А.Дворкович: Главное решение, которое сегодня было принято на совещании по законопроекту об охране здоровья, это то, что закон должен быть принят в этом году. Были обсуждены все вопросы, которые касаются этого закона. Все участники совещания высказали свои суждения, и в ближайшие недели продолжится доработка этого закона. Повторяю, цель – принять закон в этом году.
Вопрос: Если примут закон, то будет узаконен ряд медуслуг, в том числе появятся новые. Сколько потребуется на этот денег, и каковы источники финансирования?
Т.Голикова: Нисколько. Никакие деньги не потребуются в связи с введением новых видов медицинских услуг. Очевидно, Вы имеете в виду финансовое обеспечение стандартов оказания медицинской помощи?
Реплика: Да.
Т.Голикова: Финансовая основа стандартов была принята в прошлом году, это закон об обязательном медицинском страховании. А сейчас готовится, в недрах Правительства пока согласовывается федеральными органами исполнительной власти проект закона, который вытекает из закона об ОМС, по установлению фиксированного платежа за неработающее население и поэтапному его повышению от уровня, который действует в 2011 году. Это вторая финансовая основа для обеспечения сбалансированности в системе здравоохранения.
Вопрос: Что изменится для больных редкими или орфанными заболеваниями?
Т.Голикова: Эта тема давно известна, она давно обсуждается. Президент страны, как Вы знаете, в конце прошлого года давал по этому поводу поручение, чтобы узаконить, во‑первых, что на сегодняшний день может относиться к редким заболеваниям, орфанным, и у кого будут полномочия по финансированию.
Сегодня в статье проекта закона, и Президент был об этом проинформирован в ходе совещания, реализовано его поручение в полном объёме. Мы вводим специальные критерии заболевания: один больной на 10 тысяч населения. Будет сформирован федеральный регистр больных орфанными заболеваниями, мы совместно со специалистами просчитали, но понятно, что это пока экспертная оценка – таких заболеваний может быть в России 86, не по всем из них даже в мире есть соответствующая лекарственная терапия. Число больных чуть более 12 тысяч человек, и потенциальные расходы в бюджетах всех уровней на этих пациентов могут составить 4,6 миллиарда, это максимальная цифра. Минимальная цифра будет зависеть от того, насколько справедливы будут по отношению к российскому рынку фармацевтические компании, которые производят эти препараты и которые устанавливают цены на их реализацию в Российской Федерации.
Вопрос: А что‑то изменится для пересадки органов детям?
Т.Голикова: Вы знаете, эта тема обсуждалась, она достаточно активно обсуждалась, и значительное количество граждан и медицинское сообщество говорили о том, что нужно такую возможность предоставить. Но это основы законодательства в сфере здравоохранения, они дают основные положения, а вслед за ними, если они будут приняты в 2011 году, уже в 2012 году должен выйти более подробный закон о трансплантации органов и тканей. Но мы все настроены на то, чтобы новые технологии в России развивались и чтобы мы могли максимальную возможность дать нашему населению, создать условия для выздоровления и проведения таких операций.
Вопрос: Ещё по абортам вводится новая мера, там две недели тишины… Скажите, пожалуйста, Вы ожидаете дальнейшее сокращение абортов? Потому что определённые результаты были достигнуты за последние пять лет. Могут быть ещё какие‑то меры приняты?
А.Дворкович: Да. У нас за последние пять лет практически в два раза снизилось число абортов в расчёте на 100 тысяч родов. Рождаемость у нас тоже в этот период повышалась, и действительно результат хороший. Но всё ещё Россия остаётся страной с наибольшим числом абортов в расчёте на 100 тысяч родов. И здесь есть две основные темы. Первая – это общее отношение в стране, отношение людей к этому вопросу. Это вопрос культуры, а не вопрос закона. И есть вопросы, связанные с законодательными нормами. Закон должен стимулировать максимально ответственное отношение людей к этому вопросу. И введение нового института, по сути, периода, в течение которого будущая мать должна принять решение, позволит, с нашей точки зрения, в значительной мере повлиять на формирование такого правильного отношения, и количество абортов будет снижаться.
