Вопрос: Россия будет «хозяйкой» саммита «большой восьмерки» в следующем году. Возникает вопрос, готова ли страна к проведению такого мероприятия и какой будет повестка дня? Какие проблемы вы намерены обсуждать?
Ответ: Мы считаем, что любые вопросы, которые наши партнеры посчитают интересными, будут полезными и важными также для России. Существует ряд тем, первой из которых является международная энергетическая политика, которая, естественно, важна для России как страны, являющейся одним из самых больших обладателей энергетического сырья в мире. Наши интересы затрагивают не только минеральные ресурсы, но и энергетическую сферу в целом. Но так или иначе, минеральные ресурсы имеют на сегодняшний день наибольшее значение. В России это важная тема, особенно принимая во внимание величину доходов федерального бюджета, получаемых от продажи минеральных ресурсов.
Однако в отличие от многих стран, занимающихся добычей и экспортом нефти, мы заинтересованы в том, чтобы цены были оправданны. Одна из причин – мы хотели бы диверсифицировать нашу экономику, что подразумевает нашу заинтересованность в создании благоприятных условий для развития нашей обрабатывающей промышленности. Другая причина (и это касается всех стран, добывающих нефть и газ,) мы стараемся избежать колебаний в мировой экономике из‑за чрезмерно высоких цен на энергоресурсы. Это и есть первая тема, которую я хотел бы обсудить на саммите «большой восьмерки».
Другая очень важная проблема – безопасность, в том числе угроза терроризма. А третья тема – бедность, она уже обсуждалась на саммите «большой восьмерки» в июле 2005 года в шотландском городе Глениглз. Мы будем обсуждать проблему борьбы с бедностью по всему миру, особенно в отношении стран бывшего СССР. Я бы хотел подчеркнуть, что мы продолжим то, что было начато в этой связи Великобританией во время её председательства в «Группе восьми». Мы планируем тесное сотрудничество с нашими правоохранительными органами во время подготовки саммита.
Конечно, это всего лишь краткий набросок того, что будет стоять в повестке дня. Мы также будем добавлять к сказанному конкретные детали во время процесса подготовки саммита.
Вопрос: Президент США Джордж Буш высоко отзывается о Вас и ценит Вас как друга. Почему же тогда Государственный департамент США и американские СМИ находят так много поводов для критики?
Ответ: Это правда, что у нас с Президентом США замечательные деловые и личные отношения. Я считаю Джорджа Буша своим другом, верным и надежным партнером. Мы можем не соглашаться друг с другом по различным вопросам мировой и региональной политики, включая вопросы взаимодействия России и Америки, – это неизбежно. Иногда расходятся наши взгляды на то, как следует решать проблемы. Но тем не менее наши точки зрения сходятся, когда речь идет об одном ключевом вопросе, касающемся необходимости развития двусторонних отношений на принципах доверия, предсказуемости и учета взаимных интересов, на основе демократических ценностей. Мы также объединены борьбой против новых вызовов и угроз и, в первую очередь, против международного терроризма.
Также очень важно, что ни Президент Буш, ни я не обладаем никакими, так сказать, «монополиями» в развитии отношений между нашими странами. Отношения определяются позицией и потребностями граждан Америки и России, многие из которых интенсивно развивают контакты в сфере бизнеса, а также в области науки, культуры и образования.
Нет нужды говорить, что не всё сказанное Президентом Бушем или мной понимается всеми политическими силами как в России, так и в США. Но в демократической среде это совершенно естественно. А что касается СМИ, то сама их суть заключается в обеспечении возможности критического взгляда на действия властей. И так было всегда. Более того, справедливая критика полезна. Но важно, чтобы подобного рода комментарии оставались непредвзятыми, полными и не искажали реального положения отношений.
Вопрос: В Вашингтоне есть люди, которые считают, что отношения между Россией и Китаем становятся слишком хорошими и что это в будущем может помешать США. Другие, наоборот, считают, что хорошо иметь друзей повсюду. Какова Ваша точка зрения?
