В федеральном законе «О государственной службе российского казачества» законодательно определяется правовая и организационная основы привлечения российского казачества к государственной службе с учетом практики правового регулирования этих вопросов иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Иная деятельность российского казачества, не связанная с государственной службой, федеральным законом «О государственной службе российского казачества» не регулируется.
Действие этого федерального закона распространяется лишь на граждан Российской Федерации, являющихся членами казачьих обществ, которые включены в государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации и члены которых в установленном порядке взяли на себя обязательства по несению государственной и иной службы (статьи 2 и 5).
В этих целях в законе дается определение понятия «казачье общество» – добровольное объединение граждан в форме некоммерческой организации, образованное в соответствии с федеральным законодательством, включенное в государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации и члены которого в установленном порядке взяли на себя обязательства по несению государственной и иной службы (статья 2).
Устанавливается, что основными принципами осуществления российским казачеством государственной службы являются: законность; приоритет прав и свобод человека и гражданина, их непосредственное действие, обязательность их признания, соблюдения и защиты; равный доступ граждан к государственной службе, взаимосвязь государственной службы и муниципальной службы; профессионализм и компетентность государственных служащих; защита государственных служащих от неправомерного вмешательства в их профессиональную служебную деятельность как государственных органов и должностных лиц, так и физических и юридических лиц (статья 4).
Предусматривается, что российское казачество проходит государственную гражданскую службу в соответствии с законодательством Российской Федерации, военную службу и правоохранительную службу – в соответствии с федеральным законодательством. Военную службу российское казачество проходит в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках, воинских (специальных) формированиях и органах. Для прохождения военной службы российское казачество направляется по возможности в соединения и воинские части Вооруженных Сил Российской Федерации, которым присвоены традиционные казачьи наименования, в пограничные органы, во внутренние войска Министерства внутренних дел Российской Федерации (статья 5).
Предусматривается, что российское казачество в установленном порядке будет оказывать содействие государственным органам в организации и ведении воинского учета казаков, в организации военно-патриотического воспитания призывников, их подготовке к военной службе и во вневойсковой подготовке во время пребывания в запасе, будет принимать участие в мероприятиях по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий, по гражданской и территориальной обороне, в природоохранных мероприятиях, будет принимать участие в охране общественного порядка, обеспечении государственной, пограничной, экологической и пожарной безопасности, в борьбе с терроризмом, а также осуществлять иную деятельность на основе договоров казачьих обществ с органами военного управления, территориальными органами федеральных органов исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации (пункт 4 статьи 5).
Устанавливается, что порядок принятия гражданами Российской Федерации, являющимися членами казачьих обществ, на себя обязательств по несению государственной и иной службы, порядок ведения государственного реестра казачьих обществ в Российской Федерации, а также форма одежды, знаки различия, чины и удостоверение казака не проходящих военную службу членов казачьих обществ, внесенных в государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации, определяются Президентом Российской Федерации (пункт 7 статьи 5).
Финансирование государственной службы российского казачества осуществляется за счет средств федерального бюджета и иных бюджетов. Порядок финансирования государственной службы казачьих обществ устанавливается Правительством Российской Федерации (статья 6).
Принятие данного федерального закона не потребует дополнительных средств из федерального бюджета.