Вопрос: Каково Ваше мнение по поводу развития атэсовского процесса и интеграции Российской Федерации в сообщество АТЭС?
Ответ: Полагаю, что почти двадцатилетняя история развития АТЭС более чем убедительно свидетельствует о востребованности форума. Он действительно стал авторитетной диалоговой площадкой и интегрирующей структурой, в рамках которой вырабатываются взаимоприемлемые правила торгово-экономического сотрудничества на огромном пространстве АТР. И что особенно важно, работа АТЭС служит интересам региональной безопасности и стабильности, укреплению принципов многостороннего взаимодействия в международных делах.
Проведенный в прошлом году «промежуточный обзор» деятельности АТЭС дал весьма богатую пищу для размышлений. Так, с одной стороны, возможности АТЭС содействуют упрощению условий торговли и инвестирования в регионе, а в целом – формированию здесь благоприятного делового климата. С другой стороны, очевидна и потребность в модификации программных задач форума, в его обновлении в соответствии с реалиями современного мира.
Очевидно, что в условиях динамичной эволюции глобальной и региональной экономической ситуации Богорские цели формирования в АТР системы свободной торговли и инвестирования – хотя они и сохраняют свою принципиальную важность – уже не могут рассматриваться как нечто статичное. Иначе мы рискуем столкнуться с ситуацией, когда жестко зафиксированные временные ориентиры войдут в противоречие и с логикой развития, и с реальными возможностями экономик АТЭС. Но любые шаги по реформированию АТЭС должны носить сбалансированный и поэтапный характер, предприниматься только после тщательной проработки рекомендаций каждого из участников.
Считаем обязательным и сохранение основополагающих принципов работы форума – консенсуса при принятии решений и добровольности в их реализации. Ведь по большому счету именно благодаря этому в нашем распоряжении имеется гибкий региональный механизм, позволяющий конструктивно обсуждать и совместно искать ответы на самые серьезные вызовы.
Россия принимает самое активное участие в атэсовских проектах и мероприятиях, подкрепляя такой курс конкретными делами. Удовлетворены, в частности, итогами состоявшегося в 2005 году во Владивостоке заседания Рабочей группы АТЭС по транспорту, а также встречи Рабочей группы АТЭС по энергетике в начале октября с. г. в Южно-Сахалинске.
Мы хорошо понимаем, что реализация планов социально-экономического развития России немыслима вне полномасштабного участия в азиатско-тихоокеанской интеграции. И конструктивная вовлеченность в эти процессы – наш стратегический выбор, важнейшая задача как в текущем плане, так и на перспективу.
Вопрос: Главная тема вьетнамского председательства АТЭС-2006 – «К динамичному сообществу в интересах устойчивого развития и процветания». Среди приоритетов АТЭС-2006 – обеспечение безопасной и благоприятной среды для предпринимательства. Как бы Вы прокомментировали участие России в мероприятиях АТЭС в год вьетнамского председательства в форуме?
Ответ: Тема, заявленная Вьетнамом, действительно позволяет рассмотреть самый широкий спектр вопросов наращивания торговой и инвестиционной активности, экономического и технического сотрудничества в регионе.
Важно, что вьетнамские партнеры предлагают сделать акцент на обеспечении безопасной и благоприятной среды для предпринимательства. Убежден, что эта проблема требует комплексного подхода. И ее невозможно решить без нейтрализации наиболее опасных вызовов. В первую очередь речь идет о терроризме и связанных с ним видах преступности, таких как наркобизнес, контрабанда оружия. Там, куда приходят эти беды, тормозится экономический и социальный прогресс, замирает деловая жизнь, ввергаются в хроническую депрессию целые регионы. И мы вместе обязаны адекватно и своевременно реагировать на подобные угрозы жизни наших граждан, экономическому благополучию АТР.
Позитивно оцениваем проводимую форумом работу по пресечению финансовой подпитки терроризма, обеспечению безопасности торгово-транспортных артерий и информационных систем. По нашему мнению, для повышения эффективности таких усилий необходимо совершенствовать механизмы взаимодействия по линии АТЭС и других международных структур, в частности, «восьмерки» и ШОС. Все более востребовано и устойчивое антитеррористическое партнерство между государственными и деловыми структурами.
Придаем большое значение атэсовской инициативе по развитию диалога между культурами и религиями. Отмечу, что в разработке этой инициативы Россия приняла самое активное участие. Хорошо понимаем, как важно для Азиатско-Тихоокеанского региона, с его уникальным культурным и этническим многообразием, выработать стойкий иммунитет к идеологии межцивилизационного раскола, нетерпимости, национализма. Присущий форуму дух доверия, терпимости и партнерства – благоприятная основа для решения данной задачи.
Вопрос: Какие другие вопросы деятельности АТЭС представляются Вам важными?
Ответ: Ряд вопросов повестки дня АТЭС созвучны приоритетам председательства России в «Группе восьми», а в более широком измерении – и российским подходам к ключевым проблемам мировой политики и экономики.
