В.Янукович: Уважаемые коллеги, дорогие друзья!
Мы с Дмитрием Анатольевичем провели сегодня третье заседание межгосударственной комиссии и пришли к выводу, что так работать нельзя: за такой короткий период времени провести семь встреч – и загнать руководителей наших рабочих групп в ситуацию, когда они должны ускоренными темпами готовить различные решения. Но они все обусловлены тем, что и Украина, и Россия ещё находятся в посткризисном состоянии. И не принимать эти решения – значит остановить рост экономики и затормозить торгово-экономическое развитие. Поэтому мы сегодня дали поручение нашим правительствам продолжать работать над целым рядом направлений, которые являются для нас взаимовыгодными – и для Украины, и для России. Это отрасли судостроения, авиастроения, космическая промышленность, целый ряд энергетических проектов, которые создают условия для роста экономик и, конечно, самое главное, получения финансового результата.
Завтра мы будем проводить наш совместный бизнес-форум. И представители бизнеса Украины и России выскажут свою точку зрения. Мы договорились, что по тем вопросам, по которым мы увидим, что наше объединение даст эффект синергии; мы будем способствовать тому, чтобы создавались совместные предприятия – возможно, холдинги или корпорации, которые, дополняя друг друга, осуществляя кооперационные связи, в том числе работая совместно на третьих рынках, будут увеличивать объёмы наших экономик и делать их конкурентоспособными.
Конечно, наши сегодняшние решения в области безопасности – это решения, направленные в перспективу. Мы предлагаем нашим соседям, предлагаем в целом на евроатлантическом пространстве создать условия безопасности, которые бы соответствовали нынешнему этапу и тем угрозам, которые сегодня есть в мире.
Мы определились, что будем работать в области гуманитарного сотрудничества. Это также очень важно, потому что граждане наших стран, которые находятся по обе стороны границы Украины и России, связаны родственными связями, связаны историей наших государств, – их права не должны быть ущемлены на территориях наших государств. И мы должны решить совместно целый ряд вопросов, которые связаны с социальной защитой, с пенсиями. Остались ещё старые вопросы, но они очень больные для наших людей, чувствительные. Мы также договорились, что будем их решать в самое ближайшее время.
Ещё что я хочу сказать? Мы договорились, что мы не будем вместе дружить против кого‑то. А все решения, которые мы принимаем, мы их будем принимать для того, чтобы защитить свои национальные интересы.
Хочу сказать, что, конечно, у нас есть вопросы очень принципиальные, над которыми нам придется ещё поработать – например, делимитация нашей водной границы. Мы не смогли на этот раз прийти к этому решению, потому что было очень мало времени, но мы будем над этим вопросом работать, и я думаю, что мы его в самое ближайшее время доработаем.
В целом я хочу сказать, что партнёрские, добрососедские, стратегические отношения Украины и России сейчас восстановлены. И мы надеемся, что это даст положительный эффект уже в этом году. Президент России Дмитрий Медведев в своём интервью подчеркнул, что 7 миллиардов долларов, тот товарооборот, который был за три месяца этого года, – это такая, как говорят, первая ласточка надежды на то, что уже в этом году наш товарооборот будет на уровне приблизительно 35 миллиардов долларов как минимум. Но я думаю, что мы во втором полугодии динамику ускорения роста товарооборота между нашими странами увеличим.
Я хочу поблагодарить Дмитрия Анатольевича за то, что он в свойственной ему деловой манере очень принципиально поставил вопросы перед Правительством России, перед российской частью нашей межгосударственной комиссии, и нам легко было работать с нашими коллегами. Мы, естественно, не могли ответить другим. То есть всё, что мы делали за этот период времени, – это была напряженная двусторонняя работа, которая проходила в различных регионах Украины и России.
Кроме этого, мы договорились значительно активизировать наше межрегиональное сотрудничество и приграничную торговлю между нашими регионами. Этот вопрос также связан с упрощением процедуры прохождения наших границ и таможенных переходов для наших граждан. И конечно, вопросы миграционной политики также важны: чтобы эта политика не была унизительной для тех граждан, которые работают и в Украине, и в России, которые не нашли работу на своих территориях. Мы также будем над этим работать.
