Вопрос: Господин Президент, хотел бы поблагодарить Вас за то, что Вы согласились дать это интервью. Европейские лидеры и американские руководители включая Президента Буша выступили с целым рядом очень решительных заявлений, настоятельно призывая Вас не признавать сепаратистские республики Абхазии и Северной Осетии. Тем не менее Вы к этому не прислушались и предприняли этот шаг. Можно ли это воспринимать как открытый вызов Западу?
Каждый народ имеет право на самоопределение. Это вытекает из Устава Организации Объединенных Наций, из соответствующих конвенций по международному праву, Хельсинкского акта.
Д.Медведев: Нет, конечно, это никакой не вызов – это наша осмысленная позиция. Мы вынуждены были принять это решение под влиянием целого ряда обстоятельств. Какие это обстоятельства? В течение 17 лет Россия пыталась всячески помочь восстановлению территориального единства Грузии на всех уровнях, на всех международных площадках. Даже после признания в качестве субъекта международного права Косово мы не сделали соответствующих заявлений по Южной Осетии и Абхазии. Но мы вынуждены были признать их независимость, после того как снова пролилась кровь. Она однажды уже была пролита президентом Гамсахурдия в начале 90-х годов и, к сожалению, в 2008 году – Президентом Саакашвили. Тем самым он уничтожил любые надежды на объединение осетин, абхазов и грузин в одном государстве. И это была единственная возможность предотвратить дальнейшую эскалацию конфликта, предотвратить дальнейшее пролитие крови, уничтожение мирных граждан.
Это первая причина, есть вторая причина: каждый народ имеет право на самоопределение. Это вытекает из Устава Организации Объединенных Наций, из соответствующих конвенций по международному праву, Хельсинкского акта. И в случае если другое государство полагает, что народ определил свою позицию, а в данном случае это так и есть: были проведены референдумы, были приняты решения и народом Южной Осетии, и народом Абхазии, – любое другое государство вправе признать независимость этого территориального образования, нравится это кому‑то или нет. Наши коллеги неоднократно говорили: «Косово – casus sui generis», случай особого рода. Пожалуйста, но и Осетия, и Абхазия – тоже casus sui generis.
В этой ситуации мы приняли решение о признании.
Каждое государство определяется с тем, признавать ему какой‑то народ в качестве субъекта международного права или нет. По нашему мнению, та ситуация, которая сложилась в Косово, не способствовала и не давала достаточных оснований признать его в качестве субъекта международного права.
Вопрос: К вопросу о Косово. Вы были против признания независимости Косово, поскольку это нарушало международное законодательство. Таким образом, ваше признание независимости Абхазии и Южной Осетии нарушает те же нормы международного права. Разве это не двойные стандарты?
Д.Медведев: Нет, это не двойные стандарты. Ещё раз хотел бы акцентировать внимание, что каждое государство определяется с тем, признавать ему какой‑то народ в качестве субъекта международного права или нет. По нашему мнению, та ситуация, которая сложилась в Косово, не способствовала и не давала достаточных оснований признать его в качестве субъекта международного права. Хотя нашу позицию разделили далеко не все, и значительная часть государств всё‑таки признала Косово в качестве самостоятельного государства. В этих условиях, когда, на наш взгляд, в течение 17 лет проводились этнические чистки, были случаи геноцида: и в начале 90-х годов, и совсем недавно – ситуация другая. И это дает основание применить и Устав ООН, и Декларацию 1970 года, и Хельсинкский Заключительный акт 1975 года в качестве основания для признания независимости двух этих образований.
Вопрос: Господин Президент, Вы отдали приказ войскам войти в Южную Осетию, в Абхазию, в Грузию по гуманитарным соображением, как Вы сказали, для того чтобы предотвратить убийства, гибель людей, российских миротворцев. В этой связи вопрос, будете ли Вы готовы сделать это снова в этом регионе, если сочтёте это необходимым, или сделать это в других бывших республиках Советского Союза?
Д.Медведев: Я сказал уже, что ситуация изменилась. После признания в соответствии с тем Указом, который я подписал, наша страна, естественно, будет помогать обеспечивать безопасность двух этих государств, Южной Осетии и Абхазии. И в случае нападения на них, конечно, мы будем оказывать им соответствующую поддержку. Что же касается вмешательства в какие‑то другие ситуации, в другие конфликты, то мы этого делать не собираемся и, естественно, не будем. Но Россия – государство, которое обязано обеспечивать свои интересы по всему периметру, это совершенно очевидно.
Вопрос: Господин Президент, Вы пришли на этот пост, вступили на эту должность в весьма напряжённый период международных отношений между Вашей страной и Западом. Существует большое число нерешенных проблем, в том числе в российско-американских отношениях – например, проблема противоракетной обороны, ряд других вопросов. В этой связи какие шаги Вам хотелось бы, чтобы предпринял будущий президент США, с тем чтобы восстановить партнёрские отношения сотрудничества между нашими странами?
Д.Медведев: Я неоднократно говорил об этом: мы будем готовы работать с любой администрацией США, которую изберёт американский народ. Главное – чтобы наши американские коллеги были прагматиками, чтобы они защищали истинные интересы американского народа, а не выдуманные идеологические схемы. И если в этом смысле всё будет в порядке, то я уверен, что мы сможем договориться по самому широкому кругу вопросов. Мы не хотели бы никаких осложнений, нам не нужна «холодная война» или её новое «издание». Мы хотели бы полноценных конструктивных отношений с нашими западными партнёрами, в том числе и с США. Но для этого необходим прагматизм и взаимное уважение.
Вопрос: Господин Президент, Вы упомянули «холодную войну», что не хотите её повторения. Не считаете ли Вы, что сейчас мы находимся в начале длительного довольно‑таки болезненного периода ухудшения отношений в связи с разногласиями по целому ряду проблем включая Грузию, ПРО и Иран?
Д.Медведев: У нас есть разногласия. Но они не фатальные, и если не раздувать из этого проблему, если не пытаться накачать именно новую «холодную войну», то этого не случится.
Что касается вопросов Ирана, мы с нашими партнёрами, в том числе с США, достаточно интенсивно сотрудничаем по этому вопросу и стараемся, что бы наша позиция по Ирану была консолидированной. Здесь вообще нет каких‑то глобальных противоречий.
Что касается ракетных средств и ПРО, нам, конечно, не нравится, когда вокруг России вырастают новые базы, появляются новые ракеты. Мы об этом неоднократно говорили, но даже в этой ситуации мы никогда не прерывали переговоры и всегда говорили, что мы готовы общаться. Вопрос только в том – как нам объясняют, для чего нужны эти базы, для чего нужны эти противоракетные установки, для чего нужны новые радиолокаторы. Если это для того, чтобы поражать какие‑то страны-изгои, – тогда докажите это. Но, по нашим ощущениям, всё это громоздится вокруг наших границ для того, чтобы всё‑таки оказывать давление на Российскую Федерацию. Нам это не нравится, но тем не менее мы спокойно и конструктивно продолжали и продолжаем на эту тему разговор.
Что же касается отношений вокруг конфликта Грузии с Южной Осетией и предыдущего конфликта с Абхазией, то всё в руках Запада. Если не надувать из этого новый конфликт, если исходить из прагматической позиций, то тогда всё будет нормально.