Д.Медведев: Уважаемая госпожа Президент! Уважаемые дамы и господа, присутствующие здесь представители средств массовой информации!
Хотел бы, конечно, прежде всего сказать, что мы очень рады принимать в Москве нашу уважаемую гостью – Президента Чили Мишель Бачелет.
Чили является одним из значимых партнёров Российской Федерации в Латинской Америке, и я рассчитываю на то, что этот визит придаст новый импульс нашему сотрудничеству, будет способствовать развитию полномасштабных отношений между двумя нашими странами.
За последние годы мы смогли выйти на очень неплохой уровень политического диалога, и сегодня мы стараемся смотреть на одни и те же проблемы с близких углов, поэтому и наши подходы, и наши приоритеты, и направление работы, которую мы будем проводить, отражены в только что подписанном нами с госпожой Президентом совместном заявлении.
Итоги визита – это всегда те результаты, к которым приходят стороны, поэтому начну с экономических связей.
Уже более пяти лет, во всяком случае, начиная где‑то с 2003 года, взаимный товарооборот между нашими странами стабильно растёт: в прошлом году он вышел уже на 360 с лишним миллионов долларов, что, как, собственно говоря, мы только что отмечали в ходе переговоров, которые прошли между сторонами, не является какой‑то сверхъестественной цифрой, но показывает, что у нас есть очень хорошие перспективы для роста. Но для того, чтобы это происходило, нужны новые проекты и, самое главное, нужна воля к тому, чтобы развивать отношения.
Ключевым направлением, и мы только что об этом с госпожой Президентом говорили, является кооперация в высокотехнологичных сферах, в тех сферах, где нужны инновационные решения, решения, основанные на самых современных технологиях. Думаю, что и направления сотрудничества в области энергетики, в сфере энергетики возобновляемой и невозобновляемой, являются, безусловно, важной составляющей нашей совместной работы.
Телекоммуникации – это тоже одно из перспективных направлений сотрудничества, которое, на мой взгляд, могло бы приобрести дополнительную динамику.
По энергетическому треку у нас уже есть ряд довольно неплохих проектов. Надеюсь, что и в будущем такие проекты, как те, что реализуются нашими компаниями: корпорацией «Энергомашэкспорт», которая планирует поставить своё оборудование, силовые машины, на чилийские гидроэлектростанции, – могут также стать одним из очень серьёзных направлений нашей совместной работы.
Есть перспективы и в транспортной сфере. На чилийский рынок стали выходить российские производители авиационной и вертолётной техники. Здесь ещё только предстоят какие‑то решения, но тем не менее это тоже перспективная сфера сотрудничества.
Появляется возможность и для кооперации в области поставок и совместного создания пассажирских и грузовых судов, модернизации автобусного, троллейбусного парков. Это, как мне кажется, тоже могло бы войти в копилку наших деловых отношений.
Что является, на мой взгляд, исключительно важным, и мы сегодня с этого практически начали разговор с госпожой Президентом, – это развитие прямых отношений между предпринимателями, между бизнесменами наших стран. И мы приветствуем то, что такого рода контакты развиваются. И в России сейчас находится группа предпринимателей из Чили. Надеюсь, что, познакомившись с условиями работы на российском рынке, завязав новые деловые контакты, даже в самый сложный, кризисный, период, мы сможем дать толчок развитию прямых связей между бизнес-сообществами наших стран.
Всё более содержательными становятся и гуманитарные связи. Только что был подписан документ, который направлен на укрепление гуманитарной составляющей между нашими странами. Прошлой осенью в Сантьяго в рамках Дней России в Латинской Америке с успехом прошли выставки, концерты, кинопоказы, а сегодня Президент Чили в Москве примет участие в открытии Недели чилийского кино, что тоже, конечно, очень хороший сигнал.
Ключевым направлением является кооперация в высокотехнологичных сферах, в тех сферах, где нужны инновационные решения, решения, основанные на самых современных технологиях.