Прежде всего это касается обеспечения международной энергетической безопасности. Полагаем, что здесь важно выстроить выгодные для всех условия партнерства на основе взаимной ответственности производителей и потребителей энергоресурсов и справедливого распределения рисков между ними, обмена активами в энергетическом секторе. Принятый на саммите в Санкт-Петербурге план действий «восьмерки» предусматривает меры по повышению прозрачности, предсказуемости и стабильности энергетических рынков, улучшению инвестиционного климата. Наряду с этим важно содействовать энергоэффективности и энергосбережению, диверсификации видов энергоносителей и маршрутов их транспортировки. Серьезные практические шаги нужны и на таких направлениях, как обеспечение безопасности энергетической инфраструктуры, борьба с энергетической бедностью и решение экологических проблем.
Все эти вопросы особенно актуальны с учетом растущей потребности в создании в АТР новой надежной энергетической конфигурации. Россия готова непосредственно участвовать в реализации такой, без преувеличения, глобальной инициативы. Более того – предлагает и реализует ряд конкретных инфраструктурных проектов. Речь идет о строительстве нефте- и газопроводов для поставки углеводородов в АТР из восточной части нашей страны. В двустороннем формате такая работа уже ведется и будет активно продолжаться. При этом полагаем, что механизмы АТЭС способны эффективно содействовать решению задачи по бесперебойному энергоснабжению региона.
У форума есть возможности и для увеличения вклада в развитие международного потенциала мониторинга и реагирования на вспышки инфекционных заболеваний. В наших общих интересах вести дело к созданию действенной системы обмена информацией и выработки согласованных решений при возникновении такого рода проблем. Полностью поддерживаем усилия по развитию партнерства в рамках форума и в сфере раннего предупреждения о возникновении чрезвычайных ситуаций в регионе и совместной ликвидации их последствий.
Видим также хорошие перспективы для сотрудничества в сфере борьбы с коррупцией, защиты прав интеллектуальной собственности, развития малого и среднего предпринимательства, информационных и биотехнологий. У России есть собственные наработки и полезный практический опыт в этих и других областях, которыми мы делимся с партнерами на основе взаимности и обоюдной выгоды.
По моему мнению, вне поля зрения АТЭС не должно оставаться и такое важнейшее направление, как взаимодействие в области образования, нацеленное на повышение конкурентоспособности национальных образовательных программ и взаимное признание квалификаций. Тем более что эта тема неотделима от уже разрабатываемой форумом проблематики людских ресурсов и инноваций.
Вопрос: Как Вы оцениваете сотрудничество между Россией и Вьетнамом?
Ответ: Хотел бы подчеркнуть, что развитие отношений с Социалистической Республикой Вьетнам неизменно в числе приоритетов внешней политики России в Азиатско-Тихоокеанском регионе. Этот курс проверен временем и не подвержен конъюнктурным колебаниям. И мы заинтересованы в дальнейшем расширении взаимовыгодной кооперации во всех сферах. Особо отмечу, что благоприятную основу для эффективного взаимодействия на глобальном и региональном уровнях создает близость позиций двух стран по фундаментальным вопросам международной повестки дня.
Российско-вьетнамские отношения опираются на принципы Декларации о стратегическом партнерстве, которой в этом году исполнилось пять лет. За прошедшее время нам, сохраняя высокий уровень взаимного уважения и доверия, удалось существенно обогатить наше сотрудничество.
Одной из наиболее важных задач двусторонних отношений считаем наращивание торгово-экономического, научно-технического и инвестиционного партнерства. В 2005 году товарооборот между Россией и Вьетнамом превысил рекордную отметку в один миллиард долларов США. По сравнению с 2000 годом он увеличился в три раза. Вместе с тем имеющиеся резервы позволяют рассчитывать на более динамичный рост взаимной торговли уже в ближайшей перспективе.
Отмечу эффективное развитие кооперации в топливно-энергетическом комплексе. В сфере нефтедобычи плодотворно работает СП «Вьетсовпетро». Принимая во внимание успехи этого предприятия, считали бы полезным и взаимовыгодным сохранить его и после истечения срока действующего соглашения, конечно, с учетом реалий и возможностей. Безусловно, интересное направление – совместный поиск углеводородного сырья на новых участках вьетнамского шельфа.
Российские компании также активно участвуют в модернизации и строительстве энергетических объектов во Вьетнаме, включая ТЭС «Уонгби», ГЭС «Сесан-3» и «Плейкронг». Они готовы подключиться и к реализации таких масштабных проектов вьетнамской электроэнергетики, как ГЭС «Шонла» и первая атомная электростанция.
Перспективными сферами взаимодействия остаются автосборка, прежде всего хорошо зарекомендовавших себя в вашей стране грузовых автомобилей российских марок, например «КамАЗ», освоение месторождений полезных ископаемых, металлургия, агропромышленный комплекс, транспорт, связь, финансово-банковская сфера. С удовлетворением отмечаем активизацию деловых контактов между регионами двух стран, а также рост туристических обменов. Традиционно важной сферой двусторонних связей остается военно-техническое сотрудничество, нацеленное на содействие укреплению обороноспособности СРВ.
В целом динамика развития российско-вьетнамских отношений позволяет с оптимизмом смотреть в будущее. Уверенность в этом придают высокий уровень доверия и взаимопонимания между руководством двух стран, растущие экономические возможности Российской Федерации и СРВ, их практическая заинтересованность в обоюдовыгодном взаимодействии. Поэтому не сомневаюсь, что предстоящий в ноябре т. г. визит российской делегации во Вьетнам принесет очевидные практические результаты.
В заключение, пользуясь случаем, хотел бы выразить искренние чувства уважения к вьетнамскому народу, пожелать вашей стране мира и процветания.