А.Кудрин: Уважаемые друзья! Сегодня подписано Бюджетное послание Президента, в котором определены главные цели, задачи бюджетного процесса на ближайшие три года. Бюджетное послание исходит из особой ситуации, в которой находится и мировая экономика, и российская экономика. И мы ожидаем дополнительных проблем, связанных со снижением мировой экономики, это отразится и на дополнительном снижении ВВП Российской Федерации (конкретные цифры этих прогнозов мы обнародуем в ближайшее время), что, конечно, создаёт особые вызовы для бюджетного процесса.
В Бюджетном послании отмечено, что объём расходов бюджета в следующем году снизится по отношению к 2009 году. Это понятно и в связи с тем, что в этом году мы пошли на беспрецедентный объём антикризисных мер и на дефицит бюджета равный 7,4 процента. Как сегодня было сказано, это по оптимистическому варианту, с учётом новых вызовов снижения ВВП это может быть и больше.
Соответственно, снижение до цифр, которые мы определили как ориентиры, пять процентов в следующем году, три процента в 2011 году – это серьёзная задача, которая требует реструктуризации бюджетных расходов, проведения реформы и в части бюджетных учреждений, повышения эффективности отдачи каждого рубля. Поставлен вопрос о пересмотре ряда программ, перенесении сроков выполнения ряда программ, концентрации ресурсов на самых приоритетных направлениях, которые связаны и с социальным развитием, и с нацпроектами, с инфраструктурными объектами, но при общем снижении расходов.
В ближайшее время нам придётся определиться по основным параметрам бюджета. Но хочу ещё раз подчеркнуть, что инвентаризация расходов, переход к программно-целевому планированию в большем объёме всех средств бюджета, чем это было раньше, экономия, оптимизация – это вот ключевые задачи ближайшего времени, что, я думаю, позволит в результате повысить эффективность и отдачу каждого рубля. В условиях благоприятных нам иногда хотелось больше потратить, не особо задумываясь об эффективности, эффективность как бы оставалась на втором плане. Сегодня это вызов дня, и поэтому думаю, что все министерства и ведомства должны будут пройти защиту своих новых бюджетов, начиная с 10-го по12-й год, с условием обязательного повышения эффективности расходов. Соответствующие индикаторы и показатели нам надо будет учесть, внедрить.
Конечно, будем заниматься оптимизацией налоговой нагрузки, будем в первую очередь поддерживать малый бизнес, и реализуем те решения, которые были недавно озвучены. Они и в Бюджетном послании определены. Это увеличение планки тех доходов малых предприятий, которые перейдут на упрощенную систему оплаты. Проведётся ряд мероприятий, связанных со стимулированием энергоэффективной экономики, соответствующая программа и проект закона сейчас обсуждаются. Соответственно, и налоговые стимулы также здесь будут кстати.
Вот это ряд мер, на которые бы я сегодня обратил внимание в первую очередь.
А.Дворкович: Я добавлю только один момент, сегодняшнее совещание, в том числе, показало важность консолидированной работы всех ветвей и уровней власти: и Президента, и Правительства, отдельных ведомств, Федерального Собрания, а также региональных органов власти, муниципалитетов, бизнеса. У каждого, конечно, своя роль, но в нынешних условиях совместная консолидированная работа по всем тем направлениям, о которых было сказано, критически важна, иначе эффективного исполнения тех обязательств, которые у нас есть, реструктуризации расходов и выхода на модернизацию и технологическое обновление экономики просто не добиться. Мы именно таким образом получили поручение от Президента – работать, и приступили к выполнению Бюджетного послания.
Вопрос: Исходя из какой цены на нефть будет верстаться бюджет?
А.Кудрин: Очень важный момент Послания – о необходимости макроэкономической стабильности. И в связи с этим было предложено Правительству исходить из макропрогноза, связанного с консервативным вариантом. Соответственно, консервативный вариант в наших предварительных оценках предполагает цену на нефть: 50 долларов – в 10-м году; 52 – в 11-м; 53 – в 12-м. Повторяю, это предварительный наш прогноз, который мы окончательно подготовим в ближайшее время.
Вопрос: Скажите, какие варианты снижения налоговой нагрузки рассматриваются, и какие сроки могут быть?
А.Кудрин: Я уже отметил те моменты, которые мы, безусловно, уже готовы реализовывать, связанные с малым бизнесом, связанные с поддержкой энергоэффективной экономики. Такие меры разрабатываются. Дополнительные меры требуют очень серьезного взвешивания, анализа. Конечно, мы его проведем.
Вопрос: Один из пунктов Президента Медведева – модернизация экономики. Какие средства (Вы говорили, что большие) государство готово выделить? О каких средствах идёт речь?
