«Гавана Де Куба»: Ваша поездка на Кубу подходит к концу. Хотелось бы узнать, как Вы ее оцениваете. Хотелось бы услышать оценку основного содержания российско-кубинского политического диалога на этом новом этапе отношений.
В.Путин: В принципе я уже отвечал на подобный вопрос. Сейчас могу только повторить. Может быть, чуть подробнее сказать о вещах, которые и так хорошо известны.
За последние годы отношения между Кубой и Российской Федерацией находились, к сожалению, в состоянии стагнации, как по политической линии, так и по экономической. Мы ставили перед собой несколько целей. Первая – активизация отношений в политической сфере, расчистка завалов и определение перспектив сотрудничества между двумя государствами в экономической сфере. Я бы сказал, что наш визит на Кубу – это некоторая заявка на активизацию внешнеполитических усилий Российской Федерации на латиноамериканском направлении в целом. Россия понимает, что это соответствует ее национальным интересам, и здесь мы находим взаимопонимание с руководством Кубы. По политическим вопросам взаимоотношений между двумя государствами у нас не только нет никаких проблем – позиции Кубы и России по подавляющему большинству крупномасштабных вопросов международной жизни очень близки или даже совпадают.
Что же касается экономических вопросов, то нужно разобраться с тем хозяйством, которое нам досталось от прежних времен. Здесь много пока нерешенных проблем. Они связаны с тем, что экономические отношения между двумя странами развивались в течение длительного периода и были ориентированы на приоритеты, которые за последние годы перестали быть первоочередными как для Кубы, так и для России. Нам нужно понять, что делать с некоторыми объектами незавершенного строительства, в которые были вложены сотни миллионов долларов. Скажем, только на консервацию одного из недостроенных объектов – атомной электростанции – Россия истратила за последнее время около 30 миллионов долларов. Нам нужно понять, что мы будем делать с подобными объектами. Что, каждый год будем вкладывать деньги в консервацию? Или нужно отремонтировать этот объект. Или переоборудовать как‑то. Вот этим и должны будут заниматься в самое ближайшее время российские специалисты и кубинские коллеги и друзья.
Мы намерены активно развивать наше сотрудничество на традиционных направлениях. Вместе с тем готовы рассмотреть новые возможности, в том числе в высокотехнологическом секторе, в частности, в сфере телекоммуникаций. Здесь мы встречаем понимание наших кубинских партнеров.
В общем, можно сказать, что мы результатами работы удовлетворены и все поставленные перед нашей делегацией задачи перед поездкой в Гавану считаем достигнутыми.
«Си-Би-Си»: Прежде всего мы видим союз России и Кубы против той страны, которую вы оба квалифицировали как монополистическую державу, то есть Соединенных Штатов. Мы хотели бы знать, каковы цели Вашего визита в Канаду.
В.Путин: Я очень сожалею, но Вы, по‑моему, куда‑то не туда посмотрели. У нас нет союза России и Кубы, направленного против третьих стран. В том числе против Соединенных Штатов. Да, у нас есть расхождения по некоторым вопросам с Соединенными Штатами. Они хорошо известны. Мы, например, занимаем отличную от Соединенных Штатов позицию по Договору по противоракетной обороне и вообще по проблемам сохранения международной безопасности. Мы не считаем верным, кстати говоря, распространяемый в том числе и в Канаде тезис о так называемых гуманитарных интервенциях. Мы полагаем, что принцип суверенитета является незыблемым в современных международных отношениях. Это один из основополагающих принципов международного права, и его пока еще никто не отменял. Во всяком случае, это предмет для дискуссии. Мы считаем, что для того, чтобы мир был более сбалансированным, он должен учитывать интересы как бедных, так и богатых стран. И нужно постепенно, аккуратно размывать отношения негативного характера, как я уже вчера говорил на пресс-конференции, между «золотым миллиардом» и всем остальным человечеством. И по этому вопросу мы находим понимание не только в развивающихся странах, но и в целом ряде высокоразвитых индустриальных государств. Повторяю, у нас нет никакого союза с Кубой, направленного против третьих стран. Есть вопросы, которые обоснованно могут быть положены на стол в качестве предмета для дискуссии, но не более того.
Что касается Канады, то Канада является практически нашим соседом через северные широты, у нас очень много общих проблем, и экономических и политических. Кстати, к ним относится и проблема сохранения баланса сил и сложившейся системы международной безопасности. Наши мнения здесь с Вашей страной очень близки. Должен отметить, что и с Соединенными Штатами продолжается позитивный диалог в этом направлении. Мы подготовили Меморандум об обмене информацией о пусках ракет, и я очень надеюсь, что в самое ближайшее время он будет подписан. Во всяком случае, сегодня я подписал соответствующий документ, дающий право подписания этого Меморандума Министру иностранных дел России.
Что касается экономических вопросов, то здесь нам с Канадой есть над чем работать. Хочу отметить, что, скажем, уровень товарооборота с Канадой у России меньше, чем с Кубой. С Кубой у нас торговый оборот 930 миллионов долларов, а с Канадой – 600. Как у нас говорят, это ни в какие ворота не лезет. Потому что это не соответствует возможностям ни Канады, ни России. У нас ведь есть тоже вопросы, которые являются предметом дискуссии. Скажем, антидемпинговые расследования в отношении ряда товаров российского происхождения. К сожалению, в некоторых странах, в том числе и в Канаде, отдельные отрасли экономики России до сих пор признаются нерыночными. Мы не видим никаких оснований для решений подобного рода. Не считаю, что это нужно драматизировать. Напротив, еще раз говорю, мы очень позитивно оцениваем возможности развития двусторонних отношений с нашим давним партнером, соседом по северным широтам.