Я благодарен за предоставленную возможность напрямую обратиться к французской общественности накануне 60-летней годовщины победы над нацизмом.
Меняются поколения, проходят десятилетия, но эта историческая дата по‑прежнему остается священной для каждой нации, каждой страны, которой дороги идеалы свободы и гуманизма. Верность таким ценностям сплотила наши народы в совместной борьбе с нацизмом – с идеологией насилия, агрессии и расового превосходства. И сегодня демократия и свобода, справедливость и гуманизм по‑прежнему объединяют нас в строительстве безопасного и цивилизованного мира.
Нацизм принес народам мира и Европы невиданную трагедию. Самый просвещенный континент столкнулся с самым изощренным варварством, с агрессией и холокостом, с преднамеренным истреблением миллионов людей по национальному признаку – славян, евреев, цыган.
Нацизм тогда, как и международный терроризм сегодня, был врагом человеческого достоинства, самых священных свобод и ценностей, в первую очередь – права на жизнь. Он не скрывал своих целей в отношении народов Европы и всего мира – порабощение, ассимиляция, этнические чистки. В схватке с таким врагом никакие договоренности и примирение были невозможны. Для нашего народа, как и для многих других, поражение означало потерю национального суверенитета, государственности, физическое истребление.
В этой борьбе Объединенные нации были обязаны победить и победили. Впервые в мировой истории народы и страны столкнулись и осознали общую опасность. В конечном счете – сплотили силы в борьбе с глобальной угрозой. Это была поистине победа добра над злом, веры над слепым фанатизмом. Победа не только силы оружия, но и силы духа многих народов.
Война унесла десятки миллионов жизней моих соотечественников, и большинство из них – мирные граждане. В России нет семьи, которую не опалило бы пламя войны. Судьба моих близких не исключение. Многие из них остались в блокадном Ленинграде. Воевал и был ранен мой отец.
Бесконечно долгие и трудные четыре года наш народ сражался за будущую Победу. На пути к бункеру Гитлера наш солдат разгромил 600 вражеских дивизий. Три четверти потерь во Второй мировой войне нацисты понесли на Восточном фронте. Освободив в 1944 году собственную территорию, Советская Армия перешла государственную границу СССР, чтобы избавить от нацистского зла еще одиннадцать европейских стран. И ради этого миллион наших воинов сложили голову.
Замечательный вклад в Победу внес и французский народ. Помним о подвиге частей «Свободной Франции», которые в тяжелейших боях сражались за свободу своей родины. Помним и о героях французского Сопротивления. Их дерзкие операции вынуждали гитлеровцев держать во Франции крупные воинские соединения, мешая их переброске на Восточный фронт. В 2004 г. я принимал участие в праздновании 60-летия операции «Оверлорд». Понимаю, какой болью и кровью далось освобождение Франции.
Мы ценим сложившееся во Франции объективное понимание роли Советского Союза в достижении Победы, в освобождении мира от нацистской чумы. Хорошо помню, как на церемонии в Нормандии президент Ж.Ширак подчеркнул: «испытания, которые перенесли на Восточном фронте героические солдаты Красной Армии, открывшие под Москвой, Курском и Сталинградом путь к победе и неуклонно продвигавшиеся вперед», создали условия, без которых высадка в Нормандии вряд ли была бы возможна.
Российский народ, все народы бывшего Советского Союза также хранят благодарную память о французах, сражавшихся с нацизмом. Олицетворением французского вклада в Победу является генерал де Голль. 9 мая мы вместе с Президентом Ж.Шираком откроем в Москве памятник этому великому сыну Франции. Там же я буду иметь возможность приветствовать французских ветеранов, приглашенных в Москву, в т. ч. пилотов «Нормандии–Неман».
Мы помним и о наших союзниках, о той помощи, которую они нам оказали. Поставки из США, Великобритании и других стран, как и открытие второго фронта, помогли Советской Армии быстрее освободить родную землю от захватчиков.
Создание антигитлеровской коалиции – коалиции объединенных наций можно по праву назвать крупнейшим политическим достижением ХХ века. Именно объединение их политических, экономических и военных ресурсов стало одним из решающих факторов разгрома агрессоров.
Наше боевое содружество с Францией вылилось в подписание в декабре 1944 года Договора «О союзе и взаимной помощи». Вновь, как отметил тогда генерал де Голль, подтвердилась историческая закономерность, «состоящая в том, что необходимость во франко-русском союзе становится очевидной при каждом новом повороте истории».
