1. По приглашению Президента Российской Федерации Д.А.Медведева Премьер-министр Республики Индии М.Сингх 15–17 декабря 2011 г. посетил Москву с официальным визитом. Состоялись переговоры Президента Российской Федерации Д.А.Медведева и Председателя Правительства Российской Федерации В.В.Путина с Премьер-министром Республики Индии М.Сингхом.
2. В ходе переговоров Стороны дали высокую оценку развитию и дальнейшему совершенствованию особо привилегированного стратегического партнерства между Россией и Индией. Стороны отметили, что интенсивный диалог и регулярные встречи на высшем и высоком уровне, состоявшиеся после ежегодного российско-индийского саммита в декабре 2010 г., способствовали нахождению ответов на вызовы в быстро менявшейся ситуации в мире и обеспечению тесной координации совместных усилий на международной арене, а также поступательной реализации масштабных проектов в торгово-экономической, инвестиционной, военно-технической и научно-технической областях, расширению гуманитарных и культурных обменов и контактов между людьми в духе традиционной дружбы наших народов.
3. Стороны с удовлетворением отметили, что вступление в силу Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Индии об упрощении условий взаимных поездок отдельных категорий граждан двух стран будет способствовать более широкому взаимодействию между деловыми и научными кругами, активизации профессиональных, студенческих и иных обменов между Россией и Индией.
4. Стороны договорились провести в 2012 году в обеих странах торжественные мероприятия в ознаменование 65-й годовщины установления дипломатических отношений между Россией и Индией.
Наращивание двусторонней торговли, инвестиций и инновационного сотрудничества
5. Стороны отметили плодотворную деятельность Межправительственной Российско-Индийской комиссии по торгово-экономическому, научно-техническому и культурному сотрудничеству, XVII заседание которой состоялось в Москве 18 ноября 2011 г. Решения, принятые Межправительственной комиссией и нацеленные на обеспечение высокой динамики двусторонних экономических связей, опираются на инновационную и высокотехнологичную составляющие, а также на инвестиционные проекты, которые будут содействовать росту и модернизации экономик обеих стран. Индия приветствовала предстоящее вступление России во Всемирную торговую организацию. Стороны согласились провести совместное изучение возможности заключения всеобъемлющего соглашения об экономическом сотрудничестве между Таможенным союзом Белоруссии, Казахстана и России и Индией. Стороны договорились об активном обмене бизнес-миссиями в различных областях сотрудничества и изучении конкретных возможностей модернизации промышленных предприятий в Индии. Достигнуты договоренности о том, чтобы проработать вопрос о создании совместного инвестиционного фонда и содействовать развитию сотрудничества между регионами двух стран. Стороны выразили удовлетворение проводимой работой по созданию целого ряда совместных проектов в сфере углеводородов, черной металлургии, добычи полезных ископаемых, производства автомобилей, удобрений и лекарств.
Сотрудничество в энергетике
6. Стороны особо отметили, что сотрудничество в энергетике стало одним из ключевых направлений российско-индийского стратегического партнерства. Было подчеркнуто взаимное стремление продвигать долгосрочные совместные проекты в мирной атомной энергетике и в сфере углеводородов.
7. Стороны подтвердили намерение осуществлять планы долгосрочного партнерства в области мирного использования атомной энергии в соответствии с Соглашением между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Индии о сотрудничестве в области использования атомной энергии в мирных целях и Дорожной картой развития широкомасштабного сотрудничества между Российской Федерацией и Республикой Индией в области использования атомной энергии в мирных целях, подписанными 12 марта 2010 г.
8. Стороны с удовлетворением констатировали успешное продвижение сотрудничества в развитии атомной энергетики в мирных целях и подтвердили свое намерение придерживаться самых строгих стандартов безопасности ядерных технологий. Стороны должным образом оценили квалификацию и богатый опыт российских организаций в проектировании атомных электростанций и техническом содействии их строительству, а также опыт индийских организаций в строительстве атомных электростанций и их техническую подготовку. Стороны заявили, что будут стремиться к скорейшему вводу в строй первых двух энергоблоков АЭС «Куданкулам».