Мы готовы оказывать содействие и другим гуманитарным проектам, и думаю, что исключительно важной является тема образовательных обменов. Мы только что в ходе переговоров в широком составе обсуждали прямые контакты между университетами, между образовательными центрами, между академиями наук наших стран. Здесь нужно выбрать некое направление или набор приоритетов и по ним строить наши отношения, тем более что все мы ответственны за положение дел на планете, за те климатические изменения, которые происходят, и от позиции наших стран на самом деле довольно многое зависит.
Мы обсуждали и вопросы обеспечения региональной безопасности, глобальной безопасности, достаточно подробно говорили о результатах встречи в Лондоне. Конечно, мы исходим из того, что работа, которая проводилась на этой площадке, а также усилия наших коллег, которые проводили ряд крупных мероприятий в Латинской Америке, всё‑таки будут способствовать выходу из того крайне неприятного положения, в которое сегодня попала мировая экономика. И только в результате коллективных действий и выработки совместных решений мы сможем найти ответ на сложное положение в области международных финансов, которое, вне всякого сомнения, оказывает влияние и на перспективы роста наших экономик, на стандарты жизни, на условия жизни людей в наших странах.
Хотел бы искренне поблагодарить госпожу Бачелет, госпожу Президента, за конструктивный и заинтересованный диалог по всем вопросам. Уверен, что тот курс, который мы сегодня взяли, будет способствовать развитию полноценных отношений между нашими государствами, а Ваш приезд, госпожа Президент, будет ещё одним импульсом развития отношений между нашими странами.
Мы сегодня говорили и о том, что уже исполнилось практически 100 лет с момента установления дипломатических отношений между нашими странами. Это хорошая дата, юбилейная дата, и считаю, что во второе столетие, во всяком случае, мы входим на очень высоком уровне взаимопонимания, на дружеской ноте. Надеюсь, что таким образом мы и дальше будем развивать наши с Вами отношения.
Спасибо Вам за визит.
М.Бачелет (как переведено): Большое спасибо, господин Президент.
Мы с господином Президентом, Президентом Медведевым, провели весьма плодотворную встречу, и хочу сказать, что полностью разделяю и поддерживаю слова, которые были сказаны уважаемым Президентом.
Как известно, Чили – это страна демократическая, открытая для всего мира. И с 1990 года нас не обошла стороной глобализация, мы использовали глобализацию для того, чтобы способствовать своему развитию. Наша модель способствовала открытию нашей страны для мира и позволяла нам обеспечивать высокие темпы роста. Мы открыли рынок, мы пытались бороться с цикличностью, мы развивали производство нашей продукции.
Чили сейчас признаётся как страна, которая, наверное, лучше всего подготовлена для того, чтобы лицом к лицу столкнуться с кризисом. Всё это благодаря нашему росту. Мы в значительной степени сократили уровень нищеты, и наш ВВП исчисляется примерно в 11 тысяч долларов на душу населения. Плюс мы являемся активным действующим лицом в многосторонней политике – региональной и двусторонней. Мы подписали договоры о свободной торговле практически с 56 странами мира (это 90 процентов ВВП мира, и в этих странах сосредоточено примерно 70 процентов населения мира). Почему мы это делаем? Да потому что мы считаем, что модель, которую мы выбрали, позволяет Чили не только расти, расти быстро и консолидировать наши отношения с другими, но и в последние годы мы делали акцент на этом развитии и считаем, что мы можем сделать ещё больше.
Двусторонние отношения между странами – это серьёзный консолидирующий фактор, как я уже говорила, мы можем разнообразить отношения и расширить их. И хотелось бы использовать этот визит для того, чтобы трансформировать эти отношения – отношения не молодые, а уже исторические. Хотелось бы добиться конкретных результатов, что позволило бы нам открыть рынки, способствовать инвестициям и также генерировать новые рабочие места в наших странах.
Что касается политики, то Чили хотела бы консолидировать свой диалог с Россией. Чили верит в то, что глобализация, которую мы переживаем до сих пор, была всё‑таки глобализацией с положительным лицом. В экономическом развитии это характеризует достаточно длинный период времени, но тем не менее в последнее время два экономических кризиса имели место – это финансово- экономический кризис и глобальное потепление. Это, безусловно, сказалось на безработице, на проблемах безопасности.