Ответ: Отношения между большими и влиятельными странами не бывают слишком хорошими. Я думаю, что мировое сообщество было бы гораздо более обеспокоено, если бы отношения между Россией и Китаем были плохими. Тот факт, что отношения между такими странами, как Россия и Китай, развиваются в положительном направлении, говорит лишь об очередном показателе мировой стабильности. Более того, отношения России и Китая не направлены против интересов какой‑либо третьей страны. Мы бы хотели строить дружеские взаимоотношения со всеми участниками международной системы включая Соединенные Штаты Америки. Также я должен сказать, что уровень торговли между США и Китаем гораздо выше, чем уровень торговли между Россией и Китаем. Мы бы хотели достичь того уровня торговли, который существует между Америкой и Китаем. И это естественно, потому что Китай и Россия имеют 1000 километров общей границы.
Вопрос: Каким образом можно добиться того, чтобы люди за рубежом поняли, что Россия должна действовать, исходя из своих собственных интересов и интересов своего народа, а не по прихоти и советам других?
Ответ: В последние годы в России достигнуто общественное согласие относительно системы национальных интересов – таких, которые мы должны отстаивать, в том числе в сфере международной политики, прежде всего это создание благоприятных внешнеполитических условий для обеспечения надежной безопасности и успешного социально-экономического развития страны. Но точно того же хотят для своих государств и народов наши партнеры, тем более что единственная возможность эффективно противостоять новым вызовам и угрозам, таким как международный терроризм, организованная преступность, наркоторговля, а также распространение оружия массового уничтожения, – это действенное объединение наших усилий. Это предполагает необходимость учета интересов всех государств: и больших, и малых, а также мирового сообщества в целом.
В то же время приходится считаться с тем, что современный мир – это мир жесткой конкуренции. Двойные стандарты и блоковые подходы – всё это часто мешает нашим партнерам объективно оценивать происходящее в России. И в этих условиях нам приходится проявлять твердость и последовательность в отстаивании собственных национальных интересов, при этом не скатываясь к конфронтации, а, наоборот, укрепляя диалог и сотрудничество. Мы осуществляем нашу фундаментальную политику интеграции России в мировую политику и экономику. И мы будем продолжать строить нашу внешнюю политику, руководствуясь национальными интересами и ответственным подходом к взаимодействию с другими участниками международного сообщества.
Вопрос: Какого рода инвестиции международного бизнес-сообщества Вы бы более всего приветствовали? Как можно обуздать бюрократию и коррупцию, чтобы увеличить приток иностранных инвестиций?
Ответ: Прежде всего, мы рассматриваем иностранный капитал как источник инноваций и новых рабочих мест, а также как одно из средств вывода депрессивных регионов и отраслей из застоя. В целом, мы видим иностранный капитал как путь объективного наращивания национальных конкурентных преимуществ. Такой подход существует во многих странах и не является чем‑то исключительным. Привлекая инвесторов, мы работаем в первую очередь на Россию, на ее интересы. Однако понимаем, что мы не можем силой привлечь инвесторов, поскольку деньги текут только туда, где есть выгода, где есть стабильность и перспективы развития.
Мы намерены создавать благоприятные условия всем инвесторам, но особую поддержку получат самые перспективные проекты. Мы заинтересованы в прямых инвестициях, способных обеспечить применение лучшего мирового опыта для модернизации устаревающих и создания новых высокотехнологичных производств, так чтобы мы могли разрабатывать и реализовывать конкурентоспособные продукты и услуги. К сожалению, основной объем иностранных инвестиций в России сейчас приходится на довольно узкий сектор экономики. При этом имеется и географический дисбаланс. Однако общий подъем промышленности России, принятие законодательства об особых экономических зонах открывают широкие возможности для запуска новых производств в Российской Федерации, прежде всего в секторе высоких технологий.
