В.Путин: Добрый день, уважаемые коллеги!
Тема нашего сегодняшнего обсуждения – совершенствование механизмов реализации полномочий региональными органами власти. Тема эта очень будничная, но она непропагандистская, неяркая и на первый взгляд абсолютно невыигрышная. Вместе с тем от того, как мы ее решим, в значительной степени зависит результат нашей работы и социальное самочувствие миллионов наших граждан. А подчас – и в прямом смысле – самочувствие.
Четкое разграничение полномочий – это основа эффективного госуправления, действенного проведения на местах экономической и социальной политики. И поэтому в последние годы мы уделяем этой теме самое пристальное внимание.
Вы знаете, в настоящее время разграничение полномочий практически состоялось. Да, нужно некоторые вещи еще доводить, но в целом основные решения приняты. Каждый уровень власти имеет согласованный и законодательно оформленный их объем. Сейчас перед нами стоит следующая, не менее важная задача – повысить эффективность исполнения регионами своих полномочий. И в первую очередь эффективность управления финансовыми, материальными и кадровыми ресурсами.
Отмечу, что существующие механизмы реализации полномочий в регионах далеко не всегда ориентированы на конкретные результаты и опираются в основном на устаревшие, не отвечающие современным требованиям управленческие технологии. В частности, на прочно закрепившийся принцип формирования бюджета «по затратам», от так называемого достигнутого уровня. При таком бюджетировании общество просто содержит то или иное учреждение, независимо от того, какие и сколько это учреждение оказывает услуг, какого качества эти услуги.
При этом практически не учитываются изменения в численности и структуре населения того или иного региона или района.
В итоге сложившаяся сеть социальных учреждений не соответствует потребностям граждан. Так, например, в ряде регионов, имеющих одинаковую долю и плотность сельского населения, число учеников, приходящихся на одного учителя, разнится вдвое, а иногда даже и больше. Наполняемость классов даже в большинстве городов не достигает нормативной.
В здравоохранении, как известно, основная доля средств сегодня расходуется на содержание стационарных учреждений. В регионах упорно поддерживается приоритет больничного лечения. И далеко не всегда это обоснованно, далеко не всегда эффективно. Более того, статистика говорит об обратном. И это несмотря на всеобщее признание как социальной, так и экономической эффективности амбулаторной медицинской помощи в целом ряде случаев. А почему на это делается упор? Потому что денег можно больше истратить, а о качестве предлагаемых услуг, как правило, уже никто не думает.
В отдельных территориях число коек превышает объективные потребности более чем в полтора раза. За год госпитализируется каждый третий житель. При этом растут показатели смертности, особенно граждан трудоспособного возраста. И хочу подчеркнуть, что они умирают в том числе из‑за неэффективной организации здравоохранения. Или, как говорят сами медики, от «управляемых причин».
Аналогичным образом складывается ситуация и в других отраслях. Можно привести массу примеров зон неэффективности. В результате во многих регионах на неэффективные расходы по отдельным направлениям приходится до половины и более финансовых средств. Эти суммы выражаются в миллиардах рублей. А численность управленческого и вспомогательного персонала достигает две трети от числа работающих. Более того, сократим на какое‑то число – все неизбежно опять вырастает.
Очевидно, что сегодня есть острая необходимость в совершенствовании механизмов реализации регионами своих полномочий. В связи с этим рабочая группа Госсовета подготовила ряд предложений, которые нам сегодня предстоит обсудить.
В качестве основного механизма реализации полномочий предлагается активнее внедрять в регионах программно-целевой метод. При этом в каждой программе необходимо планировать мероприятия, направленные на конкретный результат и на повышение эффективности расходов.
Второе направление, требующее нашего обсуждения, – это внедрение показателей, на основе которых можно оценить эффективность деятельности региональных органов власти.
Разумеется, эта система должна содержать в первую очередь те показатели, на которые регионы могут влиять непосредственно или в определяющей степени.
Не менее важной задачей является обеспечение мониторинга, получение объективной, полной и своевременной информации об эффективности работы региональных и муниципальных органов власти. Повторю, что в связи с этим крайне важно привести работу госстатистики в соответствие с современными требованиями.
Полагаю также, что вопросы совершенствования механизмов реализации полномочий должны стать предметом особого внимания и представителей Президента в федеральных округах. Необходимо не только провести там координационные советы с обсуждением этих важнейших вопросов, но и оказывать субъектам Федерации постоянную всестороннюю и действенную помощь.
Хочу предоставить слово Владимиру Владимировичу Якушеву, а потом обсудим основные положения его доклада. Попрошу сформулировать ваши предложения, основанные на материалах рабочей группы.