В.Путин: Добрый день, уважаемые коллеги, уважаемые члены Совета Безопасности!
Тема нашего сегодняшнего совещания – состояние и перспективы решения социальных проблем военнослужащих и членов их семей. Мы в последнее время активно обсуждаем все вопросы, связанные с этой проблематикой, и прекрасно понимаем, что ничего нельзя сделать в этой сфере, не обеспечив нормальное материальное состояние военнослужащих и их семей. Военный человек должен чувствовать себя социально комфортно, материально благополучно. Только тогда можно рассчитывать на успех в решении тех сложных задач, которые мы ставим перед собой в этой сфере. Государство обязано решать социальные проблемы военнослужащих – людей, которые всю свою жизнь посвятили стране. Поэтому все действия в области военных преобразований нужно предпринимать, решая неотложные проблемы, имеющиеся в сфере материального обеспечения и социальных проблем военнослужащих. С этого нужно начинать.
Нужно честно признать, что сегодня материальное обеспечение военнослужащих хуже, чем в гражданской сфере. У нас 40 процентов семей военнослужащих и приравненных к ним лиц имеют доходы ниже прожиточного минимума, хотя по закону этот вид государственной службы отнесен к особому. Я уже не говорю о квартирном вопросе: обеспеченность жильем в армии и ведомствах, приравненных к ней по закону, очень и очень низкая.
Не менее сложны вопросы в сфере здравоохранения. Лечебная база находится в удручающем состоянии.
Остается проблема адаптации увольняемых с военной службы в запас офицеров и вообще военнослужащих к гражданской жизни. Мы все прекрасно понимаем, что здесь есть причины объективного характера. Они зависели и зависят прежде всего от того экономического состояния, в котором находилась страна в последние годы, но есть и вопросы субъективного характера. Я хотел бы назвать несколько концептуальных подходов в этой сфере.
Первое. Реформирование и серьезное повышение денежного довольствия становятся абсолютно необходимыми. Размер воинского оклада должен быть поэтапно приведен в соответствие с окладами федеральных госслужащих. Говорю: поэтапно, но исхожу из того, что эта проблема должна быть решена к середине следующего года. При этом необходимо сохранить действующие надбавки за выслугу лет, сохранить компенсационные выплаты по продовольственному и вещевому, а также санаторно-курортному обеспечению, учитывая особый характер военной службы. Понятно, что гражданский человек живет дома, а у военнослужащего, как правило, своего дома нет. Он переезжает с места на место из года в год, это продолжается десятилетиями, пока не закончится воинская служба.
Воинская служба связана с особыми решениями, и они должны быть компенсированы государством. Речь идет и о сохранении единовременных денежных вознаграждений от должностного оклада и так далее. Считаю, что здесь не должно быть ведомственных различий. Нужно соблюдать единство принципов формирования норм и размеров должностных окладов во всем армейском корпусе. Должен подчеркнуть, новая концепция денежного довольствия рассчитана на существенное повышение окладов младших офицеров. Все, что на настоящее время разработано Министерством финансов и экономическим блоком Министерства обороны и вообще экономическим блоком Правительства – еще раз повторяю и считаю это оправданным сегодня, – должно привести к существенному повышению окладов старших и прежде всего младших офицеров.
Хотелось бы отдельно сказать о военных пенсионерах. Здесь у Правительства есть свои предложения, и в целом я с ними согласен. Хотелось бы обратить особое внимание на то, что мы должны решить ту задачу, которую Правительство сейчас перед собой ставит. Все изменения в этой сфере должны привести к повышению пенсий у военных как минимум в полтора раза.
Третье. Все это стоит распространить на органы внутренних дел и уголовно-исправительную систему Министерства юстиции.
Следующее. Важный блок – блок вопросов, связанный с жильем для военнослужащих. Несмотря на остроту проблемы, надо признать, что она не решается должным образом. Здесь помимо тех средств, которые уже выделяются на строительство, нужно применять кардинально новые подходы. Прежде всего нужно пролонгировать программу государственных жилищных сертификатов, срок которой истекает в 2002 году, поэтому Правительство должно начать подготовку к продолжению этой программы. Имеет смысл подумать о переходе к системе жилищного страхования военнослужащих. Говорю осторожно: имеет смысл подумать. Это не значит, что сегодня-завтра все это нужно ввести, я понимаю, что работа эта сложная. Но приступать к формированию философии этой сферы нужно уже сегодня, тем более применительно к армейской службе. Это может дать дополнительную уверенность офицеру, стимулировать его желание остаться в армии.
В‑третьих, нужно искать дополнительные источники для строительства, в том числе внебюджетные. Необходимо, чтобы предлагаемые меры не остались на бумаге. Правительству необходимо заложить эти средства при формировании бюджета на следующий год. И делать это надо уже сегодня, иначе мы можем вполне потерять следующее поколение офицеров.
Наконец, последнее. Для реализации названных мер необходима корректировка ряда федеральных законов, регулирующих социальное обеспечение военнослужащих и приравненных к ним лиц. Это очень масштабная работа, поскольку более десятка актов требуют поправок. И здесь я хочу обратиться к Вам, Егор Семенович [Строев], и к Вам, Геннадий Николаевич [Селезнев]: мы рассчитываем на поддержку Государственной Думы и членов Совета Федерации. Объемы финансирования военной организации до 2010 года обсуждались на Совете Безопасности в прошлом году. Тогда Правительство выделило, я подчеркиваю, максимум того, что могло дать государство. Сегодня стоит вопрос о дополнительном финансировании. Для проработки проблемы была создана межведомственная комиссия во главе с Валентиной Ивановной Матвиенко.
Хочу подчеркнуть, учитывая ограниченность ресурсов, что комиссия представила минимальный набор предложений для решения только самых острых социальных проблем, но реализация даже этого минимума обойдется федеральному бюджету в несколько десятков миллиардов рублей ежегодно. Понимая это, все же придется помнить и другое: откладывать решение этой проблемы дальше невозможно. Мы внимательно изучали все ее аспекты, в том числе и макроэкономического характера. Конечно, экономический блок Правительства думает над этой проблематикой – нельзя не думать об этом. Но не решать перезревших вопросов, которые связаны с армией и другими приравненными ведомствами, уже нельзя. Мы должны оценить приемлемость и целесообразность предлагаемых сегодня мер, обсудить конкретные сроки и этапы их реализации. Насколько я себе представляю, последние консультации с Правительством показывают, что вопрос не в идеологии, а в сроках введения.
Спасибо за внимание.