В.Путин: Добрый день, уважаемые коллеги.
В нашей повестке дня – вопрос по состоянию и перспективам урегулирования ситуации в Чеченской Республике. Мы будем сегодня рассматривать и военные, и политические, и социально-экономические проблемы. Но прежде всего, конечно, речь должна пойти о безопасности и правопорядке.
Сегодня можно говорить о серьезной стабилизации обстановки в Чечне, массовые действия боевиков практически исключены. Вместе с тем по‑прежнему стоят задачи нейтрализации главарей бандформирований, перекрытия каналов поступления оружия и финансирования, а также переброски на территорию Чеченской Республики иностранных наемников, в том числе из сопредельных территорий.
Существенным является и вопрос своевременного обеспечения группировки федеральных сил в Чечне.
Следующий комплекс вопросов – социально-экономический. Здесь есть продвижение, отличающее, я бы сказал, и прошлый год. Регулярно выплачиваются заработная плата, пенсии, другие социальные пособия. Рассматривались и вводились в эксплуатацию объекты здравоохранения, образования, культуры. Создано на настоящее время около 60 000 новых рабочих мест.
Между тем по целому ряду позиций еще наблюдалось серьезное отставание. Существенной проблемой остаются восстановительные работы, строительные работы. При разумной организации строительства можно было создать еще несколько тысяч рабочих мест, этим самым сделать шаг в решении одной из самых серьезных и острых проблем – занятости населения в Чечне. При этом финансовые поступления в Чечню шли крайне неравномерно, а информация о выполнении пунктов плана нередко оказывалась далекой от действительности.
Очевидно, что безработица, плохое состояние социальной сферы и экономический застой никак не способствуют наведению порядка в этой республике. Это не помогает ни федеральным органам власти и управления, ни становящимся на ноги республиканским органам власти.
Полагаю, что основной источник проблем – в ныне действующей схеме финансирования. Мы долго обсуждали, выстраивали, и, думаю, что еще есть о чем поговорить и есть что совершенствовать. Деньги в Чечню идут, как по лабиринту, через множество ведомств и банковских структур. За конечное освоение средств и медленные темпы отвечают совершенно разные субъекты деятельности.
Правительству, прежде всего Минфину и Федеральному казначейству, надо оперативно разработать действенную схему финансирования, исключающую и злоупотребления, и провалы по срокам.
Третий блок вопросов – это проблемы, которые касаются возможности политического урегулирования. Он, разумеется, прямо связан с процессом разоружения бандформирований. Но огромное значение имеет процесс достройки органов власти республики и их эффективное рабочее функционирование, подготовка кадров из числа местного населения. Сейчас в республике уже действуют суды, прокуратура, другие правоохранительные органы. Очень сложно было решить эту задачу. В целом тем не менее она решается достаточно успешно.
Но нормальную жизнь в Чечне невозможно восстановить только за счет федеральной власти. В соответствии с Конституцией России в субъекте Федерации должно работать и местное самоуправление, и система республиканских органов, в том числе и правоохранительных. Для их полноценной деятельности нужна соответствующая нормативная база. Мы знаем, что сейчас в республике обсуждается вопрос о конституции – вопрос сложный, но, думаю, абсолютно своевременный. Базовые условия для перехода к решению задач мирного времени, повторяю, только базовые, созданы, и устремления народа Чечни к стабильности, основанные на конституционном порядке, очевидны. Полагаю, что мы должны отнестись к этому процессу с должным вниманием.
Кроме того, уже сейчас надо подумать на перспективу. После принятия конституции в республике должны быть восстановлены не только порядок взаимоотношений с федеральными структурами, но и демократические избирательные процедуры.
Очень важный вопрос – информационная работа. В 16 районах республики организовано вещание федеральных каналов, в том числе ОРТ и РТР. Возобновлена работа республиканского радио и прием центральных радиостанций. Выпускаются районные и городские газеты. Вместе с тем информационный вакуум здесь заполняется еще крайне медленно. Сколько раз мы это обсуждали, сколько раз на всяких уровнях и в различных составах об этом говорили. Очень медленно решается эта задача. Отсутствует и информационная работа в зоне проведения контртеррористических действий.
Наконец, еще одна важная для республики работа – миграционные процессы. Возвращение в Чечню вынужденных переселенцев, особенно из лагерей в Ингушетии, – необходимое условие для восстановления политической и социальной жизни. И не только из Ингушетии, но и из‑за границы, в том числе из Грузии. Наши соответствующие ведомства вступили в контакт с грузинскими коллегами. Правда, столкнулись с тем, что на данный момент грузинская сторона не была готова предоставить нужную информацию. Очень рассчитываю на то, что складывающееся в этой сфере взаимодействие с грузинскими коллегами наших силовых структур и Министерства по чрезвычайным ситуациям, которое должно заниматься этой проблемой, будет продолжено и в конечном итоге приведет к позитивным результатам.
На каждом направлении деятельности власти в Чеченской Республике есть еще нерешенные вопросы и проблемы. И сегодня просил бы вас не только обозначить болевые точки, но и выйти с конкретными предложениями, которые могут исправить положение.