В целом мы удовлетворены проведением третьего заседания. Считаем, что объективно то, что можно было за этот короткий период времени решить, мы этого достигли.
Д.Медведев: Уважаемые представители средств массовой информации!
Мне бы хотелось практически со всем согласиться из того, что было сказано Президентом Украины, – может быть, кроме одного. Виктор Федорович сказал, что так работать нельзя, но мне бы хотелось добавить, что так работать придётся по нескольким причинам. Во‑ первых, потому, что за последнее время мы очень многое потеряли. Я обращаю внимание на то, что сегодня у нас третье заседание межгоскомиссии – и это за пять лет. А вообще‑то по‑хорошему нужно встречаться таким странам, как Россия и Украина, два раза в год. Стало быть, к сожалению, ничего до этого почти не делалось. И, во‑вторых, что, на мой взгляд, очень важно, Виктор Федорович сейчас сказал о том, что хорошо работалось, российская сторона была по‑деловому настроена, – мне приятно это слышать, не буду скрывать. Мне бы хотелось сказать, что российская сторона хорошо работала потому, что у неё наконец появился полноценный украинский партнёр, то есть нормальное руководство, которое принимает решения и исполняет их. Это очень важно в межгосударственных отношениях, когда твой партнёр отвечает за свои слова, когда он руководствуется не сиюминутными политическими интересами, политической конъюнктурой, которая есть, конечно, в каждом государстве, а стратегическими интересами развития своей страны, развития своей нации. И таких партнёров Российская Федерация обрела в лице Президента Украины и тех людей, которые сегодня составляют его команду, входят в Правительство и Администрацию Президента.
Мы почти всё уже рассказали из того, что было сделано. Действительно, приятно то, что так быстро стал возобновляться рост товарооборота. Мне уже на эту тему приходилось рассуждать. Я уверен, что это следствие не только общего улучшения экономической ситуации в наших странах. Здесь весьма весом субъективный фактор – и это хорошо, потому что тем самым мы надеемся на то, что выход товарооборота на докризисные цифры не за горами.
Более того, я считаю, нам нужно ставить амбициозные цели. В ходе своих визитов в различные государства мы всегда смотрим вперед, думаем о том, как будут выглядеть наши торгово-экономические отношения, скажем, через три, пять, семь лет. Мы сегодня с Виктором Федоровичем тоже об этом говорили и договорились о том, что создадим специальный план координации нашего социально-экономического развития на перспективу в десять лет. И торговый оборот нужно планировать на перспективу. Я считаю, что если мы сейчас говорим о цифре в 35–40 миллиардов, то это цифра нынешнего года, её нужно достигать в этом году, а в перспективе ставить 100. Это как раз тот уровень, который отвечает и масштабам наших экономик, и нашему желанию развивать взаимную кооперацию, нашему пониманию места экономики России и Украины на европейском рынке, и не только на европейском, конечно.
Обо всём, что было сделано, мы уже рассказали. Впереди, конечно, работа над конкретными проектами. Я надеюсь, что мы в ближайшее время завершим ряд документов, которые сейчас согласовываются и в области топливно-энергетического сектора включая атомную энергетику. Также наше сотрудничество будет расширяться в сфере ракетно-космических технологий, авиастроения, судостроения. Мне бы хотелось, чтобы наше сотрудничество приобрело именно тот самый высокотехнологичный характер, тем более с учётом потенциала наших экономик, их технологической, их производственной близости, несмотря даже на достаточно трудный постсоветский период и кризисный период последних двух лет. Всё‑таки эти экономики коррелируются друг с другом. И это очень важно, потому что мы только таким образом можем достичь полноценных результатов.
Важны, конечно, и гуманитарные проекты. Хотел бы напомнить о том, что мы и сегодня подписали целый ряд документов на эту тему. Очень важными являются культурные обмены, контакты между гражданским обществом. Я в прошлый раз говорил о том, что мы готовы к тому, чтобы начать полноценное вещание на украинском языке с использованием российских спутниковых возможностей, с тем чтобы все, кто интересуется украинским языком, украинской культурой в Российской Федерации, могли получать информацию прямо от источника, имея в постоянном 24-часовом вещании один из важнейших или крупнейших украинских каналов. Впоследствии можно будет этот перечень расширить.
