Д.Медведев: Уважаемые коллеги!
Мы собрались на совместное заседание Государственного совета и Комиссии по реализации приоритетных национальных проектов. Совместное заседание, по сути, в таком формате в первый раз проходит. Собрались для того, чтобы обсудить различные аспекты государственной политики по поддержке семьи, материнства и детства.
Мы часто используем такую расхожую, но от этого не менее значимую фразу: «Дети – наше будущее». Это верные, точные слова. И в праздничные дни принято говорить о будущем исключительно в оптимистических тонах. Я бы тоже хотел эту встречу, нашу сегодняшнюю встречу, наше совместное заседание провести так, чтобы никого не огорчать. Но до Нового года остаётся ещё несколько дней, и у нас сегодня рабочий день, мы встретились не ради того, чтобы поздравить друг друга с Новым годом, хотя мы это сделаем, конечно. Мы поговорим о нескольких вещах, поэтому я считаю правильным изменить сегодняшнюю повестку дня, чтобы сказать о том, без чего не может быть никакого будущего ни у нас, ни у наших детей, может быть, о главном национальном приоритете, без которого не может развиваться нация, о важнейшей задаче и для Государственного совета, для государственных структур, без решения которой невозможно сохранение и развитие самого государства. Это общее дело, в которое на практике включены миллионы наших людей, включены все мы на бытовом, общественном, политическом уровне. Что это за дело? Это поддержание гражданского мира, межнационального и межконфессионального согласия в нашей стране.
Я не буду напоминать о том, что наше государство было создано трудом многих народов, но это именно так. Люди разных религий, люди разных культур год за годом, по сути, век за веком строили нашу огромную страну. Вы знаете, что эта история была всегда сложна и неоднозначна, в том числе и новейшая история. Здесь не нужно ничего приукрашивать. Мы должны исходить из реалий, тем более что нигде в мире пока не найден рецепт абсолютной социальной гармонии. Но нельзя отрицать и того факта, что Россия является воистину уникальной страной, имеющей бесценный и, пожалуй, неповторимый опыт. Этот опыт заключается в том, что в отличие от многих других стран, от многих других федераций народы нашей страны в значительной мере сохранили и обычаи, и язык, и свою религию. И при этом обрели политическое и культурное единство в составе одного из самых мощных государств мира. Такое сочетание единства и многообразия в целом делает нас сильной и влиятельной нацией. Но это состояние не является раз и навсегда данным (достаточно вспомнить события конца 80-х годов, достаточно вспомнить, что произошло с Советским Союзом), такого рода гармония достигается повседневными систематическими усилиями всего общества, всех органов власти.
Давайте зададимся вопросом: продуктивны ли наши усилия на этом направлении? И здесь нужно сказать прямо: межнациональные отношения во многих регионах нашей страны являются напряжёнными. Напомню, что Россия находится на втором месте после Соединённых Штатов Америки по количеству прибывающих из‑за рубежа мигрантов. С одной стороны, это говорит о том, что наша страна привлекательна, что с ней связывают надежды на лучшую жизнь миллионы людей из других стран. И, наверное, это неплохо для нашей самооценки. Но, с другой стороны, такое демографическое давление извне порождает огромное количество проблем, как и в других странах, кстати. Кроме того, с каждым годом в силу того, что мы современное государство, развивающееся государство, в целом растёт уровень жизни, увеличивается внутренняя миграция и на глазах меняется этнический баланс многих территорий, тот баланс, который на самом деле складывался подчас веками.
Мы здесь не уникальны. Аналогичная ситуация происходит во многих экономически развитых и относительно благополучных регионах мира. И надо признаться откровенно, эти изменения происходят подчас весьма болезненно. Возникают конфликты на межнациональной почве. Обострению этих конфликтов способствуют политические экстремисты и просто обычные уголовники. Но для России межнациональные конфликты смертельно опасны. Смертельно опасны! Где бы они ни происходили: на Кавказе, в Поволжье, в Сибири или в Москве, они подрывают основы нашего общества.
