Д.Медведев: Мы встречаемся в очень знаковом для нашей страны месте – на Магнитогорском металлургическом комбинате. И я хотел бы, прежде чем мы обратимся к основной теме заседания Комиссии по модернизации и технологическому развитию экономики нашей страны, обсудить другую тему – тему, которую считаю стратегически важной для модернизации всей нашей экономики. Я хотел бы сейчас изложить свои предложения, касающиеся первоочередных мер по улучшению инвестиционного климата в нашей стране.
Понятно, что для достижения целей модернизации, а мы ради этого здесь и собрались в очередной раз, необходимо кратно увеличить приток инвестиций. Нам нужны технологии, нам нужны деньги в объёмах, соразмерных огромному потенциалу России. Нам нужно доверие и заинтересованность и отечественных, и иностранных инвесторов. Что мы сегодня наблюдаем? К сожалению, мы наблюдаем дефицит этого доверия, и об этом нужно говорить откровенно. Я уже давал оценку инвестиционному климату в нашей стране: он у нас очень плохой. Очень плохой. А в этом году условия для ведения бизнеса для многих относительно небольших компаний не улучшились, а скорее даже ухудшились по вполне понятным причинам, они известны: были повышенные обязательные страховые взносы, в большинстве регионов возросли платежи за электроэнергию, это наложилось и на рост цен на некоторые другие продукты экономики. Коррупция остаётся фактором, который влияет на общую экономическую ситуацию. Хватка коррупции не ослабевает, она держит за горло всю экономику. Результат очевиден: деньги бегут из нашей экономики. В возможность безопасной и успешной предпринимательской деятельности верит не так много людей, как нам бы хотелось. Этому доверяют не так много предпринимателей. И мы с этим мириться больше не можем – ни я, ни Правительство Российской Федерации.
Пока мы не сделаем нашу страну привлекательной для предпринимательства и для частной инвестиционной деятельности, мы не решим главной задачи: мы не изменим качество жизни людей. А это цель работы любого руководителя государства, любого правительства, любой правящей партии, любого руководителя региона, любого руководителя муниципального образования – всех. Только рост инвестиций обеспечит создание новой экономики и даст ту самую творческую, высокооплачиваемую работу нашим людям, о которой, собственно, мы заботимся в ходе заседаний нашей Комиссии. Стало быть, сделает наше общество богаче и, что немаловажно, свободнее, укрепит тем самым основу – и материальную основу – безопасности и, соответственно, демократического развития Российской Федерации.
Сейчас я назову набор мер, которые должны улучшить ситуацию. Их перечень не исчерпывающий. Шаги в этом направлении, естественно, будут продолжены, в том числе и кадровые, особенно в отношении тех, кто не осознаёт, что создание условий для работы добросовестных предпринимателей и инвесторов – это безусловный приоритет работы любого руководителя. И если будет продолжено оправдывание построения всякого рода барьеров, препон, преференций друзьям или бездействия в силу каких‑то «государственных интересов», мнимых государственных интересов, которые ничего общего с интересами наших граждан не имеют, в этом случае должны следовать кадровые решения. Ну а в самое ближайшее время я намерен сделать следующее.
Первое. Я согласен с тем, что бремя затрат, связанных с абсолютно необходимым повышением пенсий и финансированием программ развития здравоохранения, сегодня распределено не идеально, не лучшим образом. Но идеальных схем не бывает. Мы затвердили эту схему, но это не значит, что мы должны чувствовать, что мы сделали это раз и навсегда, исходить из того, что никаких других решений быть не может. Ставка взносов на уровне 34 процентов может оказаться непосильной для многих видов деятельности. Поручаю Правительству до 1 июня подготовить предложения по возможному механизму снижения обязательных страховых взносов с 1 января 2012 года. Как минимум для этого потребуется снижение излишних расходов на государственные закупки и изменение шкалы страховых взносов.
Конечно, по‑хорошему, максимальная ставка должна быть установлена где‑то в пределах, близких к прежним, но это сделать непросто. Это очевидно. Я на эту тему неоднократно говорил с Правительством. Но нужно просчитать всё это как следует, увязав с исполнением существующих обязательств государственного бюджета, и только после этого принять окончательное решение.
Что касается закупок, то здесь тоже всё неблагополучно. Министерства вполне способны осуществить запланированные закупки при уменьшении затрат на значимую цифру, может быть, в среднем где‑то на 15 процентов. Причём я уверен, что это ещё не предел возможного повышения эффективности работы. Я поручаю подготовить Правительству к 15 мая согласованные предложения по этому поводу.
