В.Путин: Уважаемые коллеги!
В нашей повестке – комплекс вопросов, связанных с реализацией государственной пограничной политики. Эти вопросы мы уже рассматривали на специальном заседании Совета Безопасности в ноябре 2000 года.
Сегодня нам предстоит оценить, что удалось сделать за прошедшее время, и обозначить приоритеты на будущее.
Хочу подчеркнуть: главная цель пограничной политики России – это эффективное обеспечение национальной безопасности. Вместе с тем эта политика должна способствовать интеграции нашей страны в мировое сообщество, развитию дружественных отношений с соседями и, конечно же, в полной мере соответствовать современным подходам к правам и свободам граждан.
Отмечу, что в последние годы были сделаны серьезные шаги по повышению уровня пограничной безопасности России. Так, произведены необходимые структурные изменения в системе пограничных органов, в первую очередь в части передачи функций охраны государственной границы в ведение ФСБ.
Это решение направлено на оптимизацию управления, более эффективную координацию действий органов власти и укрепление оперативной составляющей в деятельности пограничных органов.
Положительные сдвиги, хотя и не очень большие, наметились в системе пропуска через пограничные пункты товаров и грузов.
Совместно с казахстанскими коллегами мы надлежащим образом обустраиваем российско-казахстанскую границу.
Хочу также отметить принятую Правительством Концепцию приграничного сотрудничества. Этот документ предусматривает активное развитие экономических и гуманитарных связей с нашими соседями, открывает новые возможности для деловой активности в приграничных регионах.
Кроме того, в марте этого года принята Концепция регулирования миграционных процессов, утверждена программа действий по ее выполнению. Все это – важные шаги по формированию современной нормативно-правовой базы, позволяющей перейти к цивилизованному решению миграционных проблем, а также к формированию качественно нового облика границы.
В то же время следует обратить внимание на следующие принципиальные моменты.
Первое. О самой стратегии охраны и защиты государственной границы. Основной подход здесь – это сокращение военной компоненты и переход к оперативно-войсковому способу охраны наших рубежей с максимальным использованием современных технических возможностей. Очевидно, что главные угрозы на российской границе сегодня представляют трансграничная преступность, незаконный оборот наркотиков и нелегальная миграция. И для борьбы с этими – по сути невоенными угрозами – нет необходимости содержать избыточные воинские подразделения. Разумеется, речь не идет и не может идти об отказе от военной компоненты. На тех направлениях, где существует реальная опасность террористических вылазок, ее следует даже наращивать.
В целом нам необходимо дифференцированное построение пограничных группировок в зависимости от обстановки на конкретных участках границы и характера вероятных угроз безопасности страны.
Второе. По‑прежнему актуальной остается задача адекватного современным требованиям обустройства границы и прежде всего ее нового технического оснащения.
Рассчитываю здесь на активную работу недавно созданной Государственной пограничной комиссии под руководством Михаила Михайловича Касьянова. Кроме того, Правительству необходимо ускорить работу над федеральной целевой программой по обустройству границы. Разумеется, без ущерба для качества документа.
А главное – за формулировкой «развитие пограничной инфраструктуры» мы должны прежде всего видеть людей – и тех, кто защищает наши рубежи, и тех, кто живет на границе. Я уже не говорю о тех людях, которые посещают нашу страну и судят о России не в последнюю очередь по тому, как их встречают и провожают на границе.
Считаю, что надо активнее использовать и наши возможности в международных и региональных союзах и организациях, прежде всего – в Содружестве Независимых Государств, ЕврАзЭС, ОДКБ. Ведь успех обустройства границ во многом зависит от нашей совместной работы.
Третье – о внешнеполитических аспектах пограничной политики.
Более десяти лет мы ведем работу по делимитации и международно-правовому оформлению российской границы. Для окончательного решения проблем в этой сфере МИДу и силовым ведомствам необходимо активизировать переговорный процесс, вести его конструктивно, твердо отстаивая наши национальные интересы.
И последнее. Практика показала, что деятельность пограничных структур невозможна без поддержки со стороны органов власти приграничных регионов. И я хочу обратиться к руководителям субъектов Федерации, а также к полпредам Президента с настоятельной просьбой уделять этим вопросам серьезное повышенное внимание. Для многих регионов приграничная политика является новым фактором. Они стали приграничными только в последнее время, но это очень важное направление.