Мы безотлагательно должны скоординировать наши действия на международной арене, для того чтобы заключить глобальные соглашения, которые позволили бы нам лицом к лицу встретиться с глобализацией. Как говорил Президент Медведев, мы, безусловно, должны воспринимать всю картину, глобальную картину, но при этом мы должны бороться за многосторонность, за мир, который был бы более безопасным, был бы более регулированным и более безопасным.
Говорили мы и о «двадцатке». И считаю, что те результаты, которые достигнуты, – это первый шаг в решении глобальных проблем, и здесь нужны многосторонние глобальные решения.
Кризис даёт нам возможность вновь оценить финансовую глобальную структуру, экономическую структуру и найти решения, которые бы позволили нам развивать «зелёную» экономику, которая бы способствовала экономическому развитию, но также позволила бы избежать социального краха и избежать серьёзных климатических изменений.
Думаю, что эта работа была чрезвычайно важной для поиска глобальных решений, которые позволят нам восстановить глобальный рост и, как сказал Президент, решить проблему протекционизма, которая лишь обостряет кризис, и в то же самое время начать глубокую реформу глобальных финансовых структур, институтов.
Мы также говорили о том, о чём совсем недавно шла речь на саммите в Винья-дель-Маре. Мы говорили о необходимости «зелёного» восстановления, поскольку международное сообщество начинает всё яснее понимать то, что кризис открывает возможность для того, чтобы те большие ресурсы, которые у нас имеются, вкладывать и в чистые технологии. Это осознание пришло и пришло в наших отношениях с Россией.
Считаю, что капитализация МВФ и ресурсы, которые предназначаются для поддержки международной торговли, также станут важным инструментом в этом смысле. Но можно и должно сделать большее. Необходимо договориться в рамках ВТО, необходимо решать задачи тысячелетия, необходимо поддерживать развивающиеся страны и страны, которые только выходят на мировую арену. Мы выступаем за консолидацию отношений России с нашим регионом.
Что касается экономических вопросов, то мы хотим вдохнуть новый динамизм в наши торгово-экономические отношения, и господин Президент говорил об этом. Хочу подтвердить то, что наши обмены, наше сотрудничество растёт, но, может быть, не так быстро, как хотелось бы, и ещё не соответствует при этом потенциалу наших экономик. Это не проблема, это констатация факта – у нас есть значительный потенциал для роста. Поэтому мы приехали сюда столь представительной делегацией, для того чтобы установить новые контакты, для того чтобы лучше знать друг друга. И этот визит открывает новые возможности для нашего сотрудничества с Россией, даёт возможность задействовать новые механизмы в ключевых для нас областях. Не буду повторять то, что уже сказал Президент, но, безусловно, это энергетика, наука, техника и так далее.
Конечно же, мы также говорили о необходимости консолидировать (хотя эти связи и так прекрасны) наше сотрудничество в Антарктике, способствовать сотрудничеству наших учёных в изучении того, как влияет изменение климата на Антарктиду. И мы также надеемся, что на ближайшем Всемирном конгрессе гляциологов, который в конце года соберётся в Чили, мы увидим и представительную российскую делегацию.
Безусловно, культура – это ещё одна важная область. Культура отражает то, чем мы являемся, чем является каждая страна. И мы, чилийцы, конечно же, прекрасно знаем Достоевского. И я знаю, что в России читают Пабло Неруду до сих пор. И поэтому мы подписали рамочную конвенцию о сотрудничестве между нашими министерствами культуры до 2011 года и надеемся, что продвинемся вперёд и в том, что касается сотрудничества в аудиовизуальной области, поскольку мы хотим лучше знать культуры друг друга.
Как уже говорилось, мы расширяем наши связи в оборонной области. Конвенция, которую мы подписали, станет важным инструментом в развитии сотрудничества в этой области.
И, наконец, хотела бы поблагодарить Президента Медведева за то внимание, которое было оказано мне и всей нашей делегации в течение всего нашего пребывания на российской земле.