При принятии этих решений, естественно, должно быть предусмотрено выполнение всех обязательств, принятых в отношении повышения пенсий, развития здравоохранения, повышения размеров денежного довольствия для военнослужащих и для сотрудников правоохранительных органов. Ну и, что очень важно и о чём не перестают повторять мои коллеги по Правительству, я с этим согласен, – удержание размеров бюджетного дефицита в приемлемых рамках, безопасных рамках для макроэкономической стабильности в стране. Как это сделать – это задача Правительства, особенно с учётом того, что в этом году нас, по всей вероятности, ожидают дополнительные доходы.
Второе. Поручаю Генеральному прокурору ввести начиная с мая текущего года (можно быстро подготовить законопроект) особый механизм рассмотрения жалоб на действие или бездействие государственных органов, которые содержат обвинения в коррупции. Такой механизм должен предусматривать не только проверку информации, такие обязанности и сейчас у Генеральной прокуратуры есть, но и обязательную публикацию результатов проверки этой информации, если исходная информация носила публичный характер, то есть если в этом была заинтересованность лица, обратившегося с соответствующим предложением. Причём это нужно делать в том информационном источнике, включая, конечно, и средства массовой информации, которые использовались заявителем. Это может быть и газета, и радио, и телевидение, блог, другие средства массовых коммуникаций, что‑то другое. Если проверка подтверждает обоснованность поставленной информации, виновные, конечно, должны нести ответственность, предусмотренную законом. Если же в течение определённого срока количество жалоб на действия соответствующей структуры не уменьшается, руководители должны нести персональную ответственность за действия своих сотрудников, и это должно быть учтено в этом законопроекте.
Третье. Предприниматели, инвесторы постоянно ставят в вину властям невозможность стабильного ведения бизнеса из‑за непредсказуемости принимаемых решений и действий отдельных государственных ведомств. Так часто и говорят, и мне в том числе: «Вы разберитесь наконец, чего вы хотите, почему принимаются внутренне противоречивые решения – решения, которые парализуют ранее принятые решения». Я согласен, что это реальная проблема, во всяком случае, во многих ситуациях. Хотя уже сейчас значительная часть документов должна проходить экспертизу регулирующего воздействия в Министерстве экономического развития. Кроме того, и Федеральная антимонопольная служба имеет право давать обязательные для исполнения предписания. Но этого недостаточно. Поэтому Минэкономразвития будут предоставлены полномочия вносить в Министерство юстиции предложения об отмене ведомственных актов, необоснованно затрудняющих ведение предпринимательской и инвестиционной деятельности, а Минюст уже будет обязан требовать от ведомств, которые приняли такие «антипредпринимательские» акты, их немедленно отменить. Эту норму придётся включить в Закон о Правительстве и в другие нормативные акты, и ни для одного федерального ведомства не будет никаких исключений. Кстати, в Правительстве уже рассматривается законопроект, который даёт возможность предъявлять претензии к качеству услуг, оказываемых тем или иным органом государственной власти, и вводит жёсткие меры ответственности к плохо работающим чиновникам. Я рассчитываю, что этот законопроект будет быстро рассмотрен и внесён, не позднее второй половины текущего года эта процедура должна заработать.
Кроме этого нормативные и распределительные документы ведомств должны проходить через предварительное обсуждение с бизнес-ассоциациями и профессиональными организациями. В принципе, по части документов это делается, но далеко не по всем. Результаты этого обсуждения необходимо публиковать и учитывать при принятии соответствующих актов, а также при рассмотрении этих документов в Минэкономразвития. Я поручаю Администрации Президента подготовить указ Президента на эту тему. Подобные механизмы будут введены на региональном и местном уровне.
Четвёртое. В каждом федеральном округе с мая этого года будет введён специальный институт инвестиционного уполномоченного, в задачи которого войдёт оказание содействия компаниям в реализации частных инвестиционных проектов, прежде всего при взаимодействии инвесторов с органами исполнительной власти. Всем известно, что есть регионы, где от обращений инвестора до получения всех согласований проходит приблизительно три месяца. Это счастливые регионы, и там живут счастливые инвесторы.
Задача уполномоченного будет состоять в том, чтобы такие сроки стали нормой во всех регионах Российской Федерации, а не так, как это у нас было до последнего времени в наших столицах и в крупных регионах – по два года рассматривают документы. Одновременно станет ясно, какие руководители регионов и органов местного самоуправления, а также какие федеральные ведомства работают эффективно, а какие – нет. Но за этими оценками должны следовать и организационные выводы.
