В.Путин: Уважаемые коллеги!
Нам предстоит рассмотреть комплекс вопросов, связанных с модернизацией здравоохранения на региональном и муниципальном уровнях.
Вы знаете: все последние годы вопросам доступности и качества медицинских услуг уделяется самое пристальное внимание. Среди проводимых здесь мер прежде всего отмечу последовательную реализацию национального проекта «Здоровье».
Один из его конкретных, значимых результатов – это повышение заработной платы каждого третьего врача и каждого четвертого среднего медицинского работника России, включая врачей и медсестер участковой службы, скорой медицинской службы, фельдшерско-акушерских пунктов. Добавлю, что врачи-специалисты первичного звена также начали получать доплаты за проведение диспансеризации.
Началось укрепление материально-технической базы муниципальных поликлиник, обновляется автопарк скорой медицинской помощи. Эта работа продолжится и в 2007 году.
Что касается укрепления материально-технической базы поликлиник муниципалитетов, то в целом, как министр докладывает, почти двадцать две с половиной тысячи единиц оборудования должно быть поставлено до конца текущего года. Работа, насколько я понимаю, достаточно активно идет, надеюсь, что вы, уважаемые коллеги, все руководители регионов внесут свой предусмотренный программой вклад в то, чтобы это оборудование вовремя заработало. Чтобы ничего не осталось во дворах, на складах, чтобы помещения были подготовлены, потому что ставить современное и дорогостоящее оборудование в неподготовленные помещения – себе дороже. Плюс еще несколько тысяч, которые должны быть приобретены и приобретаются уже медицинскими учреждениями за счет родовых сертификатов – в общей сложности 24 тысячи единиц. Однако, надо прямо сказать, до кардинального улучшения здесь пока далеко.
Мы сейчас посмотрели на передвижные медицинские пункты. Это и прекрасный поезд «Хирург Николай Пирогов», который может добраться до самых отдаленных селений и маленьких городов, видели мобильные медицинские комплексы. Это хорошо. Мы действительно сделали очень неплохой шаг вперед в направлении улучшения системы здравоохранения. Но, повторяю, до кардинального улучшения пока еще далеко. В здравоохранении надо еще многое сделать, в первую очередь на региональном и муниципальном уровне. В этой связи хочу обратить ваше внимание на следующие принципиальные, на мой взгляд, моменты.
Первое. В 2005 году, в целом по России, дефицит финансирования Программы государственных гарантий оказания гражданам бесплатной медицинской помощи составил почти 130 миллиардов рублей, 21,4 процента. При этом в каждом четвертом субъекте Федерации госгарантии финансировались только на 40–50% от потребности.
К чему приводит подобный дефицит финансирования – известно. Люди вынуждены доплачивать за гарантированную государством бесплатную медицинскую помощь из своего кармана. Так, по данным Росстата, в 2005 году из личных средств на эти цели было потрачено почти 110 миллиардов рублей.
Мы говорили с губернатором, хозяином нашей встречи – Богомоловым Олегом Алексеевичем. У него в Курганской области 100 процентов оплачивается, а это не самый богатый регион. Ведь это просто определение приоритетов для руководителя региона, что важнее: здоровье граждан или строительство какого‑нибудь учреждения, где можно кому‑то отдать выгодный подряд, но, когда отдача от этого будет, еще неизвестно.
Каждый регион должен финансировать эту программу в достаточном объеме. По сути, речь идет об обеспечении одного из базовых конституционных прав наших граждан. Я думаю, что мы вместе с вами должны подумать, чтобы таких разбросов в финансировании этой программы по регионам не было. Сегодня в связи с разделением полномочий, по сути, федеральный центр в значительной степени утрачивает контроль. Во всяком случае, прямого контроля нет за тем, как тратятся эти деньги и как определяются приоритеты. И вот мы видим такой разброс. Граждане от этого страдают, и нам вместе с вами нужно подумать, как уйти от этого состояния дел.
Второе. Между различными уровнями власти должны быть четко разграничены полномочия и обязательства в сфере здравоохранения. И здесь не должно быть ни дублирования, ни перекладывания ответственности друг на друга. Для каждого уровня власти должна быть определена доля ответственности за реализацию государственных гарантий оказания медицинской помощи.
Третье. В соответствии с ранее принятыми решениями новые, более оптимальные системы финансирования здравоохранения должны быть отработаны в так называемых пилотных регионах с соответствующей поддержкой федерального уровня. И вы все знаете, о чем идет речь. Это новая система оплаты труда по конечному результату, это стандартизация медицинской помощи. Мы должны четко себе представлять, что мы должны сделать для гражданина в сфере здравоохранения и на каких условиях. Это точный персонифицированный учет оказываемых услуг и пациентов.
Необходимо выявить все лучшее, что наработано в территориях, и апробировать новые модели управления материальными, кадровыми и финансовыми ресурсами. А затем предложить к реализации в других регионах наиболее эффективные из них.
В то же время это не означает, что повышение эффективности управления здравоохранения – удел лишь регионов, участвующих в эксперименте. Это общая задача для всех субъектов Федерации.
Финансирование здравоохранения должно обеспечивать не содержание учреждений, а лечение конкретного пациента. И, безусловно, здесь нужно ставить вопрос о мониторинге эффективности соотношения затрат и качества лечения.
Важно также разработать и внедрить новую систему оплаты труда медицинских работников. Систему, главными критериями которой станут объем и качество предоставленных услуг.