Вопрос: Все‑таки первое мероприятие, на которое Вы сюда приехали, – каковы Ваши впечатления от официального визита и как Вы оцениваете его итоги?
В.Путин: Прежде всего – впечатления: очень теплый прием и очень теплое отношение к России. Страна находится достаточно далеко – объем торгово-экономических связей пока небольшой. Но потенциал у страны хороший: она является страной с быстро развивающейся экономикой. И надо отметить: несмотря на то, что это латиноамериканская страна, все‑таки объем внешнеэкономических связей у нее приходится на Европу и Китай, на Европу и на Азию. И только одна треть – на партнеров, находящихся на американском континенте. То есть у них есть опыт работы с достаточно удаленными географически странами, есть и потребности, и возможности, поэтому у нас есть неплохие перспективы – в том числе, чтобы использовать Чили как площадку для строительства отношений с другими латиноамериканскими странами. Это первое. Второе. Мы подписали с чилийской стороной соответствующие документы, как Вы знаете, о присоединении России к Всемирной торговой организации, что является хорошим шагом вперед на пути к достижению этой цели – имея в виду, что мы не закончили еще переговорный процесс с некоторыми нашими другими партнерами, в том числе с Соединенными Штатами Америки.
Вопрос: Как Вы оцениваете результаты переговоров с Джорджем Бушем?
В.Путин: Естественно, я еще раз, уже лично, поздравил Президента с победой на выборах. Самое главное – мы подтвердили, что тот уровень отношений между двумя странами, которого мы достигли за последние годы, является точкой отсчета на данный момент времени. Мы не будем останавливаться на достигнутом, будем использовать все инструменты, которые были созданы за последние годы для развития межгосударственных связей, и будем идти дальше по строительству и наращиванию экономических отношений – здесь у нас хорошие перспективы. Все хорошо знают, что Соединенные Штаты – одна из самых основных наших стран-партнеров в торгово-экономической сфере, и перспективы здесь, естественно, очень хорошие. Но не только. Мы, разумеется, говорили о проблемах международной безопасности в двустороннем плане. Не будем забывать, что Соединенные Штаты и Российская Федерация остаются крупнейшими ядерными державами мира. У нас здесь общие интересы, в том числе в сфере нераспространения оружия массового поражения. В этой связи говорили и о проблемах Северной Кореи, и о проблемах иранского ядерного досье. Должен сказать, что по многим позициям мнения у нас совпадают, и мы во всяком случае будем стараться решать эти проблемы – решать мирным путем в ходе переговоров, тем более что на иранском треке у нас есть заметные улучшения в связи с последними решениями, которые приняты иранским руководством. Говорили о возможных встречах в будущем. Я пригласил Президента Соединенных Штатов приехать в Россию, в Москву, в период празднования Дня Победы – 60-летия Победы в Великой Отечественной войне – 9 мая будущего года.
Вопрос: Что Вы можете сказать об итогах саммита АТЭС?
В.Путин: Что касается итогов саммита, то прежде всего, конечно, это обсуждение вопросов в экономической сфере, в сфере борьбы с коррупцией. Улучшение условий международной торговли, либерализация мировой экономики. В этом смысле Россия заинтересована в продолжении диалога с нашими партнерами, имея в виду процесс вступления России во Всемирную торговую организацию. Мы, как и прежде, полны решимости присоединиться к этой универсальной экономической международной организации, но, как мы уже неоднократно говорили, на стандартных, недискриминационных условиях. Решения, ход дискуссий по этим вопросам здесь в Чили нас удовлетворил, поскольку все участники сегодняшней встречи подтвердили те принципы, на которых базируется и ВТО, и сама организация АТЭС, – это Богорские цели, это цели свободной экономики. Нам больше от наших партнеров ничего не нужно. Мы ожидаем, что в ближайшее время переговорный процесс с отдельными странами, с которыми у нас еще не подписаны соответствующие протоколы, получит свое позитивное развитие.
