В.Путин: Уважаемые коллеги!
Мы сегодня обсуждаем один из самых серьезных вопросов развития экономики страны. От того, как мы решим эту задачу, будет в значительной степени выглядеть и сегодняшнее лицо России, и ее завтрашний день, будущее. От того, как мы решим этот вопрос, будет зависеть, сможет ли Россия быть интеллектуально состоятельной страной и вообще будет ли у нее вот это интеллектуальное будущее или мы действительно, как здесь отмечали коллеги, будем все дальше скатываться в разряд третьестепенных стран, в разряд каких‑то сырьевых для кого‑то придатков и так далее.
Такие отрасли, как авиационно-космическая, в которую вкладывались миллиарды долларов и интеллектуальные возможности целых поколений, конечно же, нуждаются в особом внимании со стороны государства. И, действительно, эти решения будут непростыми, сложными, а иногда, может быть, и болезненными.
Вот губернатор Нижегородской области передал мне записку человека, который, думаю, вряд ли связан с административной работой или с бизнесом, но наверняка вся его жизнь связана с авиацией, – это летчик-испытатель Назарян. Любопытно, что, не присутствуя на нашем сегодняшнем заседании, практически отмечает он все, о чем мы говорили. Справедливости ради нужно отметить, пишет он, что столь тяжелое состояние авиации закладывалось еще в советские времена. Хотя в советские времена закладывалась и основа авиационно-космической отрасли, тогда же возникли и проблемы, которые сегодня мы пытаемся решить: зачастую в эксплуатацию бралось все, что проектировалось и изготавливалось; не ставилась строгая задача двигателистам по экономичности, по борьбе с шумами, самолетчикам – по внутреннему дизайну и удобству для пассажиров, электронщикам и прибористам – по созданию передовых систем навигации и прицеливанию. Совершенно объективно, что такие изделия конкурентоспособными быть не могут.
И в то же время, наш уважаемый летчик-испытатель пишет: «Когда речь идет о независимости страны, торг неуместен и любые доводы об экономике отрасли несостоятельны». Наверное, трудно согласиться, это уже эмоции, так. Так же как и то, что предложил губернатор, Геннадий Максимович [Ходырев], и наш уважаемый летчик пишет: «Генеральный заказчик нужен на приобретение нашей отечественной техники. Такой может быть только крупная транспортная государственная компания». То есть это то, что должно покупать все и без оглядки на качество, по сути дела. Во всяком случае, это тоже приведет к такому же состоянию, которое мы имели раньше.
Но справедливости ради хочу отметить, что все‑таки современные способы поддержки отечественного авиапрома существуют, они государством и Правительством используются. Может быть, недостаточно, но все‑таки 138 самолетов до 2008 года подтверждены заказом наших отечественных перевозчиков. Я бы хотел напомнить, что эти решения приняты.
Что хотел бы сказать в заключение. Здесь тот же Геннадий Максимович [Ходырев] и другие участники сегодняшней нашей встречи многократно возвращались к роли государства в этой отрасли. Безусловно, без всяких сомнений, эта роль должна быть значительной. И если мы реализуем – а у меня нет оснований сомневаться в том, что это произойдет, – тот план, который сегодня обсуждаем, то тогда мы добьемся желаемого результата. Речь идет о создании целевой корпоративной структуры – в виде холдинга, – в которой должны быть следующие основные элементы: гражданская авиация, военно-транспортная и специальная авиация, военная авиация, роботизированные и беспилотные системы, управляющая компания, инженерный центр, лизинговая компания (в которую, кстати, мы ежегодно вкачиваем по 250 миллионов долларов и дальше будем продолжать эту работу), испытательный центр, научно-технологический центр и учебный центр. Если все это будет сильным, мощным кулаком в развитии отечественной авиационной промышленности, то тогда мы добьемся желаемого результата. Но для того чтобы это все происходило, нам нужно принять окончательное решение о том, что мы это делаем. Судя по тому, что я сегодня услышал, ни у кого нет сомнений в том, что это правильный выбор. Поэтому будем считать, что это решение принято. Принято окончательно.
Прошу Правительство в самое ближайшее время подготовить проект указа с планом действий по исполнению всей этой стратегии.
Есть и другие необходимые решения, которые нужно принять в ближайшее время, но они будут носить более локальный характер: я имею в виду решения по МиГу, по другим составляющим. Но должен быть единый план, по которому мы все будем работать.
Спасибо за внимание.