Разработанная под эгидой ООН Конвенция о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин от 18 декабря 1979 г. (вступила в силу 3 сентября 1981 г.) занимает важное место в ряду многосторонних международных договоров в области прав человека и направлена на обеспечение равных прав и равных возможностей для мужчин и женщин.
Российская Федерация является государством — участником Конвенции.
В целях осуществления контроля за реализацией Конвенции в рамках ООН был создан специальный экспертный орган — Комитет по ликвидации дискриминации в отношении женщин. В соответствии с Конвенцией полномочия Комитета ограничивались рассмотрением периодических докладов о выполнении Конвенции, представляемых государствами-участниками.
Факультативным протоколом предусматривается расширение компетенции Комитета и наделение его полномочиями принимать и рассматривать сообщения (жалобы) отдельных лиц или групп лиц, утверждающих, что государством-участником были нарушены их права, изложенные в Конвенции. При этом до обращения в Комитет такими лицами должны быть исчерпаны все внутригосударственные средства правовой защиты. По результатам рассмотрения Комитет может направить государству-участнику свои мнения и рекомендации, а в случае достоверной информации о серьезных или систематических нарушениях — назначить проведение расследования.
Факультативный протокол был принят Генеральной Ассамблеей ООН 6 октября 1999 г. и вступил в силу 22 декабря 2000 г. Участниками Факультативного протокола являются более 50 государств.
Факультативный протокол подписан от имени Российской Федерации в г. Нью-Йорке 8 мая 2001 г. В соответствии с пунктом 2 статьи 15 Факультативного протокола и на основании подпункта «б» пункта 1 статьи 15 Федерального закона «О международных договорах Российской Федерации» он подлежит ратификации.
Факультативный протокол не содержит иных правил, чем предусмотренные законодательством Российской Федерации. Равные права и свободы мужчин и женщин закреплены в статье 19 Конституции Российской Федерации. Право обращаться в соответствии с международными договорами Российской Федерации в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека, если исчерпаны все имеющиеся внутригосударственные средства правовой защиты, предусмотрено частью 3 статьи 46 Конституции Российской Федерации.
Законодательство Российской Федерации не содержит дискриминационных норм, ограничивающих права женщин. В настоящее время в судах практически отсутствуют иски, связанные с проявлением дискриминации по признаку пола.