Конечно, в целом прогресс будет зависеть не только от этого, а и от общего экономического состояния нашей страны, от того, как мы будем относиться к детям, от того, какие условия будут создаваться для того, чтобы семьи растили большее число детей. Тем не менее именно в этот период, в период тишины, будут приниматься очень важные для каждой семьи решения. И в этот период должны работать психологи, должны работать врачи, должны работать профессионалы, которые могут повлиять на принятие ответственного решения.
Т.Голикова: Надо просто сказать здесь ещё, что идёт очень продуктивный диалог с Русской православной церковью по этому вопросу. В принципе, консультации по этому поводу ведутся, и, как мы считаем, мы достигли абсолютного согласия. Проблема сейчас в согласовании самих формулировок, и здесь также важно обратить внимание на то, что у нас есть установленный Правительством перечень социальных показаний прерывания беременности, и, скажем, туда попадают такие причины, как нахождение женщины в местах лишения свободы или, например, супруг, муж имеет инвалидность I или II группы, или супруг умирает в период беременности жены. Вот эти две темы наиболее активно обсуждаются, и мы считаем, что совершенно спокойно можно снимать такие социальные ограничения и не подталкивать наличием такого правительственного акта женщин к проведению искусственного прерывания беременности.
А.Дворкович: Президент поддержал снятие ряда таких ограничений, в частности по тому, что касается тюремного заключения, здесь это явно не может служить основанием.
Вопрос: Татьяна Алексеевна, Вы отмечали нехватку специалистов, врачей, особенно в регионах, в сельских больницах. Этот закон как‑то улучшит ситуацию?
Т.Голикова: В целом должна Вам сказать, что вне зависимости от этого Закона мы ведём работу в рамках программы модернизации, в рамках Послания Президента Федеральному Собранию, уделяя большее внимание детству, по переподготовке специалистов и улучшению их квалификации. И у нас в рамках этой программы модернизации и в рамках программы по снижению напряжённости на рынке труда есть специальные сегменты, и финансовые, и организационные, которые направлены на переподготовку кадров, и сейчас субъекты их активно реализуют.
Что же касается перспектив, то частично безотносительно к этому закону, частично в связи с ним мы сейчас приняли, по сути, новые образовательные стандарты, которые предполагают существенное увеличение доли практической подготовки на последних курсах, с тем чтобы специалисты могли напрямую идти работать в первичное звено, а это как раз и есть то самое сельское здравоохранение, которое на сегодняшний день испытывает недостаток в специалистах.
А.Дворкович: Действительно, межрайонные центры будут появляться, это эффективно во многих местах, хотя это не отменяет необходимости иметь доступную первичную помощь в конкретном посёлке, в конкретном населённом пункте. Но каждый раз нужно выбирать оптимальные формы оказания такой помощи.
И конечно, в рамках закона рассматриваются дополнительные льготы для медицинских работников в сельской местности, идут дискуссии по конкретным формулировкам. Сегодня эта тема тоже звучала. Обсуждение будет продолжено, и я уверен, что мы найдём здесь правильное решение.
Вопрос: Президент в целом одобряет закон?
А.Дворкович: Президент считает необходимым принятие закона в этом году. Есть несколько тем, которые всё ещё являются дискуссионными, по которым идут обсуждения, – где‑то в части технических формулировок, где‑то есть и более серьёзные развилки. Но эти обсуждения, и сегодня все согласились с такой оценкой, могут быть закончены в относительно короткий период времени с участием, конечно, всех заинтересованных сторон: профессионального сообщества, политических партий, Церкви, сегодня она была упомянута, просто людей, которые у нас всегда пользуются услугами здравоохранения, организаций пациентов, просто всех тех, кто высказывает своё мнение. Конечно, членов Правительства, кто отвечает за эти вопросы.
Думаю, что в начале сентября мы оценим состояние подготовки закона, где ещё остались какие‑то противоречия, тогда уже будет принято решение по конкретным срокам принятия закона.