В.Путин: Товарищи генералы и офицеры!
Уважаемые коллеги!
Сегодня мы собрались не по случаю какого‑то праздника, какого‑то политического события.
Вы знаете, что в Послании Федеральному Собранию были сформулированы в обобщенном виде несколько крупных национальных задач, таких, как борьба с бедностью, как увеличение нашего ВВП за десять лет в два раза, модернизация Вооруженных Сил. Сегодня мы с вами собрались для того, чтобы в рабочем порядке, хочу это подчеркнуть, подумать, поговорить о том, что и как будет в этой сфере происходить. Эти планы должны быть понятными не только Вооруженным Силам и специалистам. Они должны быть ясными и понятными всему обществу, абсолютно прозрачными. Это должны быть напряженные, но реализуемые планы.
В этом зале присутствуют представители не только армейского командования, но и Правительства России. Сам масштаб и многоплановость задач в сфере военного строительства диктуют именно такой, широкий формат обсуждения.
Ведь начатая нами модернизация армии является не только важнейшей государственной задачей, а, подчеркну, общенациональной.
Должен отметить, что за последние годы нам многое удалось сделать. Налажено ритмичное финансирование системы национальной обороны. Обновлена правовая и доктринальная база. В Вооруженных Силах проведены серьезные организационные и штатные преобразования.
От необходимых на определенном этапе радикальных реформ мы перешли к последовательному и рассчитанному на перспективу развитию Вооруженных Сил. Перешли к их глубокому преобразованию, результатом которого должно стать повышение самих возможностей нашей армии. Фактически мы переходим к качественно новому облику Вооруженных Сил.
В связи с этим еще раз обозначу приоритетные направления военного строительства.
Первое – совершенствование принципов комплектования. Здесь надо четко выдержать все установленные параметры и сроки. И к 2007 году формирование профессиональных частей постоянной готовности должно быть завершено. При этом должен быть сокращен срок службы по призыву. Мы об этом знаем, эти решения принимались вместе с вами и, собственно говоря, по вашему предложению. Должен также быть решен вопрос о привлечении на профессиональную службу в российскую армию граждан из других стран.
Хотел бы напомнить, что в Государственную Думу уже внесены соответствующие поправки в законодательство. Они позволят приобретать в упрощенном порядке российское гражданство тем, кто прослужит в нашей армии не менее трех лет.
Второе направление – это перевооружение армии. В этой сфере уже приняты важные базовые документы. Они задают ориентиры в сфере технического оснащения войск, увязывают вопросы военного строительства с задачами военно-технической и военно-промышленной политики. Все поставленные в Государственной программе вооружения и Основах военно-технической политики задачи вполне выполнимы. У нас есть все возможности для их успешного решения.
Кроме того, надо продолжить работу по консолидации оборонно-промышленного комплекса, формированию здесь крупных и конкурентоспособных холдингов.
Необходима и качественно новая система мобилизационной подготовки, система, адекватная современным требованиям и отвечающая характеру новых угроз.
И, наконец, мы должны сформировать действительно современную систему тылового, материально-технического и социального обеспечения Вооруженных Сил. Причем социальная защита военнослужащих должна состоять не только в последовательном повышении их денежного содержания – хотя это само по себе, конечно, крайне важно, – но и в таких современных формах, как развитие системы страхования и ипотечного кредитования жилья для военнослужащих. Кроме того, актуальной задачей остается их профессиональная переподготовка и расширение возможностей по трудоустройству в гражданской жизни.
Хотел бы сказать несколько слов еще об одном важном деле. Начиная с 1992 года Вооруженные Силы были сокращены более чем в два раза. Это был действительно трудный и болезненный процесс. Достаточно! На этом этапе процесс сокращения сегодня в целом завершен.
Замечу также, что в российской армии уровень соотношения генеральских должностей с общей численностью стал гораздо ниже, чем в таких странах, как США, Великобритания, Франция. Много слышим о засилии генералов в армии – это не соответствует действительности.
Полагаю, что на сегодняшний день мы уже имеем сбалансированный и отвечающий требованиям оборонной достаточности штатный состав. И дальнейших крупных сокращений в Вооруженных Силах мы не планируем.
Уважаемые товарищи!
Трансформация миропорядка и появление новых угроз требуют от нас постоянного военно-стратегического анализа обстановки. В современных условиях, когда ситуация динамично меняется, армия должна быть готова к тому, чтобы адекватно реагировать на возникающие угрозы. И потому ее структуры, боевые возможности, тактика и оперативное построение должны быть гибкими и мобильными.
Россия последовательно борется за укрепление системы международного права. Добивается самого широкого сотрудничества с зарубежными государствами и международными организациями в сфере безопасности.
Но это не значит, что мы должны уделять меньше внимания, и тем более отказываться, от развития нашего оборонного потенциала. В конечном счете этот потенциал является гарантом суверенитета и безопасности России.
Сильная, профессиональная и хорошо вооруженная армия необходима нам для мирного и благополучного развития страны. Армия должна быть способна защитить Россию и ее союзников.
Она должна эффективно взаимодействовать с вооруженными силами других стран. Быть готовой к тому, чтобы вместе со своими партнерами решать проблемы коллективной безопасности, борьбы с террором, участвовать в миротворческих операциях.