Тем не менее мы с вами знаем, что работа по вопросам межнациональных отношений никогда не относилась к приоритетам региональной деятельности, она обычно отнесена на второй план, а зачастую носит просто имитационный характер. Мы помним, что было в Кондопоге некоторое время назад. Очень близкие события произошли недавно в Москве. Ну и что, у нас никто не знал о миграционных процессах, о коррупции, о влиянии криминалитета на молодёжь? Можно задавать вопросы о том, где были соответствующие структуры Федерации, муниципалитетов, территорий, где были Министерство внутренних дел, Минрегион, Минздравсоцразвития, Министерство образования и науки, Министерство спорта и туризма, Министерство обороны. Но на самом деле, может быть, я даже перечислил не всех, кто отвечает за миграционную и демографическую политику, за межнациональные отношения, за патриотическое воспитание, за гражданское воспитание, за работу с молодёжью, за обеспечение общественного порядка. Вот у нас как много различных структур!
После возникновения тех или иных проблем всегда возникает предложение создать новую структуру, ещё одно министерство, скажем так, очередной «миннац». Но я напомню, что деятельность подобных органов в прежних ситуациях, в прежней жизни никогда чем‑то выдающимся не отличалась, они никогда не были особо эффективны. Поэтому хотел бы вам сказать, что мы не будем по этому поводу создавать новых структур. Нечего плодить новых бюрократов, начальников с «мигалками» и соответствующие аппараты. Надо браться за работу самим – всем, кто присутствует в этом зале. И именно поэтому я считаю правильным обсудить эту тему и выполнять свои прямые обязанности.
Что я считаю необходимым сделать.
Первое. Всем руководителям регионов взять под личный контроль вопросы межнациональных и межконфессиональных отношений, вопросы воспитания терпимости и правовой культуры.
Второе. Руководителям республик, руководителям территорий наладить работу с национальными общинами в других регионах, оказывать содействие нормализации межэтнических отношений.
Третье. Правительству Российской Федерации оценить качество программ и методик гражданского воспитания школьников и студентов, внести предложения по их корректировке. Совместно с регионами систематизировать и расширить работу по созданию современной структуры для организации досуга молодёжи, прежде всего подростков, подростков из разных, в том числе неблагополучных семей.
Четвёртое. Правоохранительным органам жёстче перекрывать каналы нелегальной миграции, перенимая, кстати, в необходимых случаях опыт других государств. У них хороший опыт, давайте обратим на это внимание. Без промедления пресекать всякого рода попытки разжигания межнациональной розни и провоцирования беспорядков. Пресекать жёстко, церемониться не надо. Напомню, что у преступников нет национальности. Их надо изолировать и наказывать, не вдаваясь в тонкости этнографии и социологии, не деля их на более близких и чуждых, как это иногда происходило в нашей с вами общей истории.
И ещё, уважаемые коллеги, на первом месте в работе по поддержанию гражданского согласия, конечно, должен быть диалог, общение, сотрудничество, просвещение, терпеливое и кропотливое, подчас, может быть, очень сложное сближение позиций (по миллиметру буквально нужно стараться этого достигнуть) и только в крайнем случае – принуждение. В то же время ни в коем случае нельзя заигрывать с теми, кто диалога не хочет, кто действует враждебно в отношении всего общества. Бессмысленно протягивать руку тому, кто её никогда не пожмёт. Мы не можем позволить различного рода недоумкам разрушить наш общий дом. Тем более не они его строили и не они здесь хозяева. Никакие особенности национального характера, обычаи, никакие социальные проблемы не могут оправдать хамство, вандализм, насилие и погромы. Никакие! Никакая плохая наследственность не является объяснением.
Все государственные служащие, на каком бы посту и в каком бы регионе они ни служили, должны действовать в интересах народа в целом, а не его отдельных групп. Подчёркиваю: народа в целом!