9. Стороны с удовлетворением отметили, что в соответствии c межправительственным Соглашением о сотрудничестве в сооружении дополнительных энергоблоков атомной электростанции на площадке «Куданкулам», а также в сооружении атомных электростанций по российскому проекту на новых площадках в Республике Индии от 5 декабря 2008 г. на завершающем этапе находятся переговоры по Протоколу о предоставлении Российской Федерацией государственного кредита Республике Индии и по технико-коммерческому предложению на сооружение энергоблоков №3 и №4 АЭС «Куданкулам».
Стороны подтвердили приверженность ранее достигнутым договоренностям о сооружении атомных электростанций по российскому проекту на новых площадках в Республике Индии.
10. Стороны подтвердили стремление углублять взаимодействие в сфере углеводородов в соответствии с Соглашением между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Индии о развитии сотрудничества в нефтегазовой сфере, подписанным 21 декабря 2010 г. Индийская Сторона вновь выразила заинтересованность в участии своей компании «ОуЭнДжиСи-ОВЛ» в акционерном капитале новых проектов в России.
Космические исследования
11. Стороны дали высокую оценку проведенному Индией успешному запуску совместно созданного спутника «ЮтСат» в целях научного исследования космоса и выразили удовлетворение ходом реализации совместного проекта исследования Луны. Стороны согласились продолжать сотрудничество в космосе в области спутниковой навигации и пилотируемых полетов. Стороны выразили обоюдную заинтересованность в использовании российской глобальной навигационной спутниковой системы ГЛОНАСС и намерены продвигать сотрудничество в этой сфере, включая совместное производство спутникового навигационного оборудования и предоставление услуг гражданским пользователям.
Военно-техническое сотрудничество
12. Стороны одобрили итоги XI заседания Российско-Индийской Межправительственной комиссии по военно-техническому сотрудничеству в плане решения вопросов, представляющих взаимный интерес. Стороны отметили прогресс, достигнутый в реализации таких важных совместных проектов в области обороны, как переоборудование авианосца «Викрамадитья» («Адмирал Горшков»), совместная разработка и производство многоцелевого транспортного самолета и истребителя пятого поколения, производство в Индии различных образцов вооружения и военной техники по российской лицензии.
Научно-техническое сотрудничество
13. Стороны с удовлетворением отметили, что основным механизмом взаимодействия между Россией и Индией в области науки и техники является уникальная по своим масштабам и многогранности Комплексная долгосрочная программа сотрудничества в области науки, техники и инноваций на период до 2020 года. Стороны приветствовали открытие московского отделения Российско-Индийского научно-технологического центра и планы учреждения его отделения в Нью-Дели в ближайшее время. Констатировалось, что Центр будет работать в исключительно важной сфере коммерциализации технологий. Стороны договорились о поддержке высокотехнологичных программ в таких областях, как биомедицинские технологии, нанотехнологии, техника и технологии глубоководных исследований, а также информационные и коммуникационные технологии.
Стороны выразили поддержку продолжению контактов с целью активизации технологического взаимодействия по проектам утилизации летучей золы.
Образование
14. Стороны отметили состоявшиеся переговоры на уровне экспертов по новому межправительственному соглашению о взаимном признании и эквивалентности документов об образовании и ученых степенях, включая документы о медицинском образовании и ученых степенях. Стороны согласились продолжить конструктивное обсуждение этого вопроса и содействовать образовательным обменам между двумя странами.
Культурные и гуманитарные обмены
15. Стороны отмечают богатство культурного наследия народов наших стран и ценность многовековых традиций дружбы между ними. Стороны дали высокую оценку Фестивалю индийской культуры в России, прошедшему в сентябре 2011 г. в Москве, Санкт-Петербурге и Казани в соответствии с Программой культурного сотрудничества между Министерством культуры Российской Федерации и Министерством культуры и туризма Республики Индии на 2010–2012 годы от
7 декабря 2009 г. На 2012 год запланирован Фестиваль российской культуры в Индии.