А.Дворкович: Речь идёт о том, что весь бюджет должен быть направлен на реализацию этой задачи. И когда речь идет, например, о федеральных целевых программах, о программах реструктуризации отдельных секторов экономики, у нас есть такие программы: судостроение, авиастроение, жилищное строительство. У нас есть инструменты налоговой политики, у нас есть инструменты, связанные с государственными закупками, предъявлением требований к тем товарам и услугам, которые закупаются на рынке. У нас есть инструменты сегодняшней антикризисной поддержки предприятий. И Президент сказал о том, что мы должны создавать условия для таких предприятий, чтобы они проводили модернизацию, повышали эффективность, в том числе и энергетическую эффективность. Мы будем пользоваться всеми этими инструментами. Выделение каких‑то отдельных программ модернизации экономики мы не планируем.
А.Кудрин: Я бы добавил к этому, что вообще любая страна для своей модернизации прежде всего создает экономику с дешевым и долгосрочным кредитным ресурсом. Это главное – ресурс, и если он есть, то тогда модернизация будет проходить максимально ускоренно. Кроме того, что есть и налоговые стимулы в части дополнительной амортизации, быстрого переноса стоимости уменьшения налогооблагаемой базы в связи с модернизацией, вот эти меры мы уже приняли. Уже с этого года, как вы знаете, соответствующие налоговые стимулы заработали.
Если говорить о низкой кредитной ставке и долгосрочном ресурсе, то он складывается в условиях более стабильной экономики, но один из факторов серьезных – это снижение инфляции. Соответственно, в этом году мы ожидаем инфляцию в пределах 13 процентов, как мы и говорили. Но у нас есть хороший потенциал снижения инфляции в ближайшие два года: до 10 процентов в следующем году, но, может, даже и ниже. Мы еще раз это взвесим. Соответственно, как только произошел уже сейчас перелом – буквально месяц назад – в тенденциях снижения инфляции, уже и ставки постепенно, пусть понемногу, стали снижаться. Это главное.
Могу сказать, в докризисный период, с учетом того, что нам пока еще приходилось год за годом снижать инфляцию, и пока ресурс не был, может, таким дешевым и долгосрочным, главную кредитную поддержку получили отрасли строительства, торговли, недвижимости. У нас в этой области кредитные возможности росли в год по 30–50, а в сфере недвижимости – 80 процентов за один год, прирост кредита. А в сфере переработки, машиностроения, станкостроения – был ниже 10 процентов, прирост кредита, потому что там нужны кредиты с более долгосрочной и с более низкой ставкой.
В этом смысле модернизация экономики будет связана с созданием, в том числе и бюджетными налоговыми средствами, стабильности, которая позволит иметь длинный финансовый ресурс, как говорят, «длинные деньги» на рынке. И все институты финансового рынка – и бюджет, и макроэкономика, и финансовые институты, включая вложение сбережений, будь то государственных структур, как Пенсионного фонда, будь то населения – должны будут заработать. Вот это – главный механизм. Сумеем его создать, эти институты, значит, модернизация будет продлена. Вот этому будет сейчас очень много посвящено.
Вопрос: Резервный фонд, Аркадий Владимирович.
Вы говорили о том, что одна из задач – это аккуратно тратить средства Резервного фонда. На сколько лет его нужно растянуть? Говорили о том, что он может кончиться, за год–два.
А.Дворкович: Искусственно растягиваться расходование средств Резервного фонда не будет. Резервный фонд направлен на сглаживание колебаний расходов, когда у нас наблюдается положительная конъюнктура или отрицательная. Сегодня – отрицательная, поэтому сегодня средства Резервного фонда тратятся. Но, в конечном счете, объемы таких трат определяются теми целями, которые мы перед собой ставим. Мы ставим цели двоякие, но связанные между собой. Первое – то, о чем только что говорил Министр финансов, это сохранение макроэкономической стабильности, и поэтому мы не можем себе позволить избыточный бюджетный дефицит, а значит, и избыточные расходы из Резервного фонда. С другой стороны, мы не должны создавать избыточный шок для экономики из‑за снижения, чрезмерного снижения государственных расходов. Оптимальный баланс Правительство, Президент, Федеральное Собрание, все вместе, будут искать в рамках бюджетного процесса, и такой баланс будет найден.
Вопрос: А на сколько хватит его?
