Участие России как страны-партнера в Ганноверской ярмарке 2005 года стало возможным в результате договоренностей Президента Владимира Путина и канцлера ФРГ Герхарда Шрёдера.
Работа объединенной экспозиции строится на трех уровнях.
Первый их них – российско-германский День экономики, который проводится 11 апреля в Центре конгрессов Экспоцентра Ганновера. Его организаторами являются Восточный комитет немецкой экономики и «Дойче Мессе АГ» – с немецкой стороны и Министерство промышленности и энергетики – с российской.
В открытии Дня примут участие Президент России Владимир Путин и Федеральный канцлер ФРГ Герхард Шрёдер.
Основными темами российско-германского Дня экономики станут возможности развития бизнеса в России и связанные с этим вопросы финансирования.
Представляют обе стороны руководители министерств, ведомств, крупнейших банковских и промышленных структур. В частности, с российской стороны – Виктор Христенко, Министр промышленности и энергетики, Герман Греф – Министр экономического развития и торговли, Леонид Рейман – Министр информационных технологий и связи, Алексей Миллер – председатель правления ОАО «Газпром», Алексей Мордашов – генеральный директор ОАО «Северсталь-групп», Андрей Казьмин – председатель правления Сбербанка России, Андрей Костин – председатель Внешторгбанка, Владимир Евтушенков – председатель совета директоров ОАО «АФК Система» и другие; с немецкой – доктор Бернд Пфаффенбах, статс-секретарь министерства экономики и труда, Буркхард Бергман – председатель правления «Э.ОН Рургаз АГ», профессор Эдвард Крубазик – президент Центрального объединения электротехнической и электронной промышленности, Тессен фон Хайдебрек – член правления «Дойче Банк АГ», Руди Лампрехт – член центрального правления «Сименс АГ» и другие.
Второй уровень – Российский промышленный форум, работа которого будет проходить на площадке объединенной российской экспозиции. Его откроет 12 апреля Министр промышленности и энергетики Виктор Христенко. Основные темы форума:
российско-германское сотрудничество в области электротехнической промышленности и энергетики;
инвестиционная политика Российской Федерации;
Россия – международный партнер в области высоких технологий, науки, исследований, опытно-конструкторских разработок;
новая российская промышленность – готовность к современной глобальной конкуренции;
автомобильная промышленность – двигатель экономического роста.
Оборудованная современными техническими средствами в сочетании с оригинальным дизайном, эта деловая площадка станет центром объединенной российской экспозиции. Работа Российского промышленного форума, его программа, составленная с максимально возможным учетом интересов российских и германских участников Ганноверской ярмарки, станет примером новых форм организации выставочной деятельности. В разработке совместной программы форума активно участвовали Министерство промышленности и энергетики России, правительственные структуры Германии, Восточный комитет немецкой экономики, отраслевые объединения германской промышленности, «Дойче Мессе АГ».
Третий уровень – собственно выставочная площадка (6600 кв.м) объединенной российской экспозиции. На ней размещены экспонаты 142 промышленных предприятий, исследовательских институтов и организаций, мелких и средних фирм, работающих в области машиностроения, транспорта, энергетики, авиастроения, новых материалов, программных продуктов.
В соответствии с тематикой Ганноверской ярмарки основную часть экспозиции занимает раздел машиностроения включая авиастроение. Здесь представлены предприятия, уже хорошо известные в мире: компания «Сухой», корпорация «Иркут», Уралмашзавод, «Силовые машины», Уралвагонзавод, НПО «Сатурн», «Пермские моторы» и т. п. Они активно сотрудничают с европейскими и американскими фирмами в области создания и продвижения на рынок новых высокотехнологичных продуктов. В частности, компания «Сухой» совместно с французскими и немецкими фирмами работает над созданием семейства региональных пассажирских самолетов RRJ, макет которого представлен на стенде российской авиационной промышленности. Корпорация «Иркут» в свою очередь знакомит участников и гостей ярмарки с многоцелевым самолетом – амфибией «Бе-200». В 2004 году «Иркут» и EADS создали совместное предприятие по сертификации, продвижению на рынок и последующему обслуживанию этого самолета. Кроме этого, эта российская корпорация и германская фирма «Stemme» представляют совместную разработку – беспилотный авиационный комплекс дистанционного зондирования.
Автомобильную промышленность России представляет КамАЗ – крупнейший производитель грузовых автомобилей. Единый производственный комплекс этого объединения включает в себя 14 специализированных заводов. Продукция одного из них – инструментального – успешно применяется на предприятиях ведущих фирм Германии, Италии, США. КамАЗ активно сотрудничает с такими германскими фирмами как «Zahnrad Fabrik», WABCO, «Bosch».
На выставке также представлен стенд корпорации ВСМПО–Ависма – крупнейшего производителя продукции из титановых сплавов. Её партнерами являются ведущие мировые производители авиационной техники и двигателей: Boeing, EADS, General Electric, SNECMA, Pratt&Whitney, Rolls-Roylls и др. Корпорация ВСМПО–Ависма участвует в двух амбициозных авиационных проектах по созданию самолетов «А-380» и «Boeing 7E7».
Особое место в экспозиции занимают новые инновационные проекты и высокотехнологичные продукты, интересные посетителям объединенной российской экспозиции.
ОКБ лазерной техники при Сибирском отделении Российской академии наук демонстрирует свою уникальную новинку – помышленный лазер на углекислом газе мощностью 14 кВт. Он находит широкое применение в различных отраслях промышленности и представляет новый этап в области обработки материалов: от резки и сварки листовых материалов до лазерной наплавки и термической обработки.
Центральный аэрогидродинамический институт им.Н.Е.Жуковского покажет ряд своих достижений, которые могут явиться основой для российско-германского сотрудничества в создании прорывных наукоёмких продуктов. Одно из них – самолет будущего «летающее крыло». Обширные теоретические и экспериментальные исследования, проведенные институтом по этой теме, привели к разработке качественно новой концепции самолета с уменьшенным на 25% расходом топлива. Этот проект детально будет представлен в рамках Российского промышленного форума.