У нас есть нерешённые вопросы, по которым предстоит ещё провести довольно сложные консультации. Мы люди здравомыслящие, мы понимаем, что за три месяца невозможно решить все задачи. Мы понимаем, что впереди ещё длительные консультации по целому ряду вопросов. Но самое главное, что мы вновь вернулись к дружескому обсуждению, сели за один стол. И сегодня, закрывая заседание межгоскомиссии, я сказал, обращаясь и к российской стороне, и к украинской стороне: самое главное сейчас зависит от наших коллег, которые должны практически в ежедневном режиме общаться, снимать мелкие вопросы, которые возникают, продвигать амбициозные цели, договариваться о создании совместных проектов. И тогда всё получится.
Бизнес должен подключиться. Я надеюсь, что мы с Виктором Федоровичем завтра поговорим с деловым сообществом и дадим все необходимые сигналы о том, что мы открыты для взаимных инвестиций, что эпоха «охоты на ведьм» прошла, что инвестиции из наших стран (украинские и российские) взаимно приветствуются и им обеспечивается надлежащий уровень защиты – уровень наиболее благоприятствуемой нации, как говорят обычно в международном праве.
Вот что мне бы хотелось сказать вначале. Хотел бы искренне поблагодарить Виктора Федоровича Януковича и наших украинских партнёров за продуктивную работу и за то, что заседание межгоскомиссии прошло в столь деловом ключе.
Вопрос: Вы уже упоминали о том, что договорились активизировать сотрудничество и в судостроении, в авиастроении, космической области, энергетике. Нельзя ли чуть подробнее об этих проектах? И, главное, на каких условиях они будут осуществляться, потому что украинская оппозиция утверждает, что при создании совместных предприятий, холдингов Украина потеряет и авиастроение, и атомную энергетику, и в результате – газовую трубу.
И второй вопрос – относительно границ: когда уже на местности будут проведены границы? И при такой дружбе – что дают эти границы двум государствам?
Д.Медведев: Меня спрашиваете?
Реплика: И Вас тоже, да. Обоих президентов.
Д.Медведев: Хорошо. Понятно.
По поводу проектов в области судостроения, авиастроения, космоса, энергетики. Знаете, если бы мы были всем довольны, можно было бы никаких совместных проектов и не затевать. Но мы с вами знаем те сложности, которые испытывает промышленность – и украинская, и российская, если уж по‑честному говорить. И кризис в ещё большей степени эти сложности обострил. Мало того, что у нас наша промышленность требует коренной реорганизации, модернизации, так ещё и кризис крайне негативно повлиял на наши конкурентные возможности.
Что в этом случае делать? Во‑первых, не расстраиваться, а стараться находить даже в тех отрицательных процессах, которые идут, максимальный позитив. А позитив заключается в том, чтобы создать принципиально иные стандарты конкурентоспособности. Вот мы должны все те проекты, которые мы будем реализовывать, реализовывать исходя из двух принципов.
Первый принцип. Это должны быть абсолютно прагматические подходы. Никакой филантропии, никаких односторонних решений, а именно полная взаимовыгодность этих проектов. Только в этом случае они будут жизнеспособны, в противном случае одна из сторон будет чувствовать себя обиженной и не будет заниматься реализацией этого.
И, второе, мы должны выходить на самые современные технологические решения.
У нас, например, в авиастроении есть уже неплохой потенциал сотрудничества и желание продолжить работу по всей линейке тех авиационных продуктов, которые, например, могут совместно разрабатываться ГАК «Антонов» и Объединённой авиастроительной корпорацией. Речь идёт о всех машинах, которые, собственно, уже изготовлены и, что называется, поставлены на крыло, или о перспективных машинах. Я имею в виду и «Ан-140», и «Ан-148», в перспективе – «Ан-70» и «Ан-124». Но на этом нельзя останавливаться. Если мы смотрим в будущее, то мы должны думать о том, чтобы готовить продукты, которые будут востребованы на авиационном рынке через 10–15 лет. А если говорить прямо, все из названных мною машин – они всё‑таки в основном из прошлого.
