Российская Федерация и Республика Индия, именуемые далее Сторонами,
руководствуясь взаимным доверием и уважением, присущим их двусторонним отношениям,
отмечая многоплановую традицию сотрудничества с момента установления дипломатических отношений в апреле 1947 года,
ссылаясь на Договор о дружбе и сотрудничестве между Российской Федерацией и Республикой Индией от 28 января 1993 года,
обращая свой взор к Декларации о стратегическом партнерстве между Российской Федерацией и Республикой Индией от 3 октября 2000 года,
будучи убежденными во взаимном стремлении содействовать всеобщему миру и прогрессу, а также в необходимости противостоять вызовам со стороны международного терроризма,
свидетельствуют о своей приверженности общепринятым идеалам светского общества, демократии, принципам верховенства права, культурного многообразия и плюрализма,
подтверждают свои обязательства и в дальнейшем развивать и наращивать стратегическое партнерство, опирающееся на общенациональный консенсус в обоих государствах,
заявляют о следующем:
Российская Федерация и Индия как крупнейшие демократии мира глубоко привержены установлению более демократического мирового порядка, основывающегося на многополюсном устройстве и учитывающего важные перемены на международной политической арене, произошедшие за последние десятилетия. Стороны с удовлетворением констатируют, что стратегическое партнерство между ними отвечает их долгосрочным национальным интересам, укрепляет двусторонние отношения, углубляет взаимовыгодное сотрудничество и вносит вклад в дело международного мира и безопасности.
Стороны условились расширять двусторонние контакты на политическом уровне, по линии парламентов, советов безопасности и государственных учреждений. Значительная близость подходов и интересов Сторон позволила российско-индийским отношениям выдержать испытание временем. Стороны полагают, что их взаимодействие укрепляет стратегическую стабильность в Азии и в мире в целом.
Стороны намерены продолжать консультации на всех уровнях между министерствами иностранных дел двух стран, включая консультации по вопросам разоружения и деятельности ООН. Приоритетное значение будет придаваться координации усилий в рамках совместной Рабочей группы по противодействию глобальным вызовам и совместной Рабочей группы по противодействию международному терроризму.
Индийская Сторона рассматривает Россию в качестве одного из ведущих и наиболее деятельных членов международного сообщества, страны, позиция которой по вопросам общемирового значения вызывает уважение и внимание. В этой связи Индийская Сторона решительно поддерживает скорейшее вступление России во Всемирную торговую организацию. Стороны расценивают эту поддержку как важное проявление российско-индийских отношений стратегического партнерства и выражают стремление после вступления России в ВТО укреплять сотрудничество в рамках данной организации на основе принципов взаимного уважения, равенства и взаимной выгоды.
Стороны убеждены в том, что торговля, культура и туризм способствуют развитию экономического сотрудничества, укреплению доброй воли и контактам между гражданами двух стран. Стороны подчеркивают, что их традиционно прочные двусторонние отношения имеют в своей основе насыщенные связи в политической, оборонной и экономической областях. Эти связи нужно продвигать и укреплять. Новые возможности открывают взаимные инвестиции в промышленность, сотрудничество в информационных технологиях и банковской сфере.
Энергетика представляет важную часть двустороннего сотрудничества. С учетом растущих энергетических потребностей Индии Стороны подчеркивают необходимость использования ресурсов, которые не наносят вреда окружающей среде и имеются в достаточных количествах. Атомные электростанции служат экологически чистым и мощным источником энергии, необходимой для стабильного развития. Стороны намерены продолжать сотрудничество в области ядерной энергетики, охватывающее инновационные технологии для обеспечения энергетической безопасности, с должным учетом их обязательств по соблюдению норм нераспространения. Стороны также отмечают значительные возможности сотрудничества в том, что касается гидроэлектростанций и тепловых электростанций. Россия – крупнейший экспортер нефти и газа, а Индия становится крупнейшим их потребителем. Стороны подтверждают стремление сотрудничать в разработке новых месторождений нефти и газа, а также средств транспортировки углеводородов в России, Индии и других странах. Стороны согласны поощрять и содействовать инвестициям индийских компаний в энергетический сектор в России и российских компаний в этот сектор в Индии. Стороны рассматривают энергетику в качестве приоритетной сферы двустороннего сотрудничества.
Стороны едины в том, что XXI век породил новые вызовы. В глобализированном мире глубокая взаимосвязь присуща не только странам, но и проблемам. Стороны признают неразделимость безопасности и процветания в современном мире. Они согласны, что наиболее эффективным способом противостоять современным вызовам служат многосторонние усилия, основанные на максимально широком международном участии. В этом – инструмент продвижения к многополюсному миру.
Система Организации Объединенных Наций играет центральную роль в многосторонних усилиях. Стороны намерены тесно сотрудничать в ООН и других международных организациях. В 2005 году ООН исполняется 60 лет. Стороны подчеркивают необходимость всеобъемлющей реформы системы ООН, в которой должны найти отражение как увеличение числа государств-членов Организации, так и современные реалии. Россия и Индия подчеркивают, что расширение Совета Безопасности ООН является велением времени, выполнение которого сделает Совет Безопасности более представительным и эффективным. В этой связи Российская Федерация вновь заявляет о том, что рассматривает Индию как влиятельного и важного члена международного сообщества. Российская Федерация подтверждает свою поддержку Индии в качестве достойного и сильного кандидата в постоянные члены расширенного Совета Безопасности ООН.
