Разработка Федерального закона «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» (далее – Федеральный закон) обусловлена прежде всего интенсивным развитием внешнеторговых связей Российской Федерации, ее интеграцией в мировую экономику и необходимостью вследствие этого формирования современного и адекватного механизма реализации государственной торговой политики на основе общепризнанных норм и правил международной торговли, в первую очередь норм и правил Всемирной торговой организации.
При разработке Федерального закона учитывались основные положения Генерального соглашения по тарифам и торговле, Генерального соглашения по торговле услугами, а также Соглашения по процедурам импортного лицензирования.
Отличительными особенностями Федерального закона являются более точное разграничение положений, касающихся государственного регулирования внешнеторговой деятельности в области международной торговли товарами, услугами и интеллектуальной собственностью, а также наличие обособленного понятийного аппарата.
Федеральным законом определяются основные цели, методы и формы государственного регулирования внешнеторговой деятельности. Он направлен на обеспечение благоприятных условий для внешнеторговой деятельности как российских, так и иностранных предпринимателей, на защиту экономических интересов Российской Федерации.
В Федеральном законе уточняются определения основных понятий (внешнеторговая деятельность, импорт, экспорт и другие) и вводится ряд новых понятий (транзит, зона свободной торговли, таможенный союз).
Федеральным законом предусматриваются такие меры тарифного и нетарифного регулирования внешнеторговой деятельности, как:
установление и отмена импортных и экспортных таможенных пошлин;
установление и отмена запретов и ограничений международной торговли товарами, услугами и интеллектуальной собственностью;
установление и отмена мер экономического и административного характера, способствующих развитию внешнеторговой деятельности;
заключение международных торговых договоров и договоров о таможенных союзах, зонах свободной торговли, региональной экономической интеграции, поощрении и защите капиталовложений, а также о приграничной торговле.
Федеральным законом предусматривается также возможность применения иных мер, которые не противоречат общепризнанным нормам и принципам международной торговли.
Более точно сформулированы основания для установления запретов и ограничений в международной торговле товарами, услугами и интеллектуальной собственностью в целях обеспечения международного мира и безопасности, защиты прав и законных интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований и российских участников внешнеторговой деятельности.
Вступление в силу Федерального закона обеспечит Правительству Российской Федерации максимальную свободу действий при принятии соответствующих ответных и защитных мер в области внешнеторговой деятельности, усовершенствует законодательство Российской Федерации в указанной области и приведет его в соответствие с нормами и правилами Всемирной торговой организации.