Нам нужно создавать новые продукты, это должны быть уже цифровые модели и самолётов, и судов. Только в этом случае мы сможем с этими моделями выходить на рынок: на украинский рынок, на российский рынок и на европейский рынок. Поэтому сотрудничество в этой сфере может быть только на таких началах.
А что касается конкретных соглашений, то по всем этим направлениям они готовятся. Кстати, сегодня подписан вполне серьёзный документ по ГЛОНАСС. Это абсолютно практическая работа, взаимополезная, которая позволит использовать соответствующую систему на территории Украины с использованием всех самых современных технологий. Поэтому я надеюсь, что в ближайшее время мы сможем выйти на подписание уже конкретных договорённостей о кооперации по всем самым важным индустриальным отраслям нашей экономики.
В.Янукович: Я хочу дополнить немножко Дмитрия Анатольевича. К той линейке «АНов», о которых он сказал, ещё добавился «Ан-158», который на 15 мест больше, чем 148-й, и по экономическим характеристикам выше, чем 148-й. Думаю, что он тоже будет конкурентоспособным на рынке, мы его уже поставили на крыло.
Хочу сказать, что предварительно наше сотрудничество в авиастроении, которое мы прорабатывали, предусматривает, например, что, если сборка самолета происходит на территории России, комплектация приблизительно будет такая: 60 процентов – российская, 40 процентов – украинская. Если на территории Украины сборка, комплектация будет 60 процентов украинская, 40 – российская. И наши специалисты давно уже работают друг с другом, в разные времена им только мешала власть, мешала бюрократия. Сегодня мы прекрасно понимаем: для того, чтобы выйти на рынки третьих стран, нужно выйти не на штучное производство самолётов, как оно производилось до этого, а на серийное производство – это уже будет совершенно другая конкурентная цена, это уже будет совершенно другое качество. И конечно, смежные предприятия, которые выпускают комплектующие для авиастроения, также будут снижать цены на свои комплектующие, потому что они будут выпускать их в большем количестве, и они будут гораздо дешевле. И это значит, что мы будем совместно зарабатывать больше, чем если бы мы в одиночку боролись на мировых рынках.
Аналогично можно сказать и о судостроении, провести такую же параллель и в космической отрасли. По судостроению, Дмитрий Анатольевич не сказал, мы договорились с ним о том, что Россия достраивает проект 1164 – это крейсер «Украина». Этот проект для нас тоже имеет, я бы сказал, принципиальное значение, потому что он столько лет уже простоял, фактически 95 процентов готовности, но мы его без России достроить просто не имеем возможности.
Что касается демаркации границ, Вы задали вопрос: договор об устройстве границы между Украиной и Россией был подписан в 2003 году. Представьте себе, прошло семь лет – и только через семь лет мы вышли на договор о демаркации границы. Конечно, это было наше совместное политическое решение. И сейчас в рамках этого соглашения будет создана комиссия, которая очень быстро решит эту проблему, создаст дополнительные условия и для Украины, и для России в решении различных проблем, в том числе международных.
Вопрос: Виктор Федорович, добрый день! Вы сейчас сказали, мы действительно видим в последнее время серьёзную активизацию российско-украинских отношений, но вместе с тем не секрет, что на Украине есть силы, которые выступают против этого. Как Вы считаете, есть ли сегодня реальная угроза тому, что будет сохранён новый тренд в наших отношениях?
И сразу, Дмитрий Анатольевич, если можно, вопрос к Вам. Сегодня стало известно, что Иран, Турция и Бразилия договорились о дообогащении урана на территории Турции, о передаче урана для обогащения на территорию Турции. Будет ли это служить гарантией от применения санкций в отношении Ирана? И будут ли каким‑то образом задействованы российские мощности в этом процессе?