Взаимодействие в Организации Объединенных Наций
16. В качестве важной составляющей стратегического партнерства Стороны подтвердили свою приверженность совместной работе по укреплению центральной координирующей роли Организации Объединенных Наций в международных делах, а также отметили ключевую роль Совета Безопасности ООН в поддержании международного мира и безопасности. В связи с этим они подтвердили свое согласие укреплять дальнейшее сотрудничество по вопросам, связанным с реформой Организации Объединенных Наций и Совета Безопасности ООН, и подчеркнули, что реформа Совета Безопасности ООН должна осуществляться таким образом, чтобы эта организация стала более представительной и эффективной в противодействии как существующим, так и вновь возникающим вызовам. Российская Федерация подтвердила свою решительную поддержку кандидатуры Индии на место постоянного члена в расширенном Совете Безопасности ООН. Стороны также выразили удовлетворение двусторонним взаимодействием в Совете Безопасности ООН в период с 1 января 2011 г., когда Индия вошла в Совет в качестве непостоянного члена, и согласились продолжать это сотрудничество в дальнейшем.
Международная финансово-экономическая архитектура
17. Стороны выразили озабоченность в связи с негативными тенденциями в мировой экономике и отметили, что финансовое и экономическое положение в еврозоне вызывает особое беспокойство. Стороны приветствовали решения саммита «Группы двадцати» в Каннах, и прежде всего План действий по обеспечению роста и занятости. Стороны подчеркнули, что всем странам «Группы двадцати» необходимо активно и скоординировано выполнять упомянутый План действий.
18. Стороны указали, что успешное завершение реформы МВФ в соответствии с условиями, согласованными в рамках «Группы двадцати», имеет ключевое значение для общей реформы международной финансовой архитектуры.
Ситуация на Ближнем Востоке и в Северной Африке
19. В контексте ситуации на Ближнем Востоке и в Северной Африке Стороны подтвердили приверженность следующим принципам: поиск путей урегулирования кризисов в регионе в правовом поле исключительно мирными средствами, без насилия и без вмешательства извне, путем открытого для широкого участия национального диалога о демократическом реформировании с учетом законных чаяний народов региона.
20. Стороны согласились, что фундаментальные перемены, происходящие в странах Ближнего Востока и Северной Африки, должны использоваться не как предлог для затягивания процесса урегулирования застарелых конфликтов, а как стимул для их разрешения. Они высказались в пользу достижения всеобъемлющего, справедливого и окончательного урегулирования арабо-израильского конфликта на основе общепризнанных норм международного права, включая соответствующие резолюции ООН, Мадридские принципы и арабскую мирную инициативу. Стороны поддерживают скорейшее возобновление палестино-израильских переговоров, а также совместные усилия ближневосточного «квартета» международных посредников в целях создания независимого, жизнеспособного и территориально целостного палестинского государства в границах 1967 года путем взаимно согласованных территориальных разменов и со столицей в Восточном Иерусалиме. Стороны призвали к скорейшему восстановлению единства палестинцев. Единая позиция палестинцев на основе принципов Организации освобождения Палестины и арабская мирная инициатива будут способствовать урегулированию палестино-израильского конфликта, достижению мира и обеспечению безопасности всех стран и народов региона.
Безопасность и сотрудничество в регионе Азии, Индийского и Тихого океанов
21. Стороны подтвердили свою поддержку построению в регионе транспарентной, открытой, всеобъемлющей и сбалансированной архитектуры безопасности и сотрудничества, основанной на общепризнанных нормах международного права, а также на уважении законных интересов всех государств. Стороны подчеркнули приверженность принципу неделимости безопасности, неприемлемость попыток укрепить собственную безопасность в ущерб безопасности других государств, недопустимость сохранения и создания новых разделительных линий. Стороны исходят из необходимости противодействия как существующим, так и новым угрозам безопасности – терроризму, экстремизму, распространению оружия массового уничтожения, незаконному обороту наркотиков, организованной преступности и морскому пиратству. Стороны заявили о готовности тесно взаимодействовать в рамках Восточноазиатских саммитов, которые они рассматривают в качестве форума для диалога между лидерами государств по широкому спектру представляющих общий интерес и вызывающих озабоченность вопросов стратегического, политического и экономического характера в целях обеспечения мира, стабильности и экономического процветания в Восточной Азии.