Пятое. В целях устранения избыточного влияния государственных компаний на инвестиционный климат необходимо сделать три вещи. Во‑первых, зафиксировать наконец и объявить график приватизации крупных пакетов акций на ближайшие три года. Во‑вторых, исключить практику, когда профильные руководители Правительства, а именно те, кто отвечают за правила регулирования в конкретных отраслях, занимают места в советах директоров компаний, работающих в условиях конкуренции. В‑третьих, ввести процедуру предварительной публикации крупнейшими государственными компаниями информации о планируемых закупках, включая стоимость соответствующих лотов, а также информацию о заключённых контрактах.
Что касается приватизации, уже в этом году необходимо реализовать доли государства в крупных банках, в инфраструктурных компаниях, то, что мы с вами уже намечали. Для структурирования сделок должны быть привлечены ведущие российские и иностранные инвестиционные банки. И Росимуществу нужно кардинальным образом улучшить качество своей работы, качество работы с государственным имуществом. Сегодняшний уровень работы с этим имуществом меня не устраивает. Это проявилось и во время последнего разбора полётов по управлению отдельными государственными объектами во время видеоконференции, которую я проводил позавчера.
По советам директоров. Правительство должно инициировать принятие решений на собраниях акционеров о замене профильных министров и вице-премьеров на независимых директоров в основных компаниях уже до середины этого года.
По государственным закупкам. Наши госкомпании тратят на приобретение товаров, работ и услуг для своих нужд, как правило, намного больше, чем их зарубежные конкуренты. Знаю об этом не понаслышке. К сожалению, чем‑то иным, кроме коррупции, объяснить это зачастую почти невозможно. В наших крупнейших компаниях – в «Транснефти», в «Газпроме», в РЖД, в ряде других контролируемых государством компаний – должно быть обеспечено снижение материальных затрат минимум на 10 процентов в год в течение трёх последующих лет в расчёте на единицу продукции, и это должно быть ключевым критерием оценки эффективности топ-менеджеров. Ну а все, кто с этим не справится, должны будут покинуть свои должности.
Шестое. Миноритарным акционерам публичных компаний надо обеспечить доступ к информации о деятельности этих компаний и о возможности влияния на их эффективность на уровне лучших мировых стандартов, лучших мировых практик. Для этого нужно сделать более конкретными нормы законодательства о правах миноритарных акционеров, поменять существующую на сегодняшний день практику регулирования и надзора в этой сфере, а также процедуру работы компаний, в которых сохраняется государственный контроль. Ведь, как правило, если этим самым миноритариям не предоставляется вся информация, это одно означает – это означает, что есть что скрывать, конечно, кроме случаев, когда запрос информации связан с откровенным манипулированием своими правами, – это тоже существует.
Но в любом случае любой факт нарушения прав миноритариев в последующем может быть рассмотрен как пример неэффективной работы менеджеров. Эту работу, кстати, должен будет вести недавно реорганизованный орган регулирования и надзора на финансовых рынках.
Седьмое. Уже к середине лета должен быть создан российский фонд прямых инвестиций, его главная задача – привлечение прямых иностранных инвестиций. Из фонда будут софинансироваться вложения средств со стороны зарубежных фондов, со стороны крупных компаний в значительные с точки зрения российской экономики инвестиционные проекты. Государство не должно принимать участие в управлении таким фондом и обязано гарантировать свой выход из капитала компании где‑то через семь-восемь лет, может быть, чуть больше. Управлять фондом будет команда, которая должна быть собрана из лучших профессионалов инвестиционного рынка. Фонд, как мы и договаривались, будет учреждён Внешэкономбанком с первоначальным объёмом не менее 2 миллиардов долларов и последующим гарантированным доведением этого объёма до 10 миллиардов долларов по мере формирования портфеля проектов этого фонда.
Доля фонда во всех проектах должна колебаться в пределах от 10 до 25 процентов. Перед управляющей командой этого фонда будет поставлена задача обеспечить приток новых инвестиций в объёме, превышающем размер фонда, во всяком случае, не менее чем в пять раз. Это амбициозная задача, конечно. Но я думаю, что с учётом масштабов нашей экономики эта задача реализуема.
Восьмое. Правительство должно внести в парламент законопроект, сужающий сферу компетенции комиссии, осуществляющей контроль при осуществлении сделок тех организаций, которые контролируются иностранными лицами, в так называемых стратегических секторах российской экономики. Надо на сегодняшний день в качестве первого шага определить очевидные исключения из перечня. Чего это касается? Это прежде всего касается сделок между организациями, которые и сейчас уже фактически находятся под контролем российских граждан и российских компаний, а также сделок, в которых участвуют международные финансовые организации. Срок внесения этого законопроекта – 15 мая текущего года.