Ещё раз хотел бы повторить, что люди, облечённые властью, не имеют права занимать одну из сторон в каком бы то ни было межнациональном конфликте. Власть должна быть объективна и справедлива. И это не вопрос популярности, не вопрос эмоций. Мы с вами должны помнить, уважаемые коллеги, что последствия такого популизма могут быть катастрофичны.
Уважаемые коллеги! Мы живём в эпоху глобальных перемен, перехода на новый технологический уровень, колоссальной мобильности, гигантской мобильности и небывалой быстроты перемещения людей, знаний, товаров, услуг и абсолютно беспрецедентной информационной открытости. Даже события последнего периода показали, что зачастую даже правоохранительные органы ещё не в курсе того, что происходит, а информация об этом уже висит в интернете, передаётся по иным каналам связи. Надо к этому привыкать, надо учиться с этим работать. Это, конечно, труднее, чем в превентивном плане что‑то отрабатывать, какие‑то сценарии. Но это данность, и не только в России, конечно, в других странах тоже.
Современное общество живёт очень сложной, очень напряжённой жизнью. Это напряжение даёт энергию для экономического и культурного роста. И сила современных обществ (не только российского общества, российского в особенности, наверное) заключается в их многообразии. Мир вряд ли будет когда‑либо простым и спокойным. Да он и не был таким, кстати сказать. Были свои проблемы. Они просто не были так глобальны. Но то, что сейчас происходит, – это плата за развитие. И мы должны помнить, что никакие границы, никакие стены, никакие барьеры не остановят взаимное притяжение народов, традиций, культурных традиций и возможностей, которые существуют. Не закрыться. Поэтому все народы должны учиться жить вместе. Это трудно. Но, кстати сказать, в нашей стране к этому не привыкать.
Наша страна действительно по‑настоящему многонациональная. И мы с вами это хорошо знаем. Здесь в зале присутствуют представители самых разных национальностей, которые руководят соответствующими территориями, самых разных национальностей. И мы обязаны беречь наше межнациональное согласие, чтобы человек любой национальности уверенно чувствовал себя в любом регионе нашей страны и чтобы наши дети жили в мирной и процветающей России.
Поэтому наряду с программами по поддержке детства, о которых было сказано немало, да и сделано, в общем, кое‑что как минимум, и даже эффект определённый есть (мы можем записать в свой актив то, что делается последние лет пять), я хотел бы, чтобы прежде всего присутствующие здесь обратили внимание на ту тему, с которой я начал. Поэтому у меня есть предложение не заслушивать доклады рабочей группы. Они есть, они розданы, они добротные, они находятся в русле Послания Президента Федеральному Собранию.
Давайте в откровенном ключе обменяемся мнениями по вопросам межнационального согласия и по вопросам, естественно, демографической политики, потому что на самом деле эти вопросы, вопросы межнационального согласия, диалога, гарантий для детства, гарантий развития правильного демографического тренда очень взаимосвязаны в нашей стране. Мы это с вами прекрасно понимаем.
Давайте начнём работать. Предлагаю дать слово мэру Москвы. Сергей Семёнович, пожалуйста.
С.Собянин: Дмитрий Анатольевич! Уважаемые коллеги!
Абсолютно логично то, что проблемы демографии, проблемы материнства и детства напрямую связаны с дальнейшим воспитанием наших детей. Важно не только оказать помощь ребёнку в грудном возрасте, но чрезвычайно важно воспитать его так, чтобы он стал настоящим гражданином России.
В Москве намечены, конечно, программы развития здравоохранения в целом и, в частности, детского здравоохранения, там достаточно проблем. И мы сегодня с Правительством Российской Федерации активно дорабатываем данную программу, и большая часть ресурсов будет направлена именно на детское здравоохранение.
Вы недавно были в детском дошкольном учреждении Москвы, и мы наметили внятную программу решения проблем, связанных с дошкольными учреждениями. Ряд Ваших поручений уже выполнен.
