В.Путин: Уважаемые коллеги!
Это первая встреча в таком представительном формате – совместное совещание двух ведущих налоговых ведомств. Оно должно послужить более тесной координации ваших усилий. При всей самостоятельности двух служб цель работы – общая: эффективное и грамотное проведение налоговой политики государства.
Прежде всего хочу отметить работу в прошлом году. В федеральный бюджет страны поступило средств в 1,8 раза больше, чем в 1999 г. Это, конечно же, и результат вашей деятельности, хочу вас за это поблагодарить. Однако, и вы это знаете не хуже, а, надеюсь, лучше меня, это результат и общего роста экономики. Поэтому сразу же хочу сказать, что результаты вашей деятельности будут оцениваться не только по выполнению плановых заданий Минфина, а будут соотноситься с реальным ростом валового внутреннего продукта. Это касается и текущего года.
Есть еще целое направление дел, которое нас никак не может устраивать. Так, несмотря на принимаемые меры, задолженность по налоговым платежам в федеральный бюджет еще очень велика. За год она выросла почти на 20 процентов. И эта цифра – достаточно серьезный сигнал. Огромные резервы продолжают пока скрываться в финансово-кредитной сфере, в торговле, в топливно-энергетическом комплексе, при производстве алкогольной продукции.
Теневая экономика держит в своих руках значительную часть валового внутреннего продукта, при этом более трети налогов – это поступления от двух десятков крупнейших компаний страны. Диспропорция здесь очевидна, она налицо. Реальной угрозой экономике страны является нецелевое использование государственных средств и их прямое расхищение. В результате различных финансовых правонарушений государство теряет огромные деньги.
Давайте посмотрим, как в связи с этим построено взаимодействие, каков результат взаимодействия. По имеющимся у меня цифрам, в 2000 году примерно 15700 материалов были из налоговой службы направлены в полицию, 13100 – рассмотрены, по 20% из них возбуждены дела, только 310 доведены до суда, а принято судебных решений всего 133.
ФСНП в целом возбуждено, по‑моему, 32160 дел, а на выходе что? Может быть, руководитель ведомства скажет об этом, но по документам не видно, сколько решений принято в пользу полиции, то есть в пользу государства. Факты свидетельствуют, что проблем еще очень и очень много.
Наша первая и главная задача – создать эффективную систему государственного финансового контроля, сделать ее более действенной и работоспособной. А для этого надо не только ясно представлять, но и откровенно обсуждать фундаментальные вопросы налоговой политики, ее принципы и перспективы. Налоговая политика государства – это один из ключевых инструментов стратегии экономического развития, и на ваших ведомствах лежит основная ответственность за ее профессиональную реализацию.
Здесь, в этой сфере, пересекаются многие интересы. Интересы сложные, порой взаимоисключающие. Поэтому нам необходимо четко знать и выдерживать тонкий баланс государственных и частных интересов, строго соблюдать права граждан и хозяйствующих субъектов, опираться только на закон, действуя в пределах собственной компетенции. И при этом постоянно держать в уме базовые вопросы: как находить средства для выполнения социальных задач и одновременно наращивать экономику и предпринимательскую инициативу.
Работать в таких условиях, конечно, сложно. Особенно если вспомнить, что в начале 90-х налоговую систему приходилось создавать с нуля. Мы знаем, что она теоретически существовала, а фактически – нет. Отсюда еще большее количество издержек, множество внутренних противоречий. Так, в течение долгих лет перед налоговыми органами стояла задача: выжать из экономики все, что только можно, а компенсировать неизбежную недоимку пытались новыми налогами.
В конце концов мы пришли к общему кризису налоговой системы. Пришли к ситуации, когда люди стали смотреть на налоги как на наипервейшее зло. Надо было менять сами подходы, принципы налоговой системы, устанавливать простые, ясные и стабильные условия налогообложения. Мы, как известно, уже начали это делать. Были приняты важнейшие законопроекты, они реализованы в виде законодательных актов, и с 1 января они вступили в силу. На их основе был принят и бюджет 2001 года. Но надо понимать, что это только начало масштабной, многоэтапной работы, рассчитанной на несколько лет.
Логика наших действий в налоговой сфере должна быть следующей.
Первое – стабильность и предсказуемость налоговой политики. Без этого говорить о стратегическом развитии экономики и каких‑либо долгосрочных инвестициях просто невозможно.
