Как показал анализ уголовного законодательства Российской Федерации и судебно-следственной практики его применения, многие уголовно-правовые нормы необходимо совершенствовать, а уголовная политика государства нуждается в гуманизации.
Прежде всего это касается вопросов уголовной ответственности несовершеннолетних. В законопроекте предлагается предусмотреть возрастную дифференциацию несовершеннолетних преступников (14–16 лет, 17–18 лет), с учетом которой максимальные сроки лишения свободы будут составлять, соответственно, шесть и десять лет независимо от максимальной санкции, предусмотренной статьей УК РФ.
Нуждается в корректировке и такой вид наказания, как исправительные работы. Поскольку до настоящего времени не введены в действие предусмотренные УК РФ такие виды наказания, как обязательные работы и ограничение свободы, выбор наказания у судов при рассмотрении дел о преступлениях небольшой и средней тяжести остается между штрафом и лишением свободы. В связи с этим предлагается расширить возможность назначения исправительных работ не только по месту работы осужденного, но и в местах, определяемых органами местного самоуправления по согласованию с органами, ведающими исполнением наказания, но в районе места жительства осужденного.
В статье 58 УК РФ уточняется, что более строгий вид режима исправительного учреждения при любом виде рецидива преступлений может быть назначен при условии, что осужденный, имеющий неснятую или непогашенную судимость, ранее реально отбывал наказание в виде лишения свободы.
Нуждается в совершенствовании порядок назначения наказания по совокупности преступлений, предусмотренный статьей 69 УК РФ. В соответствии с ним принцип поглощения наказаний может быть избран судом только для преступлений небольшой тяжести. Во всех остальных случаях действует принцип обязательного сложения наказаний. Как показывает анализ судебной практики, преступления небольшой и средней тяжести зачастую совершают лица, впервые привлекаемые к уголовной ответственности, а судами устанавливаются обстоятельства, смягчающие наказание. При таких обстоятельствах принцип сложения наказаний в ряде случаев противоречит другому принципу уголовного права – принципу справедливого наказания. В связи с этим предлагается распространить принцип поглощения менее строгого наказания более строгим и на преступления средней тяжести, а обязательное полное или частичное сложение наказаний применять только в том случае, когда в совокупности входят тяжкие или особо тяжкие преступления.
По тем же причинам расширяются полномочия суда в части, касающейся сохранения условного осуждения, предусмотренные новой редакцией части четвертой статьи 74 УК РФ.
Для обеспечения возможности судам проявлять более дифференцированный подход при назначении наказания за преступления небольшой и средней тяжести исключаются нижние пределы санкций, тогда как их верхние пределы, которые и будут определять степень общественной опасности преступления, остаются неизменными. В отношении несовершеннолетних нижние пределы санкций за тяжкие и особо тяжкие преступления сокращаются наполовину.
В законопроекте пересматривается понятие «неоднократность» для того, чтобы лицо, отбывшее наказание, но имеющее судимость и совершившее аналогичное преступление, не подпадало под действие соответствующего квалифицирующего признака статьи Особенной части УК РФ, а действия лица, совершившего несколько преступлений, предусмотренных одной уголовно-правовой нормой, квалифицировались по совокупности преступлений. В связи с этим из УК РФ исключаются статья 16, а также упоминание о судимости и неоднократности как квалифицирующих признаках. Таким образом, наказание лицу, ранее судимому и совершившему новое преступление, будет назначаться в соответствии с правилами, предусмотренными статьей 68 УК РФ, а лицу, совершившему несколько однородных преступлений, – в соответствии с правилами, предусмотренными статьей 69 УК РФ.
Лица, осужденные за совершение преступления и признанные нуждающимися в принудительном лечении от алкоголизма или наркомании, как правило, не подпадают под действие условно-досрочного освобождения или амнистии. Между тем, как показывает анализ практики применения принудительных мер медицинского характера к этой категории лиц, абсолютное большинство их не может быть полностью излечено, особенно в условиях мест лишения свободы. В связи с этим соответствующую поправку предлагается внести в статью 97 УК РФ.
Целый ряд изменений вносится законопроектом в Особенную часть УК РФ. Статьи УК РФ о корыстных преступлениях (158, 159, 160, 161, 162) дополняются новыми квалифицирующими признаками, что позволит судам назначать виновным более справедливые наказания. В рамках общей концепции законопроекта снижаются максимальные санкции за преступления, совершенные по неосторожности.
Из УК РФ предлагается исключить статьи 182 «Заведомо ложная реклама» и 200 «Обман потребителей». Ответственность за эти деяния предусмотрена Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, а в случае, когда обман потребителей превышает сумму 500 рублей, он должен быть квалифицирован по статье 159 УК РФ, предусматривающей ответственность за мошенничество.
В связи с принятием нового налогового законодательства в законопроекте предлагается новая, учитывающая эти изменения, редакция статей о налоговых преступлениях.
Существенным изменениям подверглись статьи УК РФ, предусматривающие ответственность за незаконный оборот наркотических средств. В новую редакцию этих норм введены законодательные критерии, согласно которым определяются наркотические средства крупного и особо крупного размера, усилена ответственность за сбыт наркотических средств, их аналогов, в особенности несовершеннолетним. Все это позволит ужесточить борьбу с распространителями наркотиков и, напротив, избирать более мягкие меры ответственности в отношении лиц, больных наркоманией.
Принятие этого законопроекта не потребует дополнительных затрат из федерального бюджета.