22. Стороны согласились, что Шанхайская организация сотрудничества (ШОС) стала важным фактором в обеспечении региональной безопасности и взаимодействия стран-участниц ШОС. Российская Федерация приветствовала намерение Республики Индии присоединиться к ШОС в качестве полноправного члена и выразила мнение, что ее участие значительно усилит политический вес и придаст новое качество и измерение сотрудничеству в рамках ШОС. Российская Федерация заявила, что вместе с остальными государствами — членами ШОС выступает за принятие мер по ускорению процесса вступления Индии в эту организацию в качестве полноправного члена.
23. Стороны констатировали, что в регионе Азии, Индийского и Тихого океанов уже существуют несколько успешно действующих форматов регионального сотрудничества. Среди них – взаимодействие между Россией, Индией и Китаем. Значение форума РИК для продвижения регионального диалога и сотрудничества подтверждено в Совместном коммюнике по итогам Х встречи министров иностранных дел России, Индии и Китая в г.Ухань 15 ноября 2010 г.
Развитие сотрудничества в рамках БРИКС
24. Стороны заявили, что придают особое значение наращиванию сотрудничества государств-членов БРИКС. Они приветствовали укрепление роли БРИКС в мировой политике и экономике. Стороны с удовлетворением отметили прогресс, достигнутый в рамках БРИКС в сотрудничестве в сфере финансов, торговли, науки, техники, сельского хозяйства и здравоохранения, и подтвердили намерение внести совместный вклад в дальнейшее развитие взаимодействия в рамках БРИКС на благо народов государств-участников.
Стороны выразили уверенность в том, что предстоящий в 2012 году саммит БРИКС, который пройдет под председательством Республики Индии, станет важным этапом в укреплении роли этого объединения в реформировании глобальной системы управления и в дальнейшем углублении сотрудничества государств — членов БРИКС.
Разоружение и нераспространение
25. Российская Федерация и Республика Индия как ответственные государства, обладающие развитыми ядерными технологиями, считают общей задачей предотвращение распространения оружия массового уничтожения и средств его доставки (ОМУ), в том числе недопущение возможности попадания ОМУ в руки террористических группировок. Стороны согласились с тем, что всем государствам, обладающим ядерным оружием, необходимо ускорить достижение конкретных успехов в осуществлении шагов, ведущих к глобальному ядерному разоружению путем, способствующим международной стабильности и миру, не наносящим ущерба безопасности и повышающим ее уровень для всех.
26. Стороны заинтересованы в укреплении многосторонних режимов экспортного контроля как важных составляющих режима глобального нераспространения. В связи с этим Российская Сторона подтвердила готовность способствовать выработке и принятию Группой ядерных поставщиков положительного решения относительно полноправного членства Индии в этой группе, и приветствовала стремление Индии к полноправному членству в ней. Индия подчеркнула свою решимость активно участвовать в деятельности международного сообщества, нацеленной на укрепление режима ядерного нераспространения. Российская Федерация также приняла к сведению проявленное Индией стремление участвовать в Режиме контроля за ракетной технологией и Вассенаарских договоренностях.
27. Признавая неотъемлемое право государств на использование атомной энергии в мирных целях, Российская Федерация и Республика Индия подчеркнули необходимость соблюдения всеми странами соответствующих обязательств по нераспространению. Стороны выступают в поддержку центральной роли МАГАТЭ и ее системы гарантий в обеспечении использования атомной энергии в мирных целях в соответствии с уставом этой организации. Стороны намерены поддерживать международные усилия, нацеленные на содействие мирному использованию атомной энергии в рамках основанной на строгом следовании обязательствам по нераспространению архитектуры международного сотрудничества, исключающей возможность ядерного распространения. Стороны, как страны-поставщики, поддерживают многосторонние подходы к ядерному топливному циклу в МАГАТЭ.