А.Кудрин: При дефиците в 5 процентов в следующем году, если нам удастся его выполнить, то мы уже в следующем году потратим Резервный фонд, а Фонд национального благосостояния, конечно, будет еще сохраняться. Но если нам удастся сокращать дефицит до трех процентов в последующем, то у нас при цене выше 50 долларов есть перспектива, что Резервный фонд даже снова начнет восстанавливаться уже с 2011 года. Поэтому мы исходим примерно из таких задач, что в следующем году при еще некотором дефиците более высоком, чем для обычной ситуации, мы готовы его потратить, в том числе мы будем заимствовать больше. Тем не менее все равно нам, по‑видимому, придется его потратить, а вот с 11-го года, может, уже он начнет восстанавливаться. При этом, повторяю, это опять же зависит от объема дефицита, который мы получим …
Вопрос: А какие могут быть заимствования? Какие внутренние, какие внешние?
А.Кудрин: Россия имеет хорошую возможность рыночных заимствований, которые мы, конечно, будем проводить в удобное время с учетом конъюнктуры рынков. Мы предполагаем вернуться к внешним заимствованиям в следующем году. В следующем году наши заимствования могут составить более 7 миллиардов долларов. При этом мы, повторяю, будем смотреть, если будет конъюнктура позволять, можем и больше занять, а в последующем это будет больше 10 миллиардов долларов в год. Опять же объем будет определяться конъюнктурой рынков, что позволит нам вести сбалансированный бюджет с учетом вот того разумного дефицита, который мы будем иметь.
Вопрос: То есть в МВФ идти не надо?
А.Кудрин: Да, мы к МВФ обращаться не предполагаем.
Вопрос: Президент сказал, что кризис далек от завершения. Что дает основания говорить об этом, и есть ли оптимистический вариант развития взамен консервативному?
А.Кудрин: Могу сказать, пессимистический вариант говорит о том, что по ряду мировых индикаторов всё‑таки продолжается спад мировой экономики, он будет в этом году, безусловно, самым глубоким за последние 40–50 лет. И, скажем, что будет в следующем году – например, прогноз за последние три месяца пересматривался раза три по поводу следующего года. В следующем году ведущие мировые экономики, включая Европу, под вопросом пока США, снова могут получить снижение ВВП, даже в следующем году. Это последние оценки последних трех недель ведущих мировых институтов, включая МВФ, ОЭСР, Евросоюза. Поэтому это новая информация, которая заставляет нас говорить о том, что кризис будет затяжным, следующий год будет еще характеризоваться низкими показателями. Например, в США безработица достигнет пика только к началу 2010 года. Объем загрузки мощностей в настоящий момент находится на самом низком уровне вообще за весь период наблюдений с начала 60-х годов, и так далее. Это новая серия материалов, документов.
Во‑вторых, мы предполагаем, что в мировом финансовом секторе ещё не завершился кризис, что пока еще не решены все вопросы финансовой системы. Потом финансовая система будет иметь отраженный еще удар от ситуации в реальном секторе. И после серии банкротств крупных корпораций, которые уже начинаются, конечно, финансовые институты, которым не будут возвращены кредиты, почувствуют дополнительные проблемы. Сейчас, только что проведены стресс-тесты, которые тоже требуют дополнительной капитализации банковской системы. Я повторяю, это мировые индикаторы, я могу о них говорить больше, пока не вселяют большого оптимизма.
Если говорить о российской экономике, то у нас есть оптимистический прогноз, который предполагает, что в следующем году у нас будет рост. И тогда, конечно, это позволяет шаг за шагом выправлять ситуацию, что не меняет наших ключевых задач в бюджетном процессе. В бюджетном процессе нам придется в номинальном выражении снижать объем расходов, в том числе по ключевым направлениям. Это тоже в Бюджетном послании сказано.
Вопрос: В связи с последними данными есть прогнозы по безработице новые?
А.Дворкович: Сегодня было всероссийское совещание, связанное с реализацией программ на рынке труда, его проводили вице-премьер Александр Жуков и Министр здравоохранения и социального развития Татьяна Голикова.
По тем данным, которые они получили, фактически прекратился рост регулируемой безработицы. Это связано со многими факторами, но в том числе и с тем, что в отдельных секторах экономики падение прекратилось. Хотя есть, конечно, и сезонные факторы. Но есть и факторы, связанные с реализацией программ занятости, принятых на региональном уровне по соглашениям с Министерством.
Что касается в целом прогнозов ситуации, пока еще у нас нет ощущения, что ситуация исправится быстро. В ближайшие месяцы сложная ситуация на рынке труда сохранится. Но реализация тех программ, которые были приняты, позволит эту ситуацию держать под контролем, стабилизировать, реагировать на те дополнительные сложности, которые будут возникать у отдельных предприятий в отдельных регионах. Мы какого‑либо существенного ухудшения ситуации уже не ожидаем.