В.Янукович: Я уверен в том, что сегодня украинскому народу стало абсолютно понятно, где мы были пять лет. И, если нам нужно вернуться в прошлое, этот вопрос нужно задавать не мне. Нужно задать его людям в любом регионе Украины. Повторяю, не только на западе, юге, востоке. В любом регионе Украины сегодня понимание стабильности приобрело решающее значение, потому что стабильность – это фактор улучшения экономики и жизни людей. И мы не только во внутренней политике должны быть эффективными. Власть должна пользоваться доверием людей. А доверие достигается только решением различных проблем, я бы сказал, жизнеустройства в нашей стране, жизнеобеспечения. А без экономики это невозможно решить.
А в международных отношениях – скажите, пожалуйста, когда была эффективной политика противостояния? Я не знаю такой страны, которая бы за счёт такой политики защищала свои национальные интересы. Поэтому, естественно, принципиальная позиция защиты национальных интересов всегда будет присутствовать в нашей политике. Мы всегда будем принципиально к этому относиться. И это будет основой.
Д.Медведев: Прежде чем сказать несколько слов по иранской ядерной программе, хотя вопрос адресовался и не мне, и в общем перед украинским народом отвечает Президент Янукович как избранный Президент, а не кто‑либо другой, я скажу, может быть, совсем простую вещь, но, на мой взгляд, самую важную. В конечном счёте, люди, которые живут здесь или живут в России, они чувствуют, есть изменения к лучшему или нет. Их восприятие основано на самых разных фактах, из которых складывается их благополучие, их самочувствие. Так вот если от сотрудничества между Российской Федерацией и Украиной люди, которые живут здесь, и на востоке Украины, и на западе Украины, и в центральной части, будут ощущать только позитивные изменения, если они будут чувствовать, что приход инвестиций, увеличение товарооборота, в конечном счёте, создаёт новые рабочие места, увеличивает их зарплату, создаёт возможности для нормальных выплат пенсий, социальных пособий, я уверен, что ни у кого никаких сомнений не возникнет, потому что это главный критерий, по которому обычные люди определяют правильность внешней и внутренней политики руководства страны.
Теперь в отношении того, что происходит на иранском треке. Действительно, из Ирана пришла интересная информация. Та работа, которая велась с участием Бразилии и Турции, завершилась подписанием соответствующей декларации. Сейчас мы эту декларацию самым внимательным образом изучаем. Я надеюсь ещё сегодня вечером пообщаться по телефону со своим коллегой, со своим другом Луисом Инасиу Лулой да Силвой, Президентом Бразилии. Надеюсь получить информацию из первых рук.
Сейчас могу сказать следующее. Во‑первых, хорошо, что есть определённый результат: удалось обсудить самую сложную проблему ядерной программы Ирана.
Во‑вторых, есть желание проводить обменные операции низкообогащённого урана на высокообогащенный уран в тех пропорциях, в которых это зафиксировано в соглашении.
Возникает вопрос о том, достаточен ли этот уровень обменных операций? Все ли участники международного сообщества будут этим удовлетворены? Не знаю. Видимо, потребуются отдельные консультации с участием всех, кто, что называется, в теме, кто в процессе.
Отдельный вопрос, который возникает, – будет ли Иран сам проводить дообогащение? Насколько я понимаю, судя по выступлениям отдельных официальных представителей этого государства, такого рода работа Ираном будет продолжена. В этом случае, естественно, те опасения, которые были у международного сообщества, могут остаться.
И, наконец, нужно посмотреть, что последует за соответствующей декларацией. Поэтому, думаю, в любом случае то, что было сделано нашими коллегами из Бразилии и Турции, следует приветствовать. Это политико-дипломатический способ решения иранской проблемы. Нужно провести безотлагательные консультации с участием всех заинтересованных сторон включая Иран и уже по итогам этого определиться, что нам делать дальше, достаточно ли тех решений, которые предложены, или же необходимо предпринять что‑то иное. Поэтому я думаю, короткая пауза по этому вопросу будет не лишней. Я уверен, что мы консультации с нашими партнёрами – и Бразилией, и Турцией, а также другими коллегами, которые занимаются вопросами иранской ядерной программы, – продолжим в самое ближайшее время.