И мы пригласили Президента Медведева посетить нашу страну. Надеюсь, что его перегруженная повестка дня позволит приехать к нам, и, может быть, вместе мы сможем посетить Антарктику. Этот вопрос представляет интерес для моего коллеги, Президента Медведева.
Несмотря на географическую отдалённость наших стран, сейчас Россия гораздо ближе к Чили, как и Чили гораздо ближе к России.
Большое Вам спасибо.
Вопрос: Господин Медведев, госпожа Бачелет, добрый день!
Есть большие ожидания у нас, в Южной Америке, в отношении роли Чили в регионе. Чили – это одна из наиболее открытых экономик в этой зоне. 56 договоров о свободной торговле. Но есть трудности в том, что касается международного договора о транспарентной торговле. И здесь, однако, Чили тоже продвинулась вперёд.
Возможно ли подписание договора о свободной торговле между Чили и Россией? Это вопрос господину Медведеву и госпоже Бачелет. Задача, которая ставилась перед этим визитом, – это демонстрация Чили как платформы услуг, а также консолидация деловых связей. Смогли вы добиться этих целей? Не могли бы вы в двух словах об этом рассказать?
Д.Медведев: Мы как раз сегодня начали разговор с госпожой Бачелет в отношении того, как можно было бы лучше структурировать экономические связи между нашими странами, и пришли к достаточно простому выводу. Дело не в размерах рынков, а в том, насколько активно на них представлены предприниматели из наших стран, насколько хорошо развита инфраструктура этих рынков и как они могут использоваться для того, чтобы продвигать те или иные экономические проекты. С учётом той роли, которая сегодня сложилась в регионе, роли Чили в регионе, считаю, что действительно в этом смысле возможности, которые открываются для ведения бизнеса, в значительной мере уникальны.
Вы упомянули 56 договоров о совместной торговле. Такого рода соглашения на самом деле могут создать для российских предприятий, для российского бизнеса дополнительные возможности, когда экономическая инфраструктура Чили используется в известной мере как хороший трамплин для захода на другие рынки. Почему это сейчас важно?
Это важно потому, что мы действительно хотели бы развивать активные и полноценные отношения с Чили, хотели бы, чтобы мы смогли реализовать значительное число крупных проектов, чтобы наш малый и средний бизнес находился в постоянном диалоге, чтобы реализовывались небольшие проекты. Но не менее важной является наша совместная работа. И в этом плане хотел бы сказать, что Россия приняла для себя ответственное решение существенно увеличить интенсивность отношений с государствами Латинской Америки.
В прошлом году мне лично удалось посетить четыре государства, в этом году и в прошлом году уже состоялись визиты наших коллег из Латинской Америки. Сейчас проходит визит Президента Чили. Это означает, что мы решили для себя активизировать во всех направлениях контакты с латиноамериканскими странами.
Я сегодня сказал об этом в ходе наших переговоров, что речь идёт не о восстановлении отношений до какого‑то уровня, потому что где‑то это может быть и так, а в некоторых случаях это просто создание отношений заново. Мы далеко не во всех странах имели полноценные представительства, у нас были разные периоды развития отношений. И сейчас мы очень стремимся к тому, чтобы наладить с государствами Латинской Америки полноценные, глубокие, взаимовыгодные деловые связи. И в этом плане считаю, что мы могли бы использовать те отношения, которые у нас складываются с Чили, именно как дополнительную возможность, как сказала Президент Чили, как платформу для выстраивания отношений с другими государствами.
Что касается конкретного договора, о котором Вы говорите, мы, естественно, изучим этот вопрос, посмотрим, насколько это сейчас соответствует нашей правовой базе. Но я ничего не исключал бы, конечно, на будущее.
М.Бачелет: Хотела бы сказать, что мой анализ результатов весьма позитивный. Прежде всего с сентября прошлого года по сегодняшний день мы активно подошли к анализу наших торговых связей.
