<…>
Государство должно задавать приоритеты: кто нужен государству. Вот как в 50-е годы был кинут клич: «Нам нужны инженеры». И мы получили большое количество талантливых людей, которые, собственно, создавали наш научный потенциал, развивали нашу промышленность. Нам нужно делать что‑то подобное сейчас.
А.Шафигуллин: Что касается нормативной базы. То, что молодежь заявляет, пишет достаточно много, что они не могут самореализоваться, имея диплом на руках, не могут найти себя в экономике страны, – это результат дисбаланса рынка образования и рынка труда. Мы все это прекрасно знаем. К сожалению, служба занятости здесь все решить не может. Да, центры занятости занимаются профориентацией, влиянием на рынок образования в рамках бюджетных мест. Но это примерно половина учебных мест, а остальная половина – это, так скажем, «дикий» рынок образования. К сожалению, эти ложные возможности, которые открывает высшее образование, я уж не говорю о его качестве, что готовят не те профессии, которые нужны, а те, которые, скажем, благодаря неправильным ценностям в жизни ведут к структурным перекосам. Мы считаем, необходимо изменить профориентационную работу, начать ее со школьной скамьи. Сейчас обсуждаются новые образовательные стандарты, будет выбор предметов. Естественно, в школе должны быть профориентаторы-педагоги, которые будут помогать выбирать те или иные предметы и строить карьеру молодым людям, школьникам.
Кроме этого, есть острая необходимость, наверное, через систему аккредитации учебных заведений все‑таки внедрить на сайтах систему базы данных студентов и выпускников, их карьеры, для того чтобы молодежь, их родители видели реальную картину, как молодежь может трудоустроиться, реализовать себя после окончания того или иного учебного заведения: начального, среднего или высшего профессионального образования. У них будет ясная конкретная картина, потому что не всегда доходит через то, что мы объясняем, то есть специалисты в этой области. А когда будет конкретная картина, что выпускники того или иного учебного заведения устроились на работу, работают там год, два, десять, получают ту или иную зарплату, это будет более доходчиво для молодежи и населения.
Кроме этого, работодатели смогут выбирать (сейчас все‑таки бизнес становится более проектным) проекты тех специалистов, которые им необходимы, пользуясь этой базой.
У нас по поводу профориентации все действительно довольно плохо обстоит. Я неоднократно уже говорил, что нашим вузам пора прекращать делать бесконечных юристов и экономистов. У нас их много, слишком много.
Мы, естественно, сможем анализировать, как‑то влиять и принимать более обоснованные управленческие решения в области рынка труда, образования. Я считаю, что такой подход все‑таки изменил бы ситуацию. Естественно, высшее образование особенно, и начальное, и среднее, улучшили бы качество образования, навыки, компетенцию.
Д.Медведев: Вы подняли, Айрат Радинович, одну довольно специфическую для нашей страны проблему. Нигде в мире не получает образование такое количество граждан, как у нас, просто для образования и для, если хотите, социального статуса. У них, как принято говорить, образование – это старт карьеры. Это мотивируется обычно вполне земными вещами: получил образование, устроился на хорошую работу и после этого, соответственно, растешь, зарабатываешь деньги, собственное дело открываешь или по какой‑то другой линии идешь.
У нас довольно значительная часть людей и в 90-е годы, и в истекшем десятилетии нового века мотивирована была на высшее образование другими соображениями. Поэтому у нас огромное количество людей, которые учились просто для того, чтобы учиться, для того, чтобы иметь диплом о высшем образовании, чтобы были довольны родители, особенно если эти родители люди достаточно состоятельные. Это первое.
Второе. У нас по поводу профориентации все действительно довольно плохо обстоит. Я неоднократно уже говорил, что нашим вузам пора прекращать делать бесконечных юристов и экономистов. У нас их много, слишком много. Я сам юрист, я помню то время, когда юристов катастрофически не хватало в советский период. Я когда начинал свою профессиональную карьеру, юристов просто с руками отрывали, что мне в определенный период помогло, конечно. Но сейчас рынок труда насыщен. Причем это юристы, допустим, или экономисты разного уровня: кто‑то высокого уровня, кто‑то похуже. Но я вчера спрашиваю Министра образования: «Когда вы сократите количество бюджетных мест?» Он говорит: «Дмитрий Анатольевич, мы все уже сократили: уже на бюджетные места ни юристов, ни экономистов не принимаем в таком количестве». Но что делают учебные заведения? Я не знаю, как в Татарстане, но во многих местах это выглядит так: платные места организуются по этой же номенклатуре специальностей, и на них идет точно такой же конкурс, потому что профессия престижная. А что делать дальше, очень многим людям наплевать. Да и родителям, собственно говоря, все равно: хорошее образование получил, а дальше посмотрим. Это, конечно, плохо для нашей страны, потому что нам катастрофически не хватает инженеров, специалистов в области точных наук. И, к сожалению, престиж этих профессий за определенные годы очень сильно поблек. Поэтому от того, как будет устроена профориентация, очень многое зависит.
И на будущее. Я надеюсь, что когда занимаетесь этими вопросами в Татарстане, вы обращаете внимание на эту тему. Это очень и очень важно, на мой взгляд, потому что государство должно задавать приоритеты: кто нужен государству. Вот как в 50-е годы был кинут клич: «Нам нужны инженеры». И мы получили большое количество талантливых людей, которые, собственно, создавали наш научный потенциал, развивали нашу промышленность. Нам нужно делать что‑то подобное сейчас.
<…>