быть предоставлено в отношении поставок запасных частей, агрегатов, узлов, приборов, комплектующих изделий, специального, учебного и вспомогательного имущества, технической документации к ранее поставленной продукции военного назначения, проведения работ по освидетельствованию, эталонированию, продлению срока эксплуатации, техническому обслуживанию, ремонту, утилизации и других работ, обеспечивающих комплексное сервисное обслуживание ранее поставленной продукции военного назначения, а также обучения иностранных специалистов проведению указанных работ.
За счет сокращения перечней представляемых документов и согласующих организаций упрощаются:
— порядок предоставления организации права осуществлять внешнеторговую деятельность в отношении продукции военного назначения;
— порядок внесения изменений в номенклатуру (перечень) продукции военного назначения, в отношении которой организации предоставлено право внешнеторговой деятельности;
— порядок предоставления такого права правопреемнику реорганизованного субъекта военно-технического сотрудничества.
В новом документе предусматривается возможность завершения организацией своих контрактных обязательств по истечении срока предоставленного ей права внешнеторговой деятельности в отношении продукции военного назначения, а также возможность передачи незавершенных исполнением обязательств другим субъектам в случае лишения организации такого права либо при отказе в его продлении.
Данные нововведения призваны обеспечить стабильность взаимодействия российских субъектов военно-технического сотрудничества с иностранными партнерами.
Положение о порядке лицензирования в Российской Федерации ввоза и вывоза продукции военного назначения в развитие ранее действовавшего порядка значительно оптимизирует соответствующие процедуры:
— сужает круг вопросов, подлежащих согласованию с Минобороны России при оформлении заявления на получение лицензии, и перечень необходимых для этого документов;
— сокращает сроки согласования таких заявлений в Минобороны России за счет введения уведомительного порядка;
— отказывается в ряде случаев от необходимости согласования с Минобороны России заявлений на временный ввоз и вывоз продукции военного назначения для ее показов и демонстрации на международных выставках.
Кроме того, Положение существенно упрощает процедуру лицензирования дополнительных поставок продукции военного назначения (ввоз и вывоз запасных частей, агрегатов, узлов, приборов, комплектующих изделий, специального, учебного и вспомогательного имущества, технической документации, проведение работ по освидетельствованию, эталонированию, продлению срока эксплуатации, техобслуживанию, ремонту, утилизации, обучение иностранных специалистов) за счет:
— сокращения перечня документов, представляемых для оформления лицензии в отношении таких поставок;
— разрешения последующего составления перечня дополнительно поставляемой продукции к ранее выданной лицензии на указанные поставки;
— предусмотренной возможности лицензирования поставок выше перечисленной номенклатуры продукции, работ и услуг для обеспечения эксплуатации находящейся в государствах – участниках СНГ продукции военного назначения советского производства и разработки – без специального принятия по этим вопросам решений Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и ФСВТС России.
Кроме того, Указом определены федеральные органы исполнительной власти по координации и контролю в области военно-технического сотрудничества Российской Федерации с иностранными государствами, а также по решению других задач государственного регулирования в этой области и скорректированы полномочия упомянутых органов в данной сфере.
В целом можно заключить, что новый Указ призван обеспечить дальнейшее развитие и совершенствование активно функционирующей системы военно-технического сотрудничества Российской Федерации с иностранными государствами и будет способствовать повышению эффективности деятельности государства в этой области международных отношений.
Одновременно Президентом Российской Федерации утвержден перечень организаций – разработчиков и производителей продукции военного назначения, которым ФСВТС России уполномочена предоставлять в установленном порядке право на осуществление внешнеторговой деятельности в отношении продукции военного назначения (распоряжение Президента Российской Федерации от 10 сентября 2005г. №401-рп «О внесении изменений в распоряжение Президента Российской Федерации от 16 сентября 2002г. №422-рп»).