Российская Федерация и Республика Индия подтверждают свою решимость бороться с терроризмом. Они убеждены в том, что глобальный терроризм во всех его формах и проявлениях представляет собой одну из самых серьезных угроз международному миру и безопасности, и самым жестким образом осудили все акты терроризма вне зависимости от их мотивации, времени совершения и исполнителей. Они подчеркивают, что терроризму не может быть никаких оправданий, в том числе идеологических, религиозных, расовых, этнических и любых других. Они полагают, что борьба с терроризмом должна вестись на долгосрочной и последовательной основе и быть всеобъемлющей. В этой связи они подчеркивают необходимость наполнить более весомым содержанием и придать большую доверительность глобальной борьбе с терроризмом и исключить выборочные подходы и политическую предвзятость. С учетом недавних вылазок против открытых обществ в разных частях мира Россия и Индия как два крупных и авторитетных демократических государства имеют все основания для выражения озабоченности уязвимостью демократических систем перед атаками террористов, поскольку терроризм использует в своих интересах такие сильные стороны демократии, как защита прав человека, свобода выражения и передвижения.
Стороны приветствуют единогласное принятие Советом Безопасности ООН резолюции 1566 (инициирована Российской Федерацией). Отмечая, что она предусматривает выработку соответствующих мер против террористов, включающих санкции и юридические действия, а также то, что она призвана повысить действенность Контртеррористического комитета, Стороны будут продолжать активно сотрудничать в борьбе с терроризмом.
Россия и Индия вновь особо подчеркивают необходимость скорейшего принятия Генеральной Ассамблеей ООН Всеобъемлющей конвенции по международному терроризму и Международной конвенции о борьбе с актами ядерного терроризма.
Стороны подчеркивают, что распространение оружия массового уничтожения, средств его доставки и связанных с ним материалов, особенно риск их попадания в руки террористов, представляет собой угрозу международному миру и безопасности. Они обращают особое внимание на необходимость мер, которые исключат приобретение или создание террористами либо теми, кто их покрывает, оружия массового уничтожения, средств его доставки и связанных с ним материалов. Стороны подчеркивают необходимость дальнейшей борьбы с этой угрозой как на национальном уровне, так и в рамках рассчитанных на перспективу многосторонних долгосрочных усилий всех партнеров по нераспространению при центральной роли ООН. Как стратегические партнеры Россия и Индия подтверждают свою решимость взаимодействовать для достижения этой цели друг с другом, а также в рамках соответствующих международных форумов.
Стороны также подтверждают свою приверженность усилиям, направленным на предотвращение размещения оружия в космическом пространстве, сохраняя космос для мирной деятельности и сотрудничества на благо развития.
Стороны с удовлетворением отмечают регулярное проведение трехсторонних встреч министров иностранных дел России, Индии и Китая. Эти встречи полезны для повышения взаимопонимания и поиска сфер возможного сотрудничества в трехстороннем и международном форматах. Трехсторонние встречи также отражают серьезную обеспокоенность терроризмом, в какой форме и где бы он ни проявлялся. Стороны выражают убежденность в пользе поступательного углубления трехстороннего сотрудничества, которое, среди прочего, способствует социально-экономическому развитию трех государств.
Стороны рассмотрели обстановку в Центральной Азии и отмечают, что безопасность и стабильность в этом районе полностью отвечает региональным приоритетам России и Индии. Ускоренный экономический рост центральноазиатских государств и их продвижение по пути демократии требуют уважения их самостоятельности в выборе моделей развития и проведения реформ.
Стороны выразили озабоченность по поводу непрекращающегося насилия в Ираке и подчеркнули необходимость внутрииракского диалога, нацеленного на достижение общенационального консенсуса в отношении новой конституции и по вопросам восстановления стабильности и безопасности в стране.
Стороны высказались за четкое выполнение резолюции 1546 Совета Безопасности ООН и прежде всего зафиксированного в ней временного графика политического процесса, полагая, что это поможет созданию нового демократического Ирака.
Стороны подтверждают свою сохраняющуюся заинтересованность в содействии усилиям по восстановлению Ирака и призвали к расширению международных консультаций по мирному урегулированию в стране. Стороны считают, что в интересах всего мирового сообщества восстановить эффективность многосторонних подходов к проблемам, подобным войне в Ираке.
Стороны высказались за достижение прочного, справедливого и всеобъемлющего урегулирования арабо-израильского конфликта на основе соответствующих резолюций Совета Безопасности ООН. Стороны выступают за скорейшее возобновление мирных переговоров в соответствии с планом «дорожная карта», разработанным «четверкой» международных посредников и одобренным резолюцией 1515 Совета Безопасности ООН.
Стороны приветствуют успешное проведение президентских выборов в Афганистане и подчеркивают важность усилий, направленных на национальное примирение и единство. Стороны также ожидают, что парламентские выборы будут проведены в установленные сроки в апреле-мае 2005 года. Стороны выступают за развитие Афганистана как сильного, единого, суверенного и независимого государства и подчеркивают важность усиления центральной власти отечественными механизмами обеспечения безопасности.
Стороны подтверждают свою поддержку процессу восстановления Афганистана. Стороны выражают озабоченность по поводу сохраняющейся угрозы безопасности, в первую очередь в провинциях Юга и Юго-Востока, а также по поводу продолжающегося роста объемов выращивания, производства и оборота наркотиков в Афганистане и подчеркивают необходимость принятия эффективных мер по противодействию наркотической и террористической угрозам.
Российская Федерация и Республика Индия убеждены в том, что их двустороннее сотрудничество во всех проявлениях и их стратегическое партнерство способствуют укреплению регионального и международного взаимопонимания и сотрудничества. Они полны решимости и впредь всемерно укреплять свои партнерские отношения, тесно взаимодействовать на двусторонней и многосторонней основе с другими государствами, региональными и международными форумами.