Девятое. Нам необходимо радикально повысить качество наиболее распространённых услуг, которые востребованы инвестиционным сообществом. Речь идёт прежде всего о работе таможни, о качестве обслуживания в аэропортах, процедурах регистрации, процедурах выдачи виз, процедурах выдачи разрешений на работу, о почтовых услугах. По всем этим вопросам я получаю огромное количество обращений – и от граждан, и от бизнесменов, в том числе на электронные средства массовых коммуникаций. И, что не менее важно, – о деятельности наиболее активных надзорных органов: противопожарных органов, органов технологического и санитарно-эпидемиологического контроля.
Я поручаю Правительству вместе с Администрацией Президента определить в течение двух недель специальных кураторов на уровне вице-премьеров по этим вопросам. А через полгода, после того, как они, что называется, разберутся во всём, они должны будут доложить о сделанном, если будет о чём докладывать. А вот в случае отсутствия значимого прогресса в этих сферах – представить предложения о замене соответствующих руководителей контрольных и надзорных ведомств. Итоги работы должны оцениваться исходя из мнения тех, кто пользуется соответствующими услугами, и тех, кто подвергается проверкам. Среди сидящих за этим столом есть как раз не только те, кто проверяют, но и те, кого контролируют.
Десятое (для ровного счета пока). Начиная с мая этого года будет организована работа мобильной приёмной Президента Российской Федерации. Должны быть назначены специальные сотрудники Администрации Президента, направленные во все регионы, и они будут принимать информацию от граждан, от представителей организаций, жалобы людей на действие или бездействие представителей власти и, соответственно, должны оперативно реагировать на эти заявления. Подчёркиваю, речь идёт именно о представителях Администрации Президента, направленных на места. Если необходимо, конечно, совместно с руководителями органов власти федерального, регионального и местного уровней. Я рассчитываю на то, что независимость назначенных сотрудников от местных властей способна обеспечить объективность рассмотрения соответствующих жалоб.
Те десять позиций, что я назвал, естественно, я полагаю, что это только начало. У меня нет иллюзий, будет непросто всё это реализовать, но сделать это нужно, и работа будет продолжена. О результатах этой работы я буду принимать доклады, ну а после этих докладов – необходимые решения. Рассчитываю также на то, что эти меры получат и общественную поддержку, поддержку со стороны предпринимательского сообщества.
От доверия общества, доверия предпринимательского сообщества и от непосредственного участия в этих процессах очень многое зависит. Тем более что все эти решения направлены на достижение вполне конкретных результатов – создание десятков тысяч новых рабочих мест с использованием самых современных технологий, а это нужно для самореализации огромного количества наших людей – и учёных, и изобретателей, и инженеров, о которых мы сегодня собрались поговорить.
<…>
И по поводу самих этих мер, десяти позиций. Они дадут эффект, только если они будут реализованы в комплексе. Если мы будем считать какую‑то меру главной, значит, это будет очередной звон на тему об инвестиционном климате, и через какое‑то время мы снова будем вынуждены возвращаться к этой теме, а инвестиционный климат продолжит свою деградацию.
Знаете, так уж, просто завершая этот вопрос, я когда ездил в Давос, к сожалению, в силу трагического происшествия, которое произошло в нашей стране, в силу теракта, моё пребывание там было коротким, я только с крупнейшими бизнесменами встретился и выступил. Грустное это было выступление, я имею в виду во время встречи с бизнесменами. Кто присутствовал, тот помнит. Я старался не приукрашивать ситуацию, я вообще стараюсь этого не делать и говорить правду. И насколько я знаю, потом эти самые бизнесмены, они и ко мне подходили, к нашим товарищам, которые там были, сказали: «Хорошо, что вы хоть это всё понимаете и что вы правильно ставите диагноз». Вот от постановки диагноза до его реализации – большая дистанция, но её нужно пройти в максимально короткие сроки.
<…>
А.Аузан: Уважаемый Дмитрий Анатольевич! Мы, естественно, не обсуждали пока в консультативной группе Ваши 10 пунктов по инвестиционному плану. Но от себя я бы хотел выразить, во‑первых, удовлетворение тем, что, мне кажется, это те самые четыре «И». Связка инвестиций и институтов теперь очень отчётливо появляется в деятельности Комиссии по модернизации. И поскольку внутри консультативной группы все деловые объединения и экспертные организации, которые явно мотивированы некоторыми пунктами, особенно первым пунктом, который решает проблемы социальных отчислений, я надеюсь, мы, как сможем, поможем Министерству экономического развития и другим участникам в реализации этой программы и будем это обсуждать на консультативной группе.