Вопрос: Вы уже охарактеризовали сегодня вкратце саммит ОДКБ. Что Вы можете в целом сказать о проведенных двух днях в Душанбе?
В.Путин: По моему мнению, работа, которая была проведена здесь, в Душанбе, по линии трех организаций: и по СНГ, и по ЕврАзЭС, и по Организации Договора о коллективной безопасности – была самой продуктивной и результативной за последние годы.
Что касается СНГ, то после очень долгих и жарких дискуссий по поводу судьбы СНГ и по поводу путей его реформирования мы пришли к единому мнению, что и как нужно делать, утвердили концепцию развития СНГ и план конкретных действий. Договорились о том, что один раз в год будем выбирать одну конкретную тему в качестве основной и на ней сосредоточивать все свое внимание. В этом году мы договорились обсуждать тему миграции. Ясно, что это очень чувствительный вопрос практически для всех государств СНГ, в том числе это касается и Российской Федерации. Достигнута договоренность о том, чтобы создать специальный орган по согласованию позиций по этому вопросу, по этой проблеме.
Что касается ЕврАзЭС, то здесь результаты почти революционные: мы договорились о формировании таможенного союза и создании наднационального органа – комиссии, которая будет заниматься таможенным регулированием. Это еще не создание Таможенного союза как такового (он будет создан только после завершения всех процедур, ратификаций и подписаний дополнительных соглашений – к 2011 году), но что я мог бы отметить – это то, что у всех участников этого процесса есть желание не просто в нем участвовать, а ускорить достижение конкретного окончательного результата. При этом, несмотря на то, что таможенный союз создается поначалу тремя государствами: Российской Федерацией, Белоруссией и Казахстаном, – все остальные члены ЕврАзЭС выразили заинтересованность в участии в этом процессе. Именно поэтому мы приняли решение канализировать весь переговорный процесс на площадке ЕврАзЭС и не создавать отдельной организации на постсоветском пространстве.
Ну и наконец, по линии ОДКБ достигнуты тоже серьезные конкретные результаты. Главным образом они лежат в сфере военно-технического снабжения. Мы договорились и утвердили окончательно список всех документов, согласно которым члены ОДКБ будут получать российское вооружение и специальную технику не только для своих вооруженных сил, но и для специальных служб фактически по внутренним российским ценам.
Вопрос: Насчет господина Лебедева возникли вопросы. Как Вы оцениваете его работу на посту директора внешней разведки и кто возглавит эту организацию? Кроме того, как выяснилось, закончились полномочия господина Рапоты. Очень интересно в связи с этим, какова будет его дальнейшая судьба. Спасибо.
В.Путин: Начнем с Григория Алексеевича Рапоты. Он работал хорошо, результативно и в значительной степени благодаря его усилиям мы достигли тех результатов по линии ЕврАзЭС, о которых я сегодня сказал. Более того, на мой взгляд, ему удалось создать очень деловую дружескую атмосферу, и она в значительной степени передалась и участникам сегодняшних встреч. Вообще я должен был еще сказать это в ответе на первый вопрос: мне очень понравился конструктивный подход. Вы знаете, когда мы сели за стол переговоров, можно было подумать, что мы ни о чем не договоримся. Такие разные были, казалось бы, подходы, несмотря на то, что эксперты поработали очень основательно. И все‑таки желание договориться (это уже чувствуется на постсоветском пространстве), желание добиться результатов на этих направлениях, быть вместе, сотрудничать – вот это желание на сегодняшний день становится основным, оно подталкивает интеграционные процессы на постсоветском пространстве. Это в значительной степени является результатом деятельности Рапоты, поэтому я считаю возможным и по возвращении в Москву подпишу Указ о назначении его полномочным представителем Президента Российской Федерации в Южном федеральном округе.
Вопрос: Теперь по поводу Лебедева…
В.Путин: Да. Лебедев, безусловно, не просто возглавлял Службу внешней разведки – это человек, который занимался, без всякого преувеличения, уже государственной деятельностью как член Совета Безопасности Российской Федерации. Это серьезный масштаб, и, конечно, Сергей Николаевич это тот человек, который востребован на том направлении внешней политики России, которая для нас является приоритетной, – на направлении сотрудничества со странами СНГ. Что же касается того человека, который займет место директора Службы внешней разведки России, то он вам всем хорошо известен – это Фрадков Михаил Ефимович. Спасибо.
Вопрос: Поделитесь планами, где и в какой компании завтра встретите юбилей? Может, не только завтра?
В.Путин: Вы знаете, что я обычно не устраиваю никаких праздников по этому поводу, но полагаю, что с учетом того, что и срок моих президентских полномочий истекает, и с учетом того, что это почти круглая дата, – я посчитал возможным пригласить на это мероприятие завтра в Кремль постоянных членов Совета Безопасности и руководство Вооруженных Сил, включая командующих округами, командующих разными родами и видами Вооруженных Сил.
Спасибо.