Что касается институциональных связей, то мы активизировали работу межправкомиссий, наши торговые и экономические связи, что позволило в прошлом году, в ноябре, большому количеству деловых людей из России посетить Чили для анализа имеющихся там возможностей. Проводились двусторонние встречи, когда чилийские делегации и российские делегации активно участвовали в этих мероприятиях, и была высказана воля продвигаться вперёд и продвигать присутствие чилийцев здесь. И благодаря организации двух бизнес-семинаров мы смогли решить две первые задачи: создание сети прямых контактов, которые позволили бы идентифицировать имеющиеся возможности, и – вторая задача – анализ новых возможностей и анализ препятствий, которые необходимо преодолеть и устранить.
И в тех дискуссиях, в которых участвовали бизнесмены, всё это было решено. Были обсуждены механизмы, которые позволили бы России и Чили способствовать торгово-экономическому обмену. Речь шла о взаимных инвестициях, речь шла о Чили как о платформе. Думаю, что в тех презентациях, которые подготовили чилийские коллеги, чётко было сказано российским коллегам и российскому Правительству, я хотела бы это повторить, что означает Чили с точки зрения серьёзного партнёра, торгового партнёра, делового партнёра, а также с точки зрения платформы услуг и платформы выхода на рынок Латинской Америки в целом.
Также мы представляем интерес с точки зрения временной зоны, то есть с точки зрения разницы во времени. Вы через Чили получаете доступ в целый ряд регионов, такие возможности есть у различных компаний. Но помимо всего прочего существуют и возможности использовать эту широкую сеть договоров о свободной торговле, которые мы подписали. Конечно же, для этого надо следовать определённым условиям, например, определение происхождения, но такие условия существуют и для других стран.
Считаю, что всё это было проработано. Мы с Президентом говорили о том, что мы должны и дальше продолжать работу, чтобы все поставленные задачи стали реальностью, чтобы выйти из кризиса, чтобы создать отношения между банковскими кругами России и Чили, чтобы наработать инструментарий, который бы позволил развивать кредитные линии, что может явиться результатом позитивной политической воли, конкретным результатом политической воли в частном секторе. Считаю, что результаты позитивные.
Год, конечно же, трудный, но мы с Президентом высказали одну точку зрения, единую точку зрения: кризис не должен тормозить эти важные процессы. Не торговля привела нас к кризису, как раз наоборот, торговля – это часть решений кризиса. И надо наработать те механизмы, которые позволили бы всё это реализовать на практике. Много установилось деловых связей, но прежде всего нам стала ясна перспектива совместной работы между правительствами и между деловыми кругами Чили и России, что позволит нам продвинуться вперёд в этой области.
Вопрос: Добрый день! У меня вопрос двум президентам.
Обсуждали ли вы в ходе переговоров вопрос о вступлении России в ВТО? Мы знаем, что чилийская сторона поддерживает этот процесс. Но, Дмитрий Анатольевич, как Вы считаете, насколько сегодня, в нынешних условиях, актуален этот вопрос? И будет ли Россия делать это в кратчайшие сроки?
И, госпожа Бачелет, знаю, Вы обменивались мнениями об итогах саммита «двадцатки». Поддерживает ли чилийская сторона инициативу России о необходимости укрепления новых региональных резервных валют?
Д.Медведев: Наша позиция по вступлению в ВТО остается прежней, она не изменилась и заключается в том, что Россия готова к вступлению во Всемирную торговую организацию, готова на недискриминационных, нормальных, неунизительных, что называется, условиях. Мы для этого сделали всё, что необходимо, – приняли огромное количество нормативного материала, в ряде случаев такого материала, который потребовал от нас усилий, потребовал самоограничений. Тем не менее этот процесс затянулся, это нас раздражает, мы считаем, что уже все процедуры давным-давно должны быть выполнены. Считаю, что шансы для того, чтобы нам двигаться в этом направлении, существуют. Мы готовы к кооперации с нашими партнёрами по этому вопросу. Вопрос в конечном счёте заключается в том, чтобы пройти оставшуюся часть пути в достаточно быстром темпе и прийти уже к окончательному результату.