Одна из наших ключевых задач – модернизация инфраструктуры, и имеющийся международный опыт будет очень полезным в выполнении этой задачи. Мы не намерены препятствовать и совместному освоению российских минеральных ресурсов. Тем не менее, такие проекты будут осуществляться в рамках российского законодательства, а контроль со стороны государства за их реализацией будет четко регламентирован. Другими словами, будут установлены понятные, единые и долгосрочные «правила игры».
Что мы действительно не приветствуем, так это перенос в Россию экологически грязных или технологически устаревших производств. Наша страна обладает всем необходимым, чтобы осваивать новейшие производства и технологии, развивать сферу набирающих силу новых информационных, финансовых и рекреационных услуг.
Что касается бюрократических препятствий, то здесь мы их последовательно и уже не первый год устраняем, сокращаем избыточные административные процедуры, совершенствуем законодательную базу и, конечно, делаем все возможное, чтобы максимально оградить иностранных партнеров от чиновничьего самоуправства.
И несколько слов о проблеме коррупции. Мы намерены продолжать борьбу с этим злом по всем направлениям, в том числе и внутри правоохранительных органов. И здесь я отмечу, что эффективность их работы в последние годы заметно повысилась. Это отчетливо видно исходя из статистики раскрытых коррупционных преступлений.
Вопрос: Вы говорите, что Вы добиваетесь создания благоприятной почвы для инвестиций и в другие секторы, помимо минеральных ресурсов. Но многие люди говорят, что Россия буквально «купается» в нефти.
Ответ: Россия всегда была богата нефтью, но далеко не во все времена у нее была сильная экономика. В настоящий момент наши валютные резервы растут с рекордной скоростью, что подчеркивает тот факт, что наша экономическая политика работает. При этом мы заинтересованы не только в накоплении денег, но и в сохранении целостности наших макроэкономических показателей. В этом состоит главное доказательство того, почему в России можно спокойно и легко работать: мы проводим очень ответственную экономическую политику. Мы убеждены, что благодаря тому что экономика поддерживается политической стабильностью, мы можем предложить нашим иностранным партнерам прекрасные условия для работы в России.
Вопрос: Ситуация в мире в целом довольно неспокойна. Что бы Вы посоветовали российской молодежи и молодым людям в других странах для достижения собственного успеха?
Ответ: Нынешнее поколение – не первое и не последнее, которое сталкивается с проблемами и сложностями, в том числе, международного характера. Всем известно, как много пережили народы мира в прошедшем веке, огромной трагедией которого была Вторая мировая война. Сегодня мы столкнулись с новой угрозой – терроризмом. К сожалению, никто, даже самые могущественные страны, не в состоянии отгородиться от неё. Борьба с международным терроризмом – наша общая задача, и молодежь не может стоять здесь в стороне, возлагая все надежды только лишь на действия государства. Убежден в том, что и молодежные организации должны задуматься над тем, какой вклад они могли бы внести в противостояние экстремизму, насилию, расизму и религиозной нетерпимости.
В наши дни молодежь – одна из самых активных и мобильных групп общества во всем мире. И не случайно именно молодые граждане выступают заинтересованными участниками международных гуманитарных, интеллектуальных и культурных проектов. Этому прежде всего способствуют современные информационные технологии, общие ценности демократии и свободы и открытая политика государств. Молодые люди могут сейчас свободно общаться, развивать деловые и дружеские связи. Всё это, безусловно, помогает им найти своё место в жизни, получить хорошее образование, реализовать свои возможности для достижения поставленных целей. И в то же время они могут внести свой вклад в развитие современного мира, его экономику и культуру.
Что касается конкретных советов, то я знаю один очень старый, проверенный временем секрет успеха. Его сформулировали наши предки еще сотни лет назад: «Терпение и труд всё перетрут». Уверен, что он актуален и сегодня.
Вопрос: У Вас замечательное чувство юмора. Но на Ваших плечах лежит вся тяжесть президентского долга. Всё же, наверное, бывают времена, когда Вы разочарованы и рассержены. Что Вы делаете в таких ситуациях, чтобы снова обрести хорошее настроение?
Ответ: Я просто работаю.