И, конечно, со своими ближайшими союзниками бороться с общими угрозами в зонах нашей региональной ответственности.
В целом российским Вооруженным Силам нужно новое качество. Новое качество во всем: в боевой подготовке, военном планировании, военной науке. И впереди у нас масштабная работа по формированию нового облика армии, всей военной организации государства.
Я убежден, вы хорошо понимаете, какая ответственность ложится в связи с этим на высший командный состав, на весь офицерский корпус страны.
Благодарю вас за внимание.
* * *
В.Путин:
Уважаемые коллеги!
На мой взгляд, доклад Министра обороны был содержательным – как в части выводов о сегодняшнем состоянии Вооруженных Сил, так и относительно подходов к их модернизации.
Главное – мы знаем, какую армию хотим иметь и к решению каких задач она должна быть готова.
В целом согласен с прозвучавшими сегодня оценками и предложениями. Однако уже в ближайшее время нам надо решить ряд серьезных задач.
Предстоит точно и правильно расставить акценты в военном планировании. Это крайне ответственная работа. Опираться надо и на динамику военно-политической обстановки, и на реальные возможности нашей экономики.
Кроме того, следует четко и своевременно реализовать все принятые решения по переоснащению армии. Много и бурно обсуждали вопросы, особенно с Генеральным штабом с экономическим блоком Правительства – мы обязаны создать весомый научный, технологический и производственный задел под перспективные системы вооружений. И при этом последовательно наращивать поступления новой техники в войска.
Хотел бы обратить особое внимание, что все эти сложные системы вооружений, управления и связи предстоит еще грамотно и быстро осваивать. Осваивать нужно на местах, в воинских частях и подразделениях. Этому надо уделять большое внимание и вам – высшему командному составу армии и флота.
Прошу не забывать и о других задачах: о повышении уровня оперативной и боевой подготовки, о новых принципах комплектования, об оптимизации состава войск и сил.
Следует также продолжать реформу военного образования. Работать над созданием единой системы обеспечения для Вооруженных Сил и других воинских формирований.
Мы еще не сделали всего, о чем договаривались. Военная организация государства у нас пока еще не оптимальна. Хочу подчеркнуть, что здесь мы должны руководствоваться не ведомственными интересами, а возможностями экономики нашего государства.
Обращаю внимание, что пока еще затягивается переход на программно-целевой метод планирования военного строительства. Между тем без этого военное планирование рискует остаться затратным и малоэффективным. Главным фундаментом национальной безопасности России остаются, и еще очень долго будут оставаться, силы ядерного сдерживания. Они находятся в очень хорошем боевом состоянии, есть планы их развития, эти планы выполняются. Могу проинформировать вас о том, что хорошо знает Министр обороны, начальник Генерального штаба, командующий Ракетными войсками стратегического назначения. Здесь нет никакой государственной тайны – Россия располагает значительным запасом стратегических ракет наземного базирования. Речь идет о самых грозных ракетах – это УР-100Н УТТХ (СС-19). Речь идет о весьма серьезном потенциале, о десятках ракет. Анатолий Васильевич [Квашнин], сколько это в боевых блоках?
А.Квашнин: Несколько сотен ядерных боезарядов…
В.Путин: Хорошо. Эти ракеты ни одного дня не стояли на боевом дежурстве, хранились в «сухом» виде, и, хотя произведены они не вчера и не сегодня, но в некотором смысле это новые изделия, срок их возможного использования очень значительный. А их боевые возможности, в том числе и преодоление любых систем противоракетной обороны, вне конкуренции.
Россия придерживалась и будет дальше выполнять свои международные обязательства в области ограничения международного ядерного потенциала. Между тем договор, который я сейчас упомянул, позволяет иметь на базах хранения договаривающихся сторон значительный потенциал. Россия в полной мере воспользуется положениями этого договора. Имеющиеся в нашем распоряжении тяжелые ракеты будут ставиться на боевое дежурство по мере завершения сроков эксплуатации тех изделий, которые стоят на боевом дежурстве сегодня.
Таким образом, у нас достаточно времени, чтобы планомерно, без рывков, но настойчиво и системно работать над созданием новых образцов вооружений XXI века. Хочу отметить, что у России есть очень серьезный задел на этом направлении. Я буду строго контролировать выполнение всех этих планов, проводить намеченные мероприятия по модернизации исходя из наших интересов и обстановки, складывающейся в мире. Будем сотрудничать со всеми государствами-партнерами, в том числе на весьма чувствительных направлениях, таких, как создание систем противоракетной обороны. О принципах организации этой работы подробно говорили на встрече с Президентом Соединенных Штатов Америки в Кэмп-Дэвиде несколько дней назад.
Подводя итоги нашего разговора, хочу отметить: теперь, когда есть общее понимание того, что надо делать, прошу все намеченное перевести в конкретные планы работ. Прошу Генеральный штаб представить свои предложения по планированию организации этой деятельности. Я хочу напомнить, что совсем недавно мы приняли решение, которым закрепили за Генеральным штабом ведущее положение в деле строительства военной организации государства. Рассчитываю, что Генеральный штаб справится с этой задачей.
Хочу пожелать вам успехов, спасибо.