Второе – последовательное и просчитанное снижение налогового бремени. Принцип здесь один: изменения в налоговой сфере не должны ухудшать положения налогоплательщика. Именно нашими первыми шагами стало введение плоской шкалы подоходного налога и единого социального налога. В связи с этим должен сказать, мы с вами должны сказать: «Гарантируем, что введенная нами 13%-ная ставка – это всерьез и на годы вперед».
Сегодня налоги на физических лиц в России – одни из самых низких в мире. Но это не только социальная, но прежде всего экономическая мера. Мы пошли навстречу предпринимательскому сообществу и теперь ждем от него отдачи, ждем осознания юридической и гражданской ответственности. Ответственности платить налоги в полном объеме. Кстати, от российского бизнеса сегодня поступает много дельных предложений, в том числе и об окончательной замене налога с оборота налогом на прибыль. Всесторонне оценить эту идею уже в ближайшее время предстоит специалистам.
Третий принцип – упрощение и дебюрократизация налоговой системы. Сегодня нам необходим пакет мер по дебюрократизации экономики в целом. Анализ ситуации показывает, что именно в административные барьеры упираются очень многие, годами не решаемые проблемы.
Если внимательно всмотреться в налоговые инструкции, то во многих из них еще немало мелких и крупных несуразиц. Они не столько разъясняют, сколько запутывают людей и лихорадят предпринимательские структуры. Создают предпосылки для налогового произвола и зачастую перечеркивают то положительное, что уже наработано в налоговой системе. Необходимо жестко пресекать любое необоснованное вмешательство в деятельность предприятий, организаций и граждан. В основе вашей работы должно лежать точное следование закону и уважение к налогоплательщику.
Исходя из вышеназванных принципов следует выстраивать и приоритеты в работе. Прежде всего надо преодолевать психологию ведомственности, совершенствовать механизмы кооперации и сотрудничества. Четче координировать деятельность органов финансового контроля и правоохранительной сферы. Это позволит добросовестным предпринимателям работать спокойно, избавит их от дублирующих хаотических проверок с пристрастием.
Хотел бы также особо остановиться на противодействии теневому сектору и противодействию экономическим преступлениям. К сожалению, криминальные и теневые структуры по‑прежнему легко уходят из‑под налогообложения при помощи многочисленных схем. Хорошо известный вам пример – фирмы-однодневки, специально созданные для уклонения от уплаты налогов.
Мне кажется, что налоговой службе не хватает аналитического подразделения или, во всяком случае, не хватает аналитической работы в целом. Схем ухода от уплаты налогов государству – огромное количество. И мы знаем, есть верный принцип: над принятием закона думают сотни и тысячи, а над тем, как его обойти, думают миллионы. Но среди этих сотен и тысяч должны быть настоящие специалисты налогового дела. А отдача от аналитической работы в налоговой службе пока невелика.
Может быть, стоит подумать о том, чтобы внести изменения и в законодательство: регистрацию предпринимательской деятельности осуществлять непосредственно в налоговых органах, которые одновременно бы выступали и регистратором, и фискальным агентом. Знаю, что присутствующему здесь Министру юстиции это, может быть, придется не очень по душе. Но мы должны подниматься над ведомственными интересами и смотреть на вопрос с точки зрения административной и экономической целесообразности.
Уважаемые коллеги! Мы должны стремиться к тому, чтобы законы, в особенности налоговые, имели характер прямого действия, не нуждались в отсылках и разного рода толкованиях. Нужно отходить от практики преимущественного регулирования налоговых отношений ведомственными инструкциями. Сегодня же мы имеем другую картину. Даже при законе прямого действия чиновники упорно ждут инструкций, по сути, бездействуют, считая себя обязанными работать только при наличии инструктивных документов. Это не просто мешает работе, но ведет к прямому нарушению прав налогоплательщика.
И, наконец, последнее. Ваше ведомство – не только фискальный орган. Сегодня никто, кроме вас, не может грамотно применять и разъяснять имеющиеся законодательные акты. Методическая помощь налогоплательщикам, внимательная и кропотливая работа с гражданами – это тоже ваша задача.
В заключение хочу еще раз подчеркнуть: вы находитесь на самом острие отношений власти и общества, государства и граждан. От вашего профессионализма, добросовестности зависит не только наполнение бюджета. По вашей службе люди судят о власти в целом. Скажу больше – работа сотрудников ваших ведомств напрямую влияет на предпринимательскую активность, инвестиционный климат, на стабильную работу всей экономики государства. Здесь нет ни доли преувеличения, наоборот, понимание значимости вашего труда. И я от всего сердца желаю вам успехов. Большое спасибо за внимание.