В программе поездки Президента В.Путина – посещение Свято-Троицкого Ипатьевского монастыря.
Свято-Троицкий Ипатьевский монастырь основан в конце XIII века родоначальником известных русских фамилий Годуновых, Вельяминовых, Шеиных – татарским мурзой Четом (в крещении Захарием).
С костромским Ипатьевским монастырем связан ряд важнейших событий в истории российского государства.
В 1382 году в монастыре укрылся с семьей от набега хана Тохтамыша великий московский князь Дмитрий Донской, в 1435 году здесь заключением перемирия закончилась междоусобная вражда двух удельных князей Василия Косого и Василия Васильевича.
В 1613 году в стенах Ипатьевского монастыря состоялось призвание на русский царский престол боярина Михаила Федоровича Романова. В истории монастыря начался период покровительства правящей династии, роль монастыря в истории России определилась как колыбель Дома Романовых.
В 1744 году образована Костромская епархия, на территории Ипатьевского монастыря разместилась резиденция Костромского архиерея.
Ипатьевский монастырь многократно посещался представителями царствующей династии. После пребывания в монастыре Михаила Федоровича Романова традицию визитов в обитель возродила императрица Екатерина II в 1767 году. В 1834 году во время своего визита в Кострому император Николай I поставил задачу превращения Ипатьевского монастыря в мемориальный Романовский комплекс. Для ее реализации в середине – второй половине XIX в. в монастыре были произведены крупномасштабные работы по реконструкции и реставрации всего архитектурного комплекса, в том числе перестройка теплой церкви Рождества Богородицы, реставрация Палат бояр Романовых, реконструкция Архиерейского корпуса и здания бывшей Консистории, корпуса свечного завода.
В 1910 – 1912 годах в Ипатьевском монастыре проводились крупные реставрационные работы, приуроченные к 300-летию Дома Романовых. Особое внимание уделялось реставрации главного монастырского храма – Троицкого собора.
В 1913 году в Костроме и Ипатьевском монастыре состоялись грандиозные торжества в честь 300-летия Дома Романовых, в рамках которых состоялся визит августейших особ, прежде всего семьи императора Николая II.
Ипатьевский монастырь оставался действующим до 1919 года.
До конца 1950-х годов здания Ипатьевского монастыря использовались для проживания работников костромских ткацких предприятий, осуществлялась поэтапная музеефикация его объектов. В 1950 – 1960-х годах проведена комплексная научная реставрация монастырского ансамбля с использованием передовых реставрационных методик и технологий, прежде всего в реставрации монументальной живописи Гурия Никитина в Троицком соборе.
В 1958 году решением Совета Министров РСФСР в архитектурном комплексе Ипатьевского монастыря размещен Костромской государственный объединенный историко-архитектурный музей-заповедник «Ипатьевский монастырь». За годы своего существования музей превратился в крупнейшее учреждение культуры Костромской области, включающее 15 филиалов, в том числе в районных центрах Костромской области, собрание музея-заповедника насчитывает около 500 тысяч предметов.
25 ноября 1989 года в Троицком соборе архиепископом Костромским и Галичским Александром (Могилевым) проведено первое богослужение, положившее начало возобновлению духовной жизни обители. В 1991 году воссоздана монашеская община Ипатьевского монастыря. С 1993 года начался процесс передачи зданий и сооружений монастыря в пользование Костромской епархии. Свято-Троицкий Ипатьевский монастырь трижды посещал Патриарх Московский и Всея Руси Алексий II: в 1993, 1994 и 2002 годах.
Выдающийся памятник древнерусского культового зодчества включает в себя комплекс настенных росписей XVII века, уникальный по богатству сюжетных изображений и качеству исполнения, и иконостас середины XVIII века в стиле нарышкинского барокко.
В 1649 году старый Троицкий собор XVI века был разрушен взрывом пороха, хранившегося в его подклете. На его месте в 1650 – 1652 годах был сооружен новый, ныне существующий, с приделами Филиппа Митрополита и великомученика Ипатия. В последней четверти XVII века с юго-востока к храму был пристроен придел Михаила Малеина. Образцом для храма послужил Успенский собор в Ярославле.
Роспись в соборе была начата на западной галерее вскоре после окончания строительства. В летний сезон 1652 года успели написать фигуры архангелов по сторонам портала, в простенках — Страшный суд, Видения Иоанна Лествичника и Евлогия и композиции в люнетах над ними: Троица ветхозаветная, Сошествие во ад.
Начавшаяся моровая язва прервала работы, к ним вернулись только через 30 лет. В 1684 году артель знаменитого костромского знаменщика Гурия Никитина расписала четверик собора. В 1756 – 1757 годах был реконструирован иконостас собора: скромный тябловый иконостас в 1652 году был заменен резным, позолоченным. Иконостасную резьбу и позолоту выполнила артель большесольских резчиков под руководством Макара Быкова и Петра Золотарева.
Первая научная реставрация собора была осуществлена в 1911 – 1913 годах к 300-летнему юбилею Дома Романовых под руководством академика П.П. Покрышкина и архитектора-художника Д.В.Милеева. К реставрации стенописи были привлечены художники Общества воспомоществования художников. На западной и северной галереях собора по сводам и в простенках росписи впервые выполнены художниками-палешанами артели Н.Сафонова по программе, предложенной Археологической комиссией. Это копии росписей галерей ярославских храмов: на сводах — из церкви Ильи Пророка, на простенках между окон — из церкви Иоанна Предтечи, на скосах окон – из церкви Николы Мокрого. По собственным рисункам палешане написали лишь несколько изображений богородичных икон и Христа Вседержителя, они же по старой графье возобновили наружные росписи в закомарах и в аркатурном поясе на северном фасаде собора.
В 1956 году архитектурный ансамбль Ипатьевского монастыря стал музеем-заповедником. Реставрационными работами 1960 – 1970-х годах, ансамблю монастыря возвращен облик XVI – XVII веков с сохранением отдельных изменений, произошедших в XVIII – XIX веках.
Западные, северные и южные порталы собора украшают уникальные двустворчатые врата XVI века, выполненные в редкой технике золотой наводки по красной меди, – вклад Д.И.Годунова в собор (1559 год). Их выполнили мастера Оружейной палаты по образцу дверей Благовещенского собора Московского Кремля.
В подклете собора находились усыпальницы: под западной галереей – усыпальница рода Годуновых, где похоронены отец и мать Бориса Годунова, а под приделом Михаила Малеина – усыпальница высшего духовенства.
В 1960 году собор поставлен под государственную охрану. Является памятником истории и культуры федерального значения.