Тем не менее та тема, которую Вы обозначили, чрезвычайно актуальна для Москвы, может быть, даже более актуальна, чем для любого другого города, потому что это мегаполис, потому что в некоторых районах Москвы уже сегодня проживает от 10 до 20 процентов граждан неславянской внешности. И любые конфликты, как показал опыт, могут дестабилизировать ситуацию во всём городе. Москва является центром притяжения в момент напряжения политического, межнациональных конфликтов, притяжением всяческих экстремалов, хулиганов и просто любителей острых ощущений со всей страны. Когда происходили известные события, к нам потянулись и граждане с Северного Кавказа, из Тульской области, с Урала и так далее. Поэтому то, что происходит здесь, конечно, непосредственным образом влияет на обстановку в целом.
Что касается локальных, такого рода несанкционированных вопросов, связанных реально с массовыми беспорядками, здесь рецепт один: жёсткие меры, которые пресекают эти вещи, и дальнейшие разборки с каждым их участником. Но мы отдаём себе отчёт, что одними силовыми методами эти проблемы не решить. Нужна системная работа на всех уровнях.
Если мы говорим о воспитании, то, конечно, начало этого воспитания должно закладываться и в детском дошкольном учреждении, и в школе, и в вузе. Но если в детском дошкольном учреждении у нас есть воспитатели, которые говорят ребёнку, что хорошо, а что плохо, то в школе об этом говорят уже гораздо меньше. Более того, в системе оплаты учителей вопросы, связанные с воспитанием детей, практически отсутствуют или присутствуют, но совершенно невнятно. Нет ни показателей этой работы, ни материальных стимулов, ни ответственности. И это, конечно, вопрос, который требует системной проработки. Он на самом деле не так сложен, но тем не менее к нему нужно подходить системно. И в воспитательной работе, уже в школе, конечно, одними из главных вопросов должны закладываться вопросы о межконфессиональной и межнациональной терпимости.
Когда ребёнок переходит дальше, поступает в вуз, там уже вопрос воспитания вообще отсутствует как принцип. И, мне кажется, это тоже неправильно. Даже в ситуации происшедших эксцессов в Москве далеко не все руководители высших учебных заведений адекватно реагировали на наши просьбы об индивидуальной работе со студентами. Характер понимания тех задач, которые стоят перед высшей школой, общий. Конечно, правильно, главная задача его – давать знания. Но тем не менее в условиях сегодняшней ситуации, в условиях нашей страны, мне кажется, что и вопросы воспитания, работы со студентами, их занятия и спортом, и прикладными какими‑то видами, техническими и так далее – это всё‑таки тоже должно быть не последним делом.
У нас сегодня достаточно много общественных организаций. Среди молодёжи очень популярны организации больше экстремистской направленности, в том числе и фанатские клубы, и радикальные общественные организации. Но общественных организаций, которые борются с экстремизмом, религиозной и национальной нетерпимостью, практически нет, их никто не культивирует. Мне кажется, это то направление, которым мы должны заниматься.
Работа с землячествами ведётся. Она есть и в Москве, и в других регионах. Но в значительной степени она формальна и с формальными лидерами. А в землячествах есть неформальные лидеры. Те, которые реально влияют на ситуацию. Мы не должны себя обманывать формальным проведением собраний с национальными диаспорами и землячествами, а выходить непосредственно на тех людей, которые реально внутри влияют на ситуацию. Мы это для себя поняли и сделали выводы.
И конечно, помимо общей работы со всеми и постоянно необходимо персонифицировать работу с подростками, которые попали в поле зрения во время эксцессов, которые происходили в Москве, и массовых беспорядков. И здесь никакого общего рецепта быть уже не должно: это индивидуальная, персональная работа и с подростком, и с родителями. Мы такую работу организовали. И сегодня со всеми без исключения детьми школьного возраста, попавшими в поле зрения, их родителями – со всеми уже ведётся такая работа. Часть подростков, у которых руки чесались повоевать, попрыгать и поразмяться, с удовольствием пошли бы, например, в армию служить. Это тоже один из таких ходов, которые я считаю вполне приемлемыми, если у человека много энергии и у него подошёл призывной возраст. Более того, я думаю, что, может быть, послать человека на дополнительные сборы. Но это вопрос, связанный с теми, кто уже попал в поле зрения и вызывает серьёзные опасения.
