В.Путин: Сегодня мы рассматриваем проблему, которая носит глобальный характер и является актуальной не только для России, но и для всего мира. Речь пойдет о мерах борьбы с распространением ВИЧ-инфекции.
В нашей стране первый случай этого заболевания был, как известно, зарегистрирован в 1987 году. К тому времени в других странах эта болезнь уже имела характер масштабной эпидемии. В настоящий период от нее страдают более 42 миллионов человек. Ежедневно диагностируется до 14 тысяч новых больных, причем около 15 миллионов заразились в последние два года.
В России общее число зарегистрированных носителей ВИЧ-инфекции превысило 342 тысячи человек. Однако, по оценкам экспертов, их количество значительно больше, и в основном это люди моложе 35 лет. Очевидно, что диагностика и масштабы ВИЧ-инфекции оказывают негативное влияние и на демографическую ситуацию в стране. Особенно настораживает феминизация [эпидемии], что, в свою очередь, влечет за собой рождение зараженных СПИДом детей.
Пока в России преобладает так называемая концентрированная эпидемия, сосредоточенная в нескольких группах риска. В то же время специалисты уже стали отмечать опасную тенденцию выхода инфекции за пределы этих групп. Такая тревожная ситуация требует адекватных мер реагирования, требует не созерцательного, а деятельного отношения, причем со стороны всего российского общества. Разумеется, задавать тон здесь должны люди, непосредственно отвечающие за работу с ВИЧ-инфекцией, но в эту работу необходимо активно включать и политиков, и педагогов, и деятелей культуры, и представителей средств массовой информации. Наша общая задача – пропагандировать здоровый образ жизни, понимать значимость моральных ценностей.
Вы знаете, что в рамках национального проекта «Здравоохранение» предусмотрены значительные средства на профилактику, диагностику и лечение больных ВИЧ-инфекцией и вирусными гепатитами. Только на этот год выделено 3,1 миллиарда рублей. Это во много раз превосходит суммы, когда‑либо выделявшиеся на эти цели. Между тем перед нами стоит более широкая задача – снизить до минимума темпы распространения СПИДа. В этой связи предложил бы сегодня обсудить следующие вопросы.
Первое – это разработка долгосрочной стратегии по борьбе с эпидемией и преодолению ее последствий. В этом году заканчивается срок действия рассчитанной на пять лет подпрограммы «АнтиВИЧ/СПИД». Она осуществлялась в рамках федеральной целевой программы «Предупреждение и борьба с заболеваниями социального характера». Отмечу, что за этот период были снижены темпы роста ВИЧ-инфекции с 88 тысяч случаев в 2001 году до 35 тысяч в прошлом году – более чем в два раза снижены.
Кроме того, благодаря этой программе удалось поддержать научные коллективы, которые ведут поиск эффективной защиты от СПИДа и новых методов его лечения. Полагаю, что при разработке программы на следующее пятилетие необходимо снова включить в нее меры по предупреждению распространения ВИЧ-инфекции.
Вторая наша задача – организовать четкий и объективный мониторинг эпидемии. Подчеркну: Россия является одной из немногих стран мира, имеющих сводную статистику наблюдений за ВИЧ-инфекцией. Причем начиная с 87-го года, такой учет ведется как на федеральном, так и на региональном уровнях. Однако сегодня необходим мониторинг, отвечающий единым международным подходам. Мы должны иметь комплексную базу данных, позволяющую реально оценивать причины заболевания и эффективность медицинских профилактических и социальных мероприятий, и в результате принимать адекватные меры по борьбе с ВИЧ-инфекцией, и, разумеется, учитывать опыт других стран.
Вы знаете, что международное сообщество уделяет этим вопросам повышенное внимание. Проблема СПИДа по инициативе России будет внесена и в повестку предстоящего саммита «восьмерки», который состоится в июле в Санкт-Петербурге.
Следующее направление, которое нам сегодня предстоит обсудить, – это координация деятельности федеральных министерств и ведомств. Заболевание СПИДом – это факт медицинский, а причины болезни, как правило, носят социальный характер. Поэтому эффективность борьбы со СПИДом может обеспечить лишь слаженная совместная работа различных федеральных органов.
Я знаю, что у рабочей группы Госсовета есть предложения о создании при Правительстве Российской Федерации специальной комиссии по проблемам ВИЧ-инфекции. Давайте тоже обсудим и этот аспект проблемы чисто административного характера.
Еще один вопрос, требующий нашего совместного, общего внимания, – это совершенствование законодательства в сфере борьбы со СПИДом. Принятый в 1995 году закон о предупреждении ВИЧ-инфекции содержит достаточно широкий круг гарантий по обеспечению прав людей, зараженных СПИДом. Однако он не в полной мере учитывает проблему ответственности за преднамеренное распространение ВИЧ-инфекции.
И в заключение – о просветительской работе, которая должна быть не только широкой и многоплановой, но главное – постоянной. Необходимо настойчиво и последовательно разъяснять людям, насколько опасна ВИЧ-инфекция и как высок сегодня риск заражения ею. Крайне важно вести профилактическую работу в уязвимых для СПИДа группах, так называемых группах риска.
В России уже реализуется немало подобных проектов и программ. Однако они не объединены общей стратегией. Здесь крайне редко используются механизмы социального заказа. Отмечу, что в региональных программах по борьбе с ВИЧ-инфекцией практически не предусматривается финансирование.
Понятно, что бюджетных денег на все не хватает. Поэтому нужно активнее привлекать к просветительской работе и представителей бизнеса, политические партии, структуры гражданского общества. Такая практика широко используется и в других странах мира.
Я обозначил лишь самые главные направления предстоящего обсуждения. Рабочая группа Госсовета подготовила подробные материалы и конкретные предложения по всем аспектам борьбы с ВИЧ-инфекцией.