Мы, конечно, не делаем никакой трагедии из того, что этот процесс идёт долго, потому как вступление – это обоюдоострая проблема. Тем не менее ещё раз подчёркиваю: если Всемирная торговая организация и другие государства хотят видеть Россию в числе членов ВТО, то для этого необходимо принять уже окончательные решения.
Мы не обсуждали сейчас этот вопрос с госпожой Президентом, потому что, я так понимаю, в этом плане у нас проблем нет. Но, как мне представляется, в членстве Российской Федерации во Всемирной торговой организации сегодня другие страны заинтересованы в не меньшей степени, чем сама Россия заинтересована в членстве в этой уважаемой организации. Это взаимный процесс, главное, чтобы он не превращался в бесконечную историю.
М.Бачелет: Как прекрасно сказал Президент, мы не обсуждали эту тему, но он знает, что Чили поддерживает вступление России в ВТО.
Что касается «двадцатки», хочу сказать, что мы высказали позицию Чили. Первое: решения кризиса должны носить безотлагательный характер, необходимо гарантировать финансовую стабильность, гарантировать приток финансовых ресурсов в страны, прежде всего в новые развивающиеся страны. И мне представляется, что решение «двадцатки» в этом смысле как с точки зрения рекапитализации МВФ, так и с точки зрения финансирования и финансовой поддержки международной торговли – эта работа должна развиваться. Что касается «зелёного» восстановления экономики – это тоже важный элемент.
Мы также говорили, и здесь хотела бы акцентировать внимание – речь идёт об инициативах, которые развиваются в Чили. Чили – это страна, которая постоянно переживает последствия природных бедствий, землетрясений. Нет ни одного правительства, которое бы не боролось с этими последствиями. В результате землетрясений разрушается инфраструктура, здания, разрушается всё. И первое, что должны сделать спасатели, они должны спасать жизни людей, которые находятся под обломками, а потом начинается обсуждение этой проблемы.
Необходимо начать решение проблемы, но и взглянуть в будущее – какого рода систему мы хотим построить, какого рода альтернативы привлекательны для нас, какие будут институты, какие институты продемонстрировали свою несостоятельность на международном уровне? Бреттон-Вудская структура, например, – безусловно, наследие Второй мировой войны. На протяжении многих лет мы говорили об этом, задолго до кризиса говорили о том, что мир изменился: это уже не мир после Второй мировой войны, это не мир времён «холодной войны». И поэтому есть силы в мире, есть новые государства, новые экономики, у которых накоплены значительные резервы, и они должны играть важную роль в нынешней работе по рекапитализации нынешней финансовой системы, они должны быть представлены в различных международных институтах.
Мы определили необходимость реформировать финансовую структуру, с одной стороны, мы должны идентифицировать необходимость вновь оценить все эти механизмы, что позволило бы нам избежать повторения таких кризисов. Мы должны говорить о системах раннего оповещения, о чём говорил мой коллега на протяжении многих лет и мы тоже. Все эти механизмы должны основываться на таком подходе. Плюс второй элемент – это архитектура, которую мы видим в нынешнем мире. По этим двум направлениям необходимо продолжать работать, продолжать обсуждение, говорить, конечно же, о валюте, резервной валюте, говорить о том, какой инструмент может гарантировать постоянную стабильность финансовых структур.
Мы обсуждали различные темы с Президентом, но мы не обсуждали подробно вопрос о валюте. Тем не менее мы считаем, что из этого кризиса мы должны выйти вооружёнными новой мировой финансовой системой. Во многих областях необходимо многое поменять.
Конечно же, может, драматично будет сказано, но нам нужен новый экономический порядок, новая архитектура, новые регулирования, новые правила, которые бы уважали все. Мы должны выйти из кризиса, усилив многосторонность.
И, конечно же, эту дискуссию необходимо рассматривать как первые шаги к наработке тех инструментов, которые бы нам позволили всё это решить. Думаю, это единственное, что мы можем сделать сегодня, поэтому мы должны продолжать работать, продолжать дискутировать по этим вопросам и продолжать анализировать необходимость реформ всей этой системы.
Спасибо.