Наши отцы и деды делили все тяготы войны, но не делили Победу в 1945 году. Не делим ее мы и сейчас. Вторую мировую войну выиграли все союзники по антигитлеровской коалиции, немецкие антифашисты. Бок о бок с французами на французской земле сражались с общим врагом и бежавшие из немецкого плена солдаты Советской Армии, и выходцы из русской эмиграции. Среди них такие замечательные люди – граждане Франции, как Николай Вырубов – единственный русский, удостоенный всех высших военных наград Франции, Елизавета Кузьмина-Караваева (мать Мария) и другие.
Это наш общий праздник. День Победы принадлежит всем нам, это событие вселенского масштаба. И отмечать его будут в Москве, Париже, Лондоне, Варшаве, Берлине – повсюду, где жива память. Память о горящем Смоленске и разбомбленном Ковентри, о сожженных дотла деревнях – Хатыни, Лидице, Орадуре, ужасах Освенцима и Бабьего Яра. Вот почему через 60 лет после войны 9 мая мы обнажим головы в скорбном молчании.
* * *
В канун 60-летия Победы политики, дипломаты, ученые и журналисты вновь обращаются к причинам и вехам Второй мировой войны. Давая оценки событиям тех лет, мы должны в полной мере чувствовать нашу общую ответственность перед новыми поколениями. Поэтому важна не только историческая правда о войне, но и осознание ее нравственных уроков для современности.
Отправной точкой событий, приведших ко Второй мировой войне, стал приход нацистов к власти. Развернув террор внутри страны, они одновременно начали подготовку к внешней агрессии. Именно тогда в Париже и Москве родилась идея создания системы коллективной безопасности. Важным шагом на пути к этой системе стал франко-советский договор 1935 года.
Но, к сожалению, развить этот задел, выработать многосторонние механизмы обеспечения мира на континенте тогда не удалось. Не все европейцы вовремя осознали размеры и агрессивность зла, которое несла античеловеческая нацистская идеология.
Над здравым смыслом на время возобладали амбиции, иллюзорные надежды «отсидеться в стороне», «умиротворить» Гитлера за счет интересов других стран. И в этом отношении природа пакта Молотова–Риббентропа ничем не отличается от смысла Мюнхенского соглашения. Оба эти соглашения разобщали объективных союзников в борьбе с нацизмом, вызывали взаимное недоверие и подозрительность. Так, у советских лидеров складывалось впечатление, что в Мюнхене речь идет не только о фактическом разделе Чехословакии, но и об изоляции СССР, о подталкивании Гитлера к агрессии на Восток.
В 1989г. Верховный Совет СССР – законодательный орган страны – дал четкую правовую и моральную оценку пакту Молотова–Риббентропа. Наши прибалтийские соседи это хорошо знают, однако все еще продолжают требовать от России какого‑то «покаяния».
В этой связи хочу подчеркнуть: подобные претензии не имеют никаких оснований, носят откровенно спекулятивный характер. Полагаю, что их цель – привлечь к себе внимание, оправдать неблаговидную, дискриминационную политику правительств в отношении значительной части собственного русскоязычного населения, прикрыть стыд былого коллаборационизма. У каждого нормального человека вызывает возмущение то, что в этих странах эсэсовцам устанавливают памятники, разрешают проводить свои сборища.
Не вдаваясь в подробности, отмечу, что решения международного сообщества, в том числе Нюрнбергского трибунала, однозначно осуждают любые формы сотрудничества с нацизмом – вне зависимости от места и времени.
Россия не раз заявляла, что настроена на конструктивный диалог с балтийскими соседями, на развитие дружественных связей по всем направлениям. Мы готовы ждать и надеемся, что наши партнеры, ставшие недавно членами ЕС, будут строить свою политику не на основе комплексов прошлого, а на базе сегодняшних реальностей.
Не менее важна для понимания истории и итогов второй мировой войны и объективная оценка ялтинских договоренностей 1945 года.
По моему глубокому убеждению, их главный смысл состоял в том, что лидеры антигитлеровской коалиции стремились построить новую международную систему, которая не позволила бы возродиться нацизму, оградила бы мир от разрушительных глобальных конфликтов. Именно с этой целью и была учреждена Организация Объединенных Наций, заложены принципы коллективной безопасности, воплощенные в Уставе ООН.
Конечно, историки могут сегодня поспорить, насколько рациональны и справедливы были решения в конце войны. Но это были коллективные решения: и президента США, и британского премьер-министра, и советского лидера. Решения, продиктованные объективными обстоятельствами того времени: корни нацизма еще не были уничтожены, Европа была разрушена, и победители не могли не разделить ответственность за ее политическое и экономическое возрождение.