Что касается ближайших планов. Перед нами зимние каникулы. Сегодня все школы Москвы в постоянном режиме должны быть центрами спортивных мероприятий, общественных мероприятий и должны полностью работать с детьми в этот период.
Что хотел бы сказать по другим, общим вопросам. Вы абсолютно правильно сказали, что мы сегодня начали уделять внимание пропаганде терпимости межрелигиозной и национальной в средствах массовой информации, в интернете. Там всё гораздо жёстче и активнее. Мне кажется, разворот наших действий в сторону интернета совершенно обоснован и необходим.
Что касается миграционных процессов. Сегодня в Москве официально зарегистрировано 250 тысяч трудовых мигрантов, а фактически находится несколько миллионов. Мне кажется, надо вернуться к идее, которая была изначально, о том, чтобы максимально легализовать миграционный поток, который у нас есть. Мы в период кризиса резко начали уменьшать количество официальных квот для мигрантов, это было совершенно обоснованно. Но мне кажется, что нам надо ответственно понять, сколько трудовых мигрантов нужно стране, сколько их реально находится в стране и как мы их учитываем. В противном случае у нас миллионы мигрантов находятся непонятно в каких условиях, и любой нелегальный мигрант, конечно, непонятно где живущий и непонятно кем опекаемый, сам является источником повышенной опасности с точки зрения и экстремистских проявлений, преступных проявлений и так далее.
В Москве наметили комплекс мероприятий по данной работе, в среду собираемся на координационном совещании, которое Вы учредили своим указом, принять этот комплекс мероприятий. Спасибо.
Д.Медведев: Спасибо, Сергей Семёнович.
В таком составе мы первый раз собираемся после подписания мною указа о создании соответствующих координационных советов при губернаторах для борьбы с преступностью. Всё, что я говорил, все поручения, которые я давал, естественно, должны быть исполнены в установленные сроки, и такие координационные советы должны возникнуть в каждом регионе. Это, собственно, была ваша идея, во всяком случае, части губернаторского корпуса, для того чтобы более активно обсуждать с правоохранительными ведомствами текущую криминогенную ситуацию, естественно, и вопросы межнационального и межконфессионального мира. Это элемент общей социальной ситуации.
Пожалуйста, кто хотел бы продолжить? Не стесняйтесь. Пожалуйста, прошу Вас.
Н.Белых: Спасибо, Дмитрий Анатольевич, за приглашение к откровенному разговору. Естественно, не готовились, наверное, к нему, доклады не делали. Но я бы хотел сказать о том, моё мнение, что в рамках борьбы с националистическими проявлениями, в рамках борьбы с межконфессиональной рознью нам крайне важно в качестве соучастника этого процесса всё‑таки привлекать общественность. Потому что функции государственного регулирования – это очень важно, безусловно, но мне кажется, что общественная инициатива в данном случае является не менее, а на каких‑то этапах, может быть, и более важной.
Так получилось, что я вчера присутствовал на Пушкинской площади, где были именно по общественной, частной инициативе граждане, которым небезразлично то, что происходит в Москве. И, к моему большому сожалению, я не видел там представителей власти, кроме милиции. Я видел там большое количество режиссёров, актёров, художников, представителей интеллигенции, Сергей Гурьев там был, а представителей власти я там не видел. А люди собрались абсолютно искренние, искренне волнующиеся за то, что происходит в стране. И мне кажется, если мы как‑то будем разделять, что есть функции государственного регулирования, а есть некая общественная инициатива, которая живёт сама по себе и властью не поддерживается, я думаю, что эффект будет не таким, каким бы он мог быть.
