В.Путин: Вопросы, которые нам предстоит обсудить, в государственной повестке дня всегда называли ключевыми, неотложными и стратегическими, потому что судьба Сибири всегда была определяющей для страны. И сегодня сибирский фактор не потерял своего исключительного значения. Я бы даже сказал, наоборот, его важность возрастает, и не только внутри страны, но и в формировании наших международных связей.
Хорошо это или плохо, но значительная часть этого региона стала приграничной. Я уже говорил о том, что в международном аспекте это тоже приобретает определенное значение. Появилась новизна, очевидная для всех. Регион, повторяю, стал приграничным со всеми вытекающими отсюда последствиями.
Кроме того, сегодня на первый план выходит взаимодействие с бурно развивающимися экономиками Северной Америки и стран Азиатско-Тихоокеанского региона. Еще вчера эти проблемы довольно активно обсуждались и в Брунее, откуда я приехал. Многие вопросы нашей страны можно и нужно решать, активно используя восточное направление внешнеполитической деятельности России.
Обсуждая проблемы развития Сибири, мы должны смотреть на них и с позиции интеграционных процессов, в которые все больше и больше вовлекается Россия, и с позиции внутренних потребностей развития. А чтобы быть точным в своих действиях, нам нужно понять, в чем эти приоритеты и для России в целом, и для Сибири в частности.
Это, безусловно, фундаментальная работа, фундаментальная задача, но она должна быть сделана Правительством и, думаю, с подключением Совета Безопасности, с учетом новых геополитических условий, о которых я только что упомянул, в которых оказалась Россия. И сделать это нужно в самые кратчайшие сроки. Думаю, что в течение следующего года эта работа должна быть завершена. Мы должны иметь концепцию развития Сибири в следующем году.
У нас много было и есть сейчас разных программ, концепций, но в условиях новых реалий мы пока системно этой проблемой не занимались. Наше совещание должно помочь определить подходы и приоритеты для всего Зауралья. Думаю, что мы найдем время обсудить эти вопросы и в рамках Государственного совета с руководителями регионов, которые здесь присутствуют. Необходимо, чтобы о ходе работы над концепцией знали и жители региона Сибири, и чтобы их голос был при разработке и определении приоритетов услышан.
Сибирь известна своими огромными запасами железных руд, медно-никелевых, свинцово-цинковых, других цветных и редких металлов. Всего, как говорится, не перечесть. Настолько богата природа Сибири. Только за счет разведанных запасов в Восточной Сибири можно обеспечить прирост нефти еще на 30–40 миллионов тонн и газа – на 45–50 миллиардов кубометров в год.
Сибирь – это богатейший источник энергоресурсов. Единая энергетическая система, существовавшая в СССР, закольцована была на Казахстан. И сегодня существует проблема энергетической оторванности Сибири от Европейской части России. Правда, здесь Анатолий Борисович продвинулся, мне кажется, с казахстанскими коллегами значительно, чтобы восстановить прежние связи. В этом направлении это было одним из наших побудительных мотивов, чтобы восстанавливать прежние экономические связи на пространствах бывшего Союза. И наиболее активно мы продвинулись в этом отношении с Казахстаном, с некоторыми другими странами, с Белоруссией.
Электроэнергия сибирских гидроэлектростанций и станций, работающих на кузбасских углях, может экспортироваться в Европу, где стоимость энергии гораздо выше, может экспортироваться и в страны Юго-Восточного региона. Поэтому одна из важнейших составляющих развития Сибири – интеграция энергетической системы в единый общероссийский комплекс. Важно не допустить местнической энергетической политики.
Я понимаю, много и сложно работа идет у руководителей регионов с РАО «ЕЭС России», но решение энергетических проблем России, Дальнего Востока и Центра – в масштабном привлечении инвестиций в развитие инфраструктуры электроэнергетики, в добычу и переработку сырья и строительство транспортных магистралей. Это возможно только в условиях разумной тарифной политики.