Борьба с террористической угрозой
28. Стороны упомянули Московскую декларацию Российской Федерации и Республики Индии о международном терроризме от 6 ноября 2001 г. Стороны решительно осудили тех, кто предоставляет убежище террористам, и тех, кто поддерживает терроризм, и указали, что государства, помогающие террористам, поощряющие и укрывающие их, виновны в совершении террористических актов в той же мере, что и преступники, их непосредственно совершившие.
29. Стороны подтвердили необходимость объединения усилий всех государств для победы над терроризмом. Они согласились с тем, что любым террористическим актам не может быть оправдания и что такие многонациональные страны, как Россия и Индия, особо уязвимы для террористических актов, мишенью которых являются признанные в наших обществах ценности и свободы. Стороны подтвердили, что международный терроризм представляет собой угрозу миру и безопасности, является грубым нарушением прав человека и преступлением против человечности. Российская Федерация и Индия подтвердили центральную роль ООН в борьбе против международного терроризма и в этом контексте призвали к скорейшему принятию Всеобъемлющей конвенции ООН по международному терроризму.
Борьба с незаконным оборотом наркотиков
30. Стороны подчеркнули значимость консолидированных усилий в двустороннем и многостороннем формате в борьбе с незаконным оборотом наркотиков, представляющим растущую угрозу международному миру и стабильности, с учетом того, что этот преступный бизнес стал одним из главных источников финансирования международного терроризма. Стороны подтвердили намерение тесно взаимодействовать в работе по подготовке III Международной министерской конференции Парижского пакта по борьбе с незаконным оборотом наркотиков из Афганистана, которую планируется провести в Вене 16 февраля 2012 г.
Ядерная программа Ирана
31. Россия и Индия выразили озабоченность в связи с ситуацией, складывающейся вокруг Ирана и его ядерной программы. Стороны выступают в поддержку всеобъемлющего и долгосрочного урегулирования этой ситуации, которое возможно осуществить исключительно политико-дипломатическими средствами, путем налаживания диалога. В связи с этим Стороны отметили, что односторонние санкции могут быть контрпродуктивны. Признавая за Ираном право развивать исследования, производство и использование ядерной энергии в мирных целях при соблюдении им своих международных обязательств, Стороны одновременно призвали Иран соблюдать положения соответствующих резолюций СБ ООН и сотрудничать с МАГАТЭ самым тесным образом.
Афганистан
32. Стороны выразили готовность продолжать оказывать содействие Афганистану в его становлении в качестве мирного, демократического, независимого, свободного от терроризма, вмешательства извне и наркопреступности государства с устойчивой экономикой. Они выразили озабоченность эскалацией экстремистской активности на всей территории страны, в том числе в ранее сравнительно мирных провинциях, ростом объема наркопроизводства и нерешенностью социально-экономических проблем.
33. Поддерживая процесс передачи ответственности за ситуацию в стране национальным силам безопасности, Стороны призывают наращивать усилия по повышению их боеспособности. Стороны считают, что международное военное присутствие в Афганистане должно быть связано с ситуацией в области безопасности.
34. Российская Федерация и Индия поддерживают усилия правительства Исламской Республики Афганистан по налаживанию мирного диалога с вооруженной оппозицией при условии, что этот процесс должен проходить под афганским руководством и при соблюдении боевиками условий, провозглашенных международным сообществом: признание Конституции Исламской Республики Афганистан, отказ от насилия, разрыв с «Аль-Каидой» и другими террористическими организациями. Стороны считают необходимым сохранить санкционный режим Совета Безопасности ООН в качестве важнейшего инструмента антитеррора.
35. Стороны с удовлетворением отмечают растущее в мире понимание важной роли соседних с Исламской Республикой Афганистан стран, региональных государств и организаций и призывают их сосредоточить усилия на развитии и совершенствовании успешно зарекомендовавших себя структур регионального сотрудничества таких, как ШОС, СААРК и другие. Стороны рассчитывают, что международное сообщество в своих усилиях будет уважать решения, принимаемые странами региона в рамках данных организаций.
36. Премьер-министр Республики Индии выразил признательность за гостеприимство и теплый прием во время своего официального визита в Москву и пригласил Президента Российской Федерации посетить Индию. Приглашение было с благодарностью принято.