Мне кажется, что мы должны, может быть, необязательно в рамках этого заседания, но как‑то дать сигнал всё‑таки гражданскому обществу о том, что у нас могут быть споры и дискуссии по разным вопросам политическим, общественным, но по теме борьбы с национализмом у нас позиция общая. И, соответственно, любые инициативы, от кого бы они ни исходили, если они действительно искренние, если они направлены на те цели, о которых мы здесь говорим, они должны быть властью поддержаны, хотя бы формально, то есть хотя бы своим присутствием на подобного рода мероприятиях.
Д.Медведев: Спасибо. Если я правильно Вас понял, всё‑таки один представитель власти был, потому что губернатор – это представитель власти.
Н.Белых: Я просто не мог не прийти на это мероприятие, потому что для меня эта тема действительно важна.
Д.Медведев: Понятно. Насчёт представительства общественности, я думаю, что всем очевидно, эту проблему вообще невозможно решать в отрыве от общественной ситуации, от диалога с гражданским обществом, с лидерами гражданского общества, с теми, кто определяет общественное мнение, с элитами, самыми разными причём. Это непростая вещь, но этим нужно заниматься. И, кстати, действительно, иногда и позицию гражданскую проявлять нелишне.
У меня попросил слово Министр образования и науки. Пожалуйста, Андрей Александрович.
А.Фурсенко: Спасибо, Дмитрий Анатольевич.
Я хотел сказать, что воспитание, может быть, даже в первую очередь это работа, это требование к тому, что все ребята, в том числе молодые ребята, должны делать, и хорошо делать, своё дело. Если учёба ориентирована только на подготовку к экзамену, причём одному за всю жизнь, а не на учёбу, на получение знаний каждый день, то, конечно, остаётся огромное количество времени заниматься чем угодно, но не главным делом для молодёжи.
У нас сейчас всё‑таки меняется ситуация, и действительно спрос на знания происходит, это в том числе благодаря принятию новых стандартов образования, в которых составная часть – это как раз требования по воспитанию. Но воспитание вряд ли может быть достигнуто только ещё одним дополнительным уроком, где будет рассказываться о том, как надо себя вести. Это в первую очередь очень жёсткое требование того, что человек должен всё время учиться, потому что если это не так, то учащиеся будут заниматься чем угодно, но не основным своим делом.
Конечно, это связано с тем, что зачастую учиться неинтересно. Это связано с педагогами. Мы, Дмитрий Анатольевич, за последние две недели после событий собрали всех министров образования регионов, а в субботу – ректоров ведущих вузов. И одна из главных тем была именно та, которую Вы сейчас подняли. Может быть, не совсем в той, достаточно жёсткой постановке, которая сейчас прозвучала, но в принципе в этом же направлении, что главная задача – это, во‑первых, персональная ответственность даже не министров, а тех, кто непосредственно общается с детьми (директоров школ, учителей, преподавателей вузов), чтобы это не заканчивалось только уроком. И на сегодняшний день соответствующие предложения есть. Но если мы вместе с нашими коллегами из регионов не будем регулярно встречаться с преподавателями, регулярно встречаться с руководителями образовательных учреждений, я боюсь, что ничего не получится.
Мы разрабатываем определённые предложения. Да, спорт – очень хорошо, но ещё раз говорю: если не будет чёткого понимания того, что самое главное дело тех, кто находится в учебных учреждениях, – это хорошо учиться, учиться каждый день, то всё равно найдут своё место, свою лазейку и националисты, найдут своё место и люди, которые призывают к асоциальным действиям. Поэтому первое и главное – повышать, очень жёстко повышать требования к учёбе. Мы думаем, что если это сделать, то это многие проблемы (не все, но многие проблемы) может решить. Спасибо.
Д.Медведев: Спасибо, Андрей Александрович.
Пожалуйста, Рустэм Закиевич [Хамитов, Президент Башкирии].
