В.Путин: Добрый день, уважаемые коллеги!
Сегодня у нас в повестке дня совершенствование межбюджетных отношений. Вопрос самый острый, самый злободневный, по сути, он всегда в повестке дня – отношения между субъектами Российской Федерации и федеральным центром в лице прежде всего Министерства финансов и Правительства Российской Федерации.
Будет правильным, если мы остановимся и на вопросах эффективности управления государственными и муниципальными финансами. На уровне Правительства в последнее время предпринимаются попытки подойти к решению этого вопроса. Скажу так, предельно осторожно: мне бы очень хотелось, чтобы и на региональном уровне мы с вами тоже обратили внимание на эту проблему. Это, без преувеличения, ключевые звенья всей бюджетной политики.
Вы знаете, к настоящему времени уже достаточно подробно разграничены расходные и доходные полномочия органов власти каждого уровня, определены их бюджетные права и обязанности. Причем кардинально сокращен и сам перечень так называемых нефинансируемых мандатов. Мне бы хотелось, конечно, чтобы сегодня вы высказали свою точку зрения по этим вопросам. Знаю, что многие наши коллеги, руководители регионов Российской Федерации, не согласны с этим делением и не считают, что оно проведено самым оптимальным образом, но, думаю, что вы согласитесь: так, одним махом эту проблему не решить, поэтому, во всяком случае со своей стороны, готов поддержать любые здравые предложения в развитие этого процесса.
Должен отметить, что в последнее время мы приняли федеральные законы о передаче регионам почти всех наиболее значимых полномочий, в частности по охране природы и лесопользованию, в администрировании водными и земельными ресурсами. За федеральным центром в основном оставлены контрольные и надзорные функции.
Теперь, когда мы реализуем долгосрочные национальные стратегии и начали переход к трехлетнему бюджетному планированию, важно добиться стабильного и рационального функционирования всего финансового механизма.
Между тем пока остается ряд факторов, серьезно сдерживающих рост эффективности межбюджетных отношений. Один из них – это сохраняющаяся неравномерность в объемах и темпах поступления доходов у разных территорий России.
Достаточно сказать, что бюджетная обеспеченность десяти наиболее «богатых» регионов страны в три раза превышает уровень бюджетной обеспеченности других десяти наиболее «бедных» субъектов Российской Федерации. И на местах, для людей, это неизменно оборачивается фактическим неравенством в уровне бюджетных услуг.
Приведу несколько примеров. Так, расходы на образование на душу населения у субъектов Федерации варьировались в 2005 году более чем в пять раз, расходы на здравоохранение – более чем в шесть раз. Еще значительнее остается разрыв по затратам на социальное обеспечение – в 15 раз.
Очевидно, что в ныне сложившихся условиях без программ межбюджетного выравнивания, конечно, не обойтись. И вы хорошо знаете, что практически все развитые федеративные государства мира на определенных этапах своего развития приходят к необходимости решения проблем таким образом.
Однако программы выравнивания по‑настоящему работают только там, где реально обеспечена их максимальная прозрачность и адресность.
Помогать нужно не всем «отстающим», а лишь тем регионам, у которых сейчас объективно не может быть собственных средств на финансирование школ, больниц, других бюджетных учреждений. Разумеется, надо поддерживать и те территории, где реализуются перспективные, вполне предметные программы поиска источников внутреннего роста.
Таким образом, мы стремимся к фактическому равенству в правах для всех граждан России независимо от места их проживания и одновременно должны стимулировать территории к подъему региональной экономики.
Подчеркну: критерии распределения межбюджетных трансфертов, а также кредитов, субсидий и иных форм поддержки должны быть едины для всех, и они должны учитывать реальную финансовую обеспеченность территорий. При этом мы должны исключить расчеты, основанные на фактических затратах, и не создавать стимулов к искусственному «раздуванию» расходов, к увеличению штатов и бюджетной сети.
Кроме того, в связи с переходом на трехлетнее бюджетное планирование расчеты межбюджетных трансфертов нужно также осуществлять на среднесрочный период.
И, конечно, руководству субъектов Федерации необходимо работать над укреплением собственной налоговой базы. Говорили об этом неоднократно. Именно на эти цели ориентировали и федеральные инвестиционные программы, изменяли не только порядок зачисления налогов на неравномерно размещенные объекты налогообложения, но и передавали в регионы федеральные доли акцизов.
Однако статистика показывает: динамика собственных доходов субъектов уменьшается. В прошлом году доля региональных и местных налогов составила 12 процентов в объеме их налоговых и неналоговых доходов. И как результат – неэффективная структура региональных бюджетов продолжает тянуть за собой финансовую несостоятельность территорий. И здесь мы вновь возвращаемся по кругу к тому же самому, а именно к централизованному перераспределению средств.
Полагаю, нужно также активнее создавать стимулы внутри самой бюджетной системы, стимулы, которые реально заинтересуют субъекты Федерации в росте местной экономики, в привлечении инвестиций и развитии малого бизнеса.
Все это и называется – использовать региональные конкурентные преимущества, которые, я в этом абсолютно убежден, есть практически во всех территориях России.
Мы в целом обязаны существенно, в разы повысить эффективность бюджетных расходов, и это должно стать принципом всей современной финансовой политики. Получить средства – налоговые или трансфертные – это только половина дела. Ресурсами нужно уметь грамотно, с умом распорядиться. Рассчитываю, что Правительство и федеральные ведомства поддержат усилия тех регионов и муниципалитетов, которые стремятся повысить эффективность своих бюджетных расходов, реструктуризируют саму сеть бюджетных учреждений.
Убежден, такой подход одинаково значим для всех субъектов Федерации: как для регионов-доноров, так и для реципиентов. Просто «вал» по бюджетным расходам никому абсолютно не нужен. Более того, он вреден даже для самых финансово благополучных регионов.
Для поощрения регионов, наиболее эффективно работающих со своими финансами, со своим бюджетом, создан соответствующий федеральный фонд реформирования региональных финансов.
Более того, мною даны поручения о выделении дополнительных средств для поощрения тех регионов, которые активно занимаются внедрением новых систем финансирования и оплаты труда в образование и здравоохранение.
Разумеется, от центра потребуется методическая, организационная помощь регионам и муниципалитетам. Причем ее надо оказывать оперативно и по существу. Но, думаю, вы все со мной согласитесь: просто количество учителей, врачей, муниципальных служащих не ведет к качеству услуг, которые они оказывают для миллионов наших граждан. И повторяю еще раз: сегодня качество бюджетных расходов выходит на первый план. Нужно внимательно посмотреть, сколько денег мы тратим на ту или иную сферу и что получаем на выходе в качестве конечного продукта. А конечным продуктом является услуга населению.
В завершение еще раз отмечу: межбюджетные отношения – это фундамент, сама основа слаженной и консолидированной работы всей власти. Для людей она, эта власть, абсолютно едина. И ответственность за результаты ее работы ложится как на федеральные, так и на региональные, так и на муниципальные органы. Об этом никогда нельзя забывать.
Благодарю вас за внимание.