В.Путин: Добрый день, уважаемые коллеги!
Вопрос, который мы сегодня должны обсудить, продолжает оставаться крайне актуальным. Ситуация с преступностью в стране тяжелая, и она постоянно находится в зоне повышенного внимания общественности. И, несмотря на усилия, предпринимаемые органами власти, ощутимых подвижек, именно для населения видимых подвижек, здесь не происходит.
Мы собрались именно в таком составе, включая полпредов в округах, чтобы обсудить состояние с преступностью и пути решения этой проблемы.
С одной стороны, в ряде регионов за счет грамотно поставленной работы картина существенно улучшилась. С другой – в 28 субъектах Федерации за первый квартал этого года отмечается рост преступности. В целом по стране зарегистрировано более 750 тысяч преступлений.
Вызывает тревогу, что в структуре преступности по‑прежнему доминируют тяжелые и особо тяжкие преступления. Значительно выросло число разбойных нападений. Еще более опасная ситуация с уличной преступностью. В Псковской области и Москве в этом году наблюдается ее рекордный рост – более чем на 90 процентов.
Одних этих фактов достаточно, чтобы сделать вывод о том, что преступность по‑прежнему остается реальной угрозой для страны и в этой сфере кардинальных изменений не видно. Об этом говорит не только статистика.
Я помню наш разговор где‑то месяцев, наверно, шесть назад с Министром внутренних дел, когда он сказал, что намерен сделать все, чтобы повысить качество регистрации преступлений. И предупредил, что статистика будет показывать более серьезные цифры – не те, которыми мы располагали до этого. И все‑таки о том, что проблемы с преступностью у нас очень серьезные, говорит даже не статистика. Говорит сам факт отношения к этому в обществе, атмосфера в обществе и неуверенность граждан в своей безопасности.
В этой связи хотел бы сразу обратиться к работе подразделений правоохранительных органов, созданных в федеральных округах. Это подразделения, представляющие центральный аппарат силовых структур. Но потенциальные возможности этих подразделений используются пока не в полной мере. Понимаю, что они находятся пока в стадии становления, и тем не менее…
Хотя у них есть немало преимуществ, и в первую очередь максимальная приближенность к регионам, к территориям, к достоверной информации о том, что там происходит. Они должны стать опорными точками реального укрепления всей правоохранительной системы России. Задача окружных подразделений – преодолеть нынешний разрыв между федеральным центром и регионами. Хотел бы, конечно, услышать по этому поводу сегодня ваше мнение.
Уважаемые коллеги!
Мы из года в год намечаем самые разнообразные меры, совершенствуем законодательство. Однако люди пытаются укрыться по‑прежнему не под защитой государства и закона, а за металлическими дверьми и решетками. Но и там – в подъездах и собственных квартирах – их настигают преступники.
Сегодня почти каждый крупный предприниматель создает свою частную систему безопасности. А поиск грабителей и насильников нередко ведут параллельные государственным охранные структуры. И граждане часто предпочитают обращаться именно к ним, а не к государственным органам власти.
Все это говорит о том, что наша работа в области борьбы с преступностью пока еще недостаточно эффективна. Полагаю, что первое, на что нам надо направить свои усилия, – это профилактика преступлений. Люди, которые работают в правоохранительной системе долгие годы – а здесь таких подавляющее большинство, – знают, какое внимание этому направлению деятельности уделялось в прежнее время. К сожалению, эта система была несколько лет назад разрушена, но взамен не было создано почти ничего.
Наоборот, мы идем по пути наращивания «лобовых» карательных мер, а также по пути увеличения штатов организаций, которые фактически борются с последствиями преступлений.
Знаю, что в некоторых субъектах Федерации предупреждению правонарушений стали в последнее время уделять особое внимание. Это тоже факт.
Полпреды этот опыт знают. Сегодня хотел бы также услышать и мнение силовых министров по этому поводу. Нужны ваши предложения и о содержательной, и об организационной стороне такой деятельности.
Думаю, что наша совместная задача – направлять усилия как на интеграцию всех уровней власти, так и на объединение общества в борьбе с преступностью.
Второе, на что хотел бы обратить внимание, что полезно обсудить в формате сегодняшней встречи, – это пути повышения эффективности правоохранительной работы. Очевидно, что экстенсивные методы здесь не являются достаточно эффективными. Увеличивать и число занятых в правоохранительных органах, и количество этих структур не всегда оправданно.
Речь сегодня должна прежде всего идти о грамотной работе и согласованности действий всех звеньев правоохранительной системы. Большое подспорье здесь новый Уголовно-процессуальный кодекс. Мы рассчитываем, что он станет реальным механизмом противодействия преступности.
Кроме того, надо продолжать работу по «оздоровлению» правоохранительной системы, решительно избавляться от сотрудников, которые превратили свою службу в форму бизнеса. И здесь на первый план выходит серьезная работа с кадровым составом. Что касается уровня руководителей, то, возможно, стоит рассмотреть систему ротации. Вы знаете, что это часто бывает очень эффективно. Она, во‑первых, сохранит профессионалов, а во‑вторых, «вырвет» их из сложившейся годами системы связей и обязательств, которые часто тормозят работу.
Я обозначил лишь главные проблемы, которые предлагаю сегодня обсудить. Мы, безусловно, коснемся и других вопросов, предлагаю коснуться всех вопросов, которые вы считаете наиболее актуальными и важными.
Спасибо вам за внимание и приглашаю вас к работе.