Порт Кавказ был создан в 1953 году как составная часть Керченского торгового порта для обеспечения паромной переправы через Керченский пролив. В 1992 году после раздела с Украиной порт «Кавказ» отошел России. Но еще раньше, в 1984 году, железнодорожная переправа перестала действовать из‑за резкого падения объемов и рентабельности перевозок.
В декабре 2003 года на встрече в Керчи президенты России и Украины приняли решение восстановить ее. На реализацию проекта ушло 30 млн долларов. В сентябре 2004 года железнодорожное сообщение между двумя берегами Керченского пролива было восстановлено.В церемонии открытия переправы принял участие премьер-министр украинского правительства Виктор Янукович, баллотирующийся на пост Президента Украины.
Сейчас на переправе работает паром «Анненков». Он способен одновременно перевозить до 20 железнодорожных вагонов. Еще один паром строится в Севастополе.
Сегодня порт Кавказ – один из быстро развивающихся транспортных узлов на Азовском побережье. В порту построены перегрузочные комплексы для перевалки нефтепродуктов, колесной техники, удобрений. Порт имеет незамерзающую акваторию, гарантированные глубины, достаточные для захода судов грузоподъемностью до 5 тысяч тонн. Восстановленная железная дорога способна принимать для порта Кавказ 200 тысяч тонн грузов ежемесячно.
По мнению экспертов, возобновление паромной переправы имеет важное значение в контексте реализации межгосударственной программы формирования Единого экономического пространства между Россией, Украиной, Казахстаном и Белоруссией: она позволит осуществлять железнодорожные перевозки грузов и пассажиров из центральных, южных и восточных регионов России, а также из стран Центральной Азии и Закавказья в Крым, Юго-Западную часть Украины и Европу.
Основными видами грузов, преобладающими на данном направлении, являются уголь, кокс и нефтепродукты. Существенную часть перевозок составят также зерно, минеральные удобрения, черные металлы.
Несколько лет назад была выдвинута идея строительства постоянного транспортного перехода через Керченский пролив. Рассматривались несколько вариантов его сооружения – в виде моста или тоннеля. Но из‑за отсутствия необходимых финансовых средств осуществление этой идеи пока откладывается.
(по материалам ИТАР-ТАСС)