Средняя цена электроэнергии в России в два, в три раза ниже европейской, но там есть понимание того, что энерготарифы для всех равны. У нас же тарифная политика избирательная для отдельных предприятий и районов. Причем устанавливаются они не рыночным путем, а зачастую в административном порядке. В результате – прямое или косвенное дотирование тарифов государством за счет других потребителей, я хочу это подчеркнуть. Мы должны с умом подходить к решению любой проблемы. Конечно, нельзя делать резких движений, которые разрушают любую систему, это понятно. Но экономическая целесообразность и экономическая справедливость неразрывно связаны друг с другом. Почему одни должны платить за других?
Пора разобраться и в топливно-энергетическом балансе страны. Необходимо понять и определить угольную составляющую в теплоэнергетике, составляющую нефти и газа. На этот счет у нас много споров в последнее время. И я думаю, что это очень полезная дискуссия, которая в итоге должна вывести нас на какие‑то оптимальные решения. Кто‑то считает, что нужно сокращать количество газа. У нас сегодня в балансе, по‑моему, 63 процента. Кто‑то говорит, что сокращать не нужно, но соглашается с тем, что уже увеличивать некуда. В общем, нам нужно здесь как следует разобраться, сколько нам и чего нужно, и в этом направлении выстраивать наши действия на практике.
Вопросы разработки недр неразрывно связаны с проблемами доставки сырья и продуктов переработки. Эксплуатация энергетических и транспортных коридоров и их расширение на Восток – все это позволит в полной мере использовать уже имеющийся транспортный потенциал России.
Здесь, в этом регионе, сложился уникальный и научно-промышленный комплекс. Практически любую проблему – добычу и переработку сырья, микроэлектронику, развитие транспортных коридоров – можно решать в замкнутом цикле, от научного обоснования идеи до серийного производства. Мы сегодня это видели воочию, когда вместе с губернатором и президентом Академии наук посещали академический городок.
В этом направлении уже много сделано, но сегодня мы должны создать все необходимые условия для того, чтобы такие циклы работали на новом уровне. Научные идеи во многом (и здесь, в Сибири, мы сейчас только что, повторяю, убедились в этом) «пионерские» не только в масштабах России, а в масштабах мировой науки. Поэтому многое, что предлагают сибиряки, необходимо внимательно изучить. Это и создание техноцентров. Созданный здесь центр, сегодня об этом говорили, работает эффективно, но, действительно, может быть, это – одна из тех проблем, которая реально заслуживает поддержки со стороны государства. И необходимость более открытого финансового и экспортного режимов, особенно для сферы высоких технологий. В планах есть идея по созданию софтовых информационно-вычислительных национальных центров в крупных сибирских городах.
Кроме того, большой потенциал заложен в ведущих предприятиях Сибири. Например, серьезные работы могут быть проведены в области оптоволоконной связи и кремниевого производства. Необходимо все ценные предложения обобщать и иметь в виду при разработке стратегических проектов развития.
Сибирские богатства должны и могут использоваться в интересах всей страны, но в первую очередь для улучшения жизни тех людей, кто живет на этой территории. Вот вчера Правительство рассматривало федеральную программу развития Дальнего Востока, мы с Михаилом Михайловичем Касьяновым обсуждали этот вопрос. Работать в Сибири еще недавно считалось выгодным и престижным. К сожалению, в последние годы многие былые преимущества обернулись недостатками. Многовековая политика освоения Сибири, надо это признать, дает сбои. Конечно, люди едут туда, где им лучше живется. Это естественный и общий закон.
Недавно в Ростове мы уже обсуждали миграционную политику. В южных регионах она тяжелая по другим причинам, слишком много людей хотели бы считать и назвать этот регион своим домом. Здесь нужно просто создавать рынок труда, я имею в виду в Сибири и на Дальнем Востоке, поддерживать малый и средний бизнес, новые формы жилищного строительства. Нужно создавать правовые условия для привлечения в этот регион специалистов, предпринимателей, квалифицированных рабочих для постоянного проживания, а может быть, для каких‑то районов и для каких‑то производств и вахтовым методом.
Главное, я хочу повторить, создать привлекательные условия для всех россиян, желающих жить и работать в этом регионе страны. При работающих правовых механизмах, при нашей общей и эффективной работе эту задачу решить можно. Все это поможет регионам развиваться по нарастающей и даже, думаю, более активно, чем многие области Европейской части страны.
Спасибо за внимание.