Что касается проблемы с терроризмом, то всем хорошо известно, что Россия, к сожалению, является объектом нападения со стороны международных террористов, причем неоднократных нападений. И мы крайне заинтересованы в углублении международного сотрудничества на этом направлении. Здесь, должен подчеркнуть, мы говорили на одном языке, не было никаких расхождений и никакого непонимания между участниками встречи – и вчера, и сегодня. Мы удовлетворены в высшей степени и ходом дискуссии, и принятыми на этот счет решениями.
Вопрос: Как прошла Ваша встреча с Ху Цзиньтао?
В.Путин: Всего месяц прошел после моего официального визита в Китайскую Народную Республику, но нам было уже что обсудить. Мы говорили о реализации Плана совместных действий, о развитии двусторонних отношений, говорили о международных отношениях применительно и к Ираку, и особенно к Северной Корее, где и Россия и Китай играют достаточно активную роль в шестистороннем механизме урегулирования северокорейской проблемы, говорили о нашем сотрудничестве в рамках Шанхайской организации сотрудничества, в том числе с нашими партнерами в Средней Азии. Все эти темы обсуждались достаточно подробно и, уверен, пойдут на пользу двусторонним связям.
Вопрос: В свете Вашего предстоящего визита в Японию – какова Ваша оценка состоявшейся сегодня встрече с Премьер-министром Японии Коидзуми?
В.Путин: Оценка позитивная. Я удовлетворен сегодняшней встречей: удовлетворен и характером обсуждавшихся тем, и самой атмосферой обсуждения. Атмосфера была очень доброжелательная, дружеская, я бы сказал. Мы говорили откровенно по тем позитивным сдвигам, которые есть в отношениях между двумя странами за последнее время, а они есть, эти позитивные сдвиги, и мы этому очень рады. Говорили также откровенно о тех вопросах, которые еще не решены, в том числе и о проблеме заключения мирного договора. Мы считаем, что на данный момент времени, к сожалению, пока мы не приблизились еще к решению этих вопросов. Но и японская, и российская сторона полны решимости продолжать это движение навстречу друг к другу и продолжать поиск взаимоприемлемого решения.
Вопрос: В чем все‑таки заключается продвижение в переговорах по вступлению в ВТО, о котором было заявлено здесь, в Сантьяго?
В.Путин: Первое – это то, что мы подписали соответствующий протокол с Чили. Это уже существенное движение вперед. Еще с одной страной мы договорились по условиям присоединения к Всемирной торговой организации. У нас состоялась хорошая, надеюсь, с позитивными последствиями беседа с Президентом Мексики. Мы затрагивали в том числе и эту проблему. Ну и ход сегодняшнего разговора на саммите АТЭС о принципах строительства современных демократических экономических отношений в мире, мне думается, будет иметь позитивное значение для продвижения России по пути вступления в ВТО. Отдельно мы обсуждали это, разумеется, и с Президентом Соединенных Штатов, который, как известно, и публично, и в частной беседе поддержал стремление России присоединиться к ВТО и заявил о своей поддержке, повторяю, в разговоре с глазу на глаз. Надеюсь, что это отразится и на переговорном процессе.
Вопрос: Владимир Владимирович, спасибо за подробную информацию по результатам этой поездки. А какие все‑таки общие впечатления? Вы вообще помните, сколько «двусторонок» Вы провели за эти дни?
В.Путин: Помню. Можно сказать, что со всеми из присутствующих на мероприятии лидерами стран в той или иной степени двусторонние переговоры состоялись, в присутствии ли прессы или нет. Кроме меня здесь еще было девятнадцать коллег. С каждым из них у нас состоялся разговор – может быть, короткий и, может быть, в отсутствие представителей прессы, – но беседа по международным многосторонним и двусторонним отношениям включая даже небольшие, но значимые субъекты международного экономического общения, такие как Сингапур, Малайзия: и небольшие страны – участники АТЭС для нас тоже важны. Практически с каждым из участников удалось поговорить.
Вы знаете, это полезная встреча. Она полезная не только с точки зрения укрепления личных связей с руководителями государств – она создает определенную атмосферу, в том числе атмосферу вокруг нашей страны.