Разработка проекта федерального закона «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации о выборах и референдумах и иные законодательные акты Российской Федерации» (далее – законопроект) вызвана необходимостью комплексной корректировки подходов к правовому регулированию порядка проведения выборов и референдумов в Российской Федерации в связи с одобрением Государственной Думой концепции проекта нового федерального закона «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации».
Наиболее существенные и объемные изменения вносятся в федеральные законы «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» и «О выборах Президента Российской Федерации» (статьи 9 и 10 законопроекта).
В соответствующих положениях прежде всего реализована идея самостоятельного участия политических партий в выборах в органы государственной власти и органы местного самоуправления. Усилившаяся роль политических партий в общественно-политической жизни страны, а также принятые в последнее время законодательные меры, направленные на увеличение численности политических партий, дают основание полагать, что отпала необходимость их объединения в избирательные блоки для совместного выдвижения кандидатов, списков кандидатов и участия в иных избирательных действиях. В связи с этим избирательные блоки исключаются из числа участников избирательного процесса.
Законопроектом также уточняются нормы названных федеральных законов, касающиеся сбора подписей и проверки подписных листов, регистрации кандидатов, списков кандидатов, порядка проведения агитации, подведения итогов голосования и результатов выборов, референдума.
В частности, предусматривается сократить с 25 процентов до 5 процентов количество недостоверных или недействительных подписей избирателей, участников референдума, при котором не допускается регистрация кандидатов, списков кандидатов либо инициативной группы по проведению референдума. Положения федеральных законов, определяющие содержание предвыборной агитации, приведены в соответствие с постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 30 октября 2003 г. №15-П. В связи с расширением в стране сети телевизионного вещания уточнен круг организаций, признаваемых общероссийскими и региональными организациями телерадиовещания.
Современным уровнем развития информационных технологий объясняется предусматриваемая в законопроекте возможность проведения электронного голосования (то есть голосования без бюллетеня, изготовленного на бумажном носителе), которое пока планируется проводить на небольшом количестве избирательных участков, участков референдума. Контроль за проведением такого голосования будет осуществляться Центральной избирательной комиссией Российской Федерации.
В числе новаций Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» следует отметить установление единого дня голосования на выборах в органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления, которым предлагается определить второе воскресенье марта последнего года полномочий органа государственной власти субъекта Российской Федерации, органа местного самоуправления и депутатов. Если в связи с досрочным прекращением полномочий названных органов и депутатов либо по иным обстоятельствам, предусмотренным в новой редакции статьи 10 этого федерального закона, выборы не могут быть назначены на второе воскресенье марта указанного года, они назначаются на первое воскресенье октября года досрочного прекращения полномочий или на второе воскресенье марта года, следующего за годом досрочного прекращения полномочий, а в год проведения выборов депутатов Государственной Думы очередного созыва – на день голосования на этих выборах. Названный федеральный закон также дополняется статьей, содержащей порядок применения перечисленных положений.
Изменены подходы к правовому регулированию избирательного залога. Предлагается отказаться от «страховочной функции» избирательного залога, который нередко вносится на случай, если количества достоверных подписей избирателей окажется недостаточно для регистрации кандидата, списка кандидатов. Поэтому предусматривается четко установить, что избирательный залог, внесенный в избирательную комиссию после представления в нее подписных листов, возвращается кандидату или избирательному объединению, а подписные листы, представленные после внесения избирательного залога, избирательной комиссией не принимаются.
Предлагается также отказаться от жесткого регулирования на федеральном уровне размера избирательного залога (в настоящее время он составляет 15 процентов от устанавливаемого законом предельного размера расходования средств избирательного фонда кандидата, избирательного объединения) и предоставить субъектам Российской Федерации право своими законами уменьшать размер избирательного залога до 10 процентов от указанной суммы средств.
Законопроект содержит положения, обусловленные особенностями проведения референдумов субъектов Российской Федерации по вопросу образования нового субъекта Российской Федерации.
Изменения, вносимые в федеральные законы «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» и «О выборах Президента Российской Федерации», сформулированы с учетом соответствующих положений проекта федерального закона «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации», принятого в первом чтении.
Избрание всех депутатов Государственной Думы на основе пропорциональной системы обусловило необходимость внесения изменений в Федеральный закон «О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» (статья 2 законопроекта). Из названного федерального закона исключаются положения, регламентирующие деятельность депутатов Государственной Думы, избранных по одномандатным округам, и их помощников. Одновременно корректируются положения, касающиеся взаимодействия депутатов Государственной Думы с избирателями, а также условий работы их помощников.
Так, депутат Государственной Думы, входивший в качестве кандидата в региональную группу федерального списка кандидатов, поддерживает связь с избирателями на территории, которой соответствовала эта региональная группа, а депутат Государственной Думы, входивший в общефедеральную часть указанного списка, – с избирателями одного или более субъекта Российской Федерации, не охваченных региональными группами, между которыми распределены депутатские мандаты. Для такого депутата Государственной Думы субъект или субъекты Российской Федерации определяются фракцией в Государственной Думе, созданной политической партией, в составе федерального списка которой он был избран.
Перечень оснований прекращения депутатских полномочий дополняется новым для российского законодательства положением, согласно которому депутат Государственной Думы утрачивает свой мандат в случае вхождения или перехода в иную фракцию, чем была образована политической партией, в составе федерального списка кандидатов которой он был избран.
Изменениями, вносимыми в Федеральный закон «О политических партиях», уточняется процедура выдвижения политической партией кандидатов на выборные должности в органы государственной власти и органы местного самоуправления, списка кандидатов в депутаты, а также порядок принятия политической партией устава, программы и других важных решений (статья 7 законопроекта).
Законопроектом предусматривается повышение с 1 января 2006 г. уровня государственного финансирования политических партий, получивших поддержку избирателей на федеральных выборах. Указанное финансирование планируется в размере пяти рублей, умноженных на число голосов избирателей, полученных федеральным списком кандидатов, выдвинутых политической партией, или кандидатами, выдвинутыми политической партией и избранными в Государственную Думу (в настоящее время – 0,005 минимального размера оплаты труда, умноженного на указанное число голосов избирателей). С 1 января 2007 г. предлагается индексировать размер государственного финансирования политических партий с учетом уровня инфляции, прогнозируемого федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий год.
Планируемые ранее на 2004–2005 годы расходы федерального бюджета на государственное финансирование политических партий по результатам выборов депутатов Государственной Думы четвертого созыва в размере 107922,4 тыс. рублей с принятием названного федерального закона возрастут на 503997,8 тыс. рублей и составят в целом на четыре года 611920,2 тыс. рублей.
В то же время принятие названного федерального закона позволит сократить расходы бюджетов на проведение выборов в органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления, поскольку статьей 9 законопроекта, которой вносятся изменения в Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», предлагается установить единый день голосования на указанных выборах.
В связи с уточнением и изменением избирательного законодательства Российской Федерации соответствующие изменения вносятся в Закон Российской Федерации «О средствах массовой информации», Уголовный кодекс Российской Федерации, Налоговый кодекс Российской Федерации, Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях, Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации, а также в федеральные законы «Об обеспечении конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления», «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и «О лотереях» (статьи 1, 3–6, 8–10, 12 и 13 законопроекта).