Исторический парадокс здесь состоит в том, что Ялтинская система родилась на основе согласия антигитлеровской коалиции, но она же стала отправной точкой для нового геополитического соперничества и конкуренции «сверхдержав». Одновременно с этим такая система устанавливала некий баланс, правила игры, которые позволили избежать нового глобального конфликта. А в итоге – дали возможность выйти к Хельсинкским договоренностям и к «разрядке».
Что же касается Германии, то Советский Союз в ходе Ялтинских переговоров твердо выступил за сохранение ее государственности и единства. Борясь с нацизмом, советские люди не воевали с немецким народом и не испытывали к нему ненависти. Временное же разделение немецкого народа на два государственных образования было обусловлено военно-политическими и идеологическими противоречиями «холодной войны».
Позитивная роль, которую сыграла наша страна в мирном объединении Германии, хорошо известна. И если в свое время историческое примирение Франции и Германии стало одним из базовых условий западноевропейской интеграции, то сегодня партнерство России, Германии и Франции является важнейшим позитивным фактором международной жизни и общеевропейского диалога.
Глубоко убежден: единая Большая Европа от Атлантики до Урала, а фактически до Тихого океана, существование которой основано на общепризнанных демократических принципах, – это уникальный шанс для всех народов континента, в том числе и для российского народа. И в реализации этого общего шанса – на мирное, благополучное и достойное будущее – европейцы, как и в борьбе с нацизмом, могут в полной мере опираться на Россию. При этом мы считаем, что усилия России по развитию интеграционных связей как со странами ЕС, так и государствами СНГ являются единым органичным процессом, который должен привести к существенному расширению общих гармоничных пространств безопасности, демократии, делового сотрудничества в гигантском регионе.
Российский народ всегда чувствовал себя частью большой европейской семьи, был связан с ней едиными культурными, моральными, духовными ценностями. На своем историческом пути – где‑то отставая, а где‑то опережая наших партнеров – мы прошли те же этапы становления демократических, правовых и гражданских институтов. И потому демократический и европейский выбор народа России вполне закономерен. Это суверенный выбор европейской нации, победившей нацизм и знающей цену свободе. Сражаясь с нацизмом, наш народ не только нес свободу другим, но и сам расправлял плечи, укреплял внутреннее достоинство. И в этом смысле истоки демократических перемен 90-х годов, преобразивших наше общество и государство, находятся в том числе и в победном мае 1945 года.
И, наконец, нельзя забывать, что перемены 90-х годов в странах Восточной Европы были бы невозможны без кардинальных демократических перемен в Советском Союзе.
* * *
8 и 9 мая объявлены по решению ООН Днями памяти и примирения. В мае этого года Генеральная Ассамблея проведет торжественное заседание, посвященное этой дате. На мой взгляд, это еще один символ того, что пришло время окончательного примирения людей, воевавших по разные линии фронта, и для преодоления недоверия между народами. Но вместе с тем наступило и время решительного объединения всех наций в борьбе с новыми вызовами – с терроризмом, с идеологическими доктринами, основанными на расизме и ксенофобии.
Эти угрозы представляют сегодня главную опасность правам и свободам человека, устойчивому развитию государств и народов. Опасность для тех гуманистических ценностей и принципов, которые человечество, одолев нацизм, положило в основу Устава ООН и Всеобщей декларации прав человека.
Справиться с такими угрозами можно только на основе взаимного доверия, солидарности и сотрудничества всего мирового сообщества. И Россия здесь вновь действует как ответственный и предсказуемый партнер, четко выполняющий свои обязательства.
Драматические события 30-х и 40-х годов прошлого века служат всем нам предостережением – предостережением против повторения ошибок прошлого, против иллюзий относительно того, что можно откупиться от зла «за счет соседа». И, пожалуй, главный урок заключается в следующем – националистические лозунги всегда оборачиваются погромами. Теории расового и религиозного превосходства – геноцидом и террором против невинных людей. А проявление слабости перед агрессором – глобальными конфликтами.
Новые поколения, не знавшие ужасов войны с нацизмом, должны иметь внутренний иммунитет к тоталитаризму, к пропаганде национальной и религиозной розни. А для этого учебники истории призваны быть объективными. Они должны доносить до наших граждан бесспорную правду о событиях тех лет. Утверждать принципы терпимости и уважения народов друг к другу, учить пониманию необходимости единства человечества в борьбе против общих трудностей и угроз. В конечном счете – создавать атмосферу понимания вокруг того, что и малые, и большие народы имеют равные права. Включая право на выбор пути самостоятельного развития.
* * *
В заключение я хочу передать всем французам и прежде всего ветеранам войны самые теплые поздравления с Днем Победы. Желаю доброго здоровья, счастья и благополучия.