Р.Хамитов: Дмитрий Анатольевич, наши последние опросы общественного мнения, буквально декабрьские, показывают, что только 1,5 процента населения озабочены национальными вопросами. На первых местах, понятно, безработица, заработная плата, жильё. В нашей многонациональной республике всего лишь 1,5 процента ставят вопрос о том, что есть какие‑то деформации в межнациональных вопросах. Тем не менее мне в практической работе минимум 30 процентов времени приходится заниматься проблемами межнациональных отношений. Потому что на самом деле это, я бы сказал, тлеющая проблема, которая в любой момент может стать острой, и есть любители подуть на эти угольки, кстати говоря, и у нас в республике. И они зашевелились после того, как прошли известные события в городе Москве.
Хочу сказать, что не все острые углы были сглажены в предыдущие годы в этих вопросах. Сейчас начали (я откровенно говорю об этом) «вылезать», по‑другому не скажу, вопросы принудительного изучения языков в республике, продвижения по службе исходя из национальных особенностей. Карьера, возможность обучения за рубежом – это всё создаёт дополнительное напряжение в многонациональной среде, когда всё делается в угоду, может быть, одному или двум этносам. Я вижу (и мы видим со специалистами), что националисты сегодня сращиваются с религиозными экстремистами. Раньше существовали сами по себе, отдельно национальные движения и религиозные экстремисты. Сегодня они всё ближе. И на заседаниях разного рода национальных движений мы видим, что всё больше активность проявляют экстремисты религиозного толка. Это тоже очень проблемная вещь. И я хочу сказать, что много молодых ребят уже сегодня заражены этой болезнью.
Мы, со своей стороны, сделали следующее. Было министерство по делам национальностей, я его просто-напросто ликвидировал, и мы вопросы межнациональных отношений, межконфессиональных отношений перевели в администрацию главы региона. Я непосредственно каждый день занимаюсь этой темой, каждый день встречаюсь с лидерами башкирских национальных движений, татарских, русских, чувашских и так далее. Их у нас достаточно много. Более того, мы эти разрозненные и зачастую агрессивные националистические движения, сейчас уже можно сказать точно, смогли консолидировать на базе позитивных национальных движений. Всё‑таки мы переломили тенденцию, и этих активных сопротивленцев переводим в конструктивное, нормальное, позитивное русло.
У нас есть Башкирское спутниковое телевидение, которое вещает на близлежащие регионы. И на башкирском языке мы проводим буквально агитацию (не побоюсь этого слова) на соседние территории, обращаясь к нашим сородичам, которые живут в Пермской области, Оренбургской, Челябинской, со словами поиска мира, добра. Мы дали возможность выступать на нашем телевидении нашим религиозным деятелям, исламским деятелям. И, кстати говоря, это тоже хорошая и интересная практика. У нас на сегодняшний день эти передачи очень востребованы, потому что, ещё раз говорю, появляются экстремисты религиозного толка. Это очень большая опасность, когда они сращиваются с националистами разных направлений.
Я хотел бы просить Вас, Дмитрий Анатольевич, если это возможно, провести, может быть, заседание президиума Госсовета на эту тему. Можно у нас в республике, в Башкирии, в Башкортостане, с тем чтобы детально и подробно обсудить эту тему. Республика у нас многонациональная, мы с удовольствием, скажем так, поделимся своим опытом и расскажем о том, как мы сейчас ведём эту работу. Спасибо.
Д.Медведев: Спасибо, Рустэм Закиевич. Тема эта настолько многогранная, настолько сложная и зачастую непопулярная, что всё это заставляет меня думать о необходимости возвращаться к ней регулярно. Поэтому идею президиума Госсовета по соответствующей проблематике – естественно, уже подготовленного, не просто обсуждения, которое сейчас у нас с вами идёт, я считал это просто необходимым сделать, – я поддерживаю. Даю поручение Администрации подумать о том, когда, где и как его организовать. Вполне вероятно, что это можно сделать было бы, конечно, и в Башкортостане. Это вполне возможный сценарий.
Пожалуйста, Виктор Фёдорович.
В.Басаргин: Уважаемый Дмитрий Анатольевич!
Уважаемые коллеги!
Действительно, сегодня национальный вопрос важный, сложный вопрос, ещё и деликатный. То есть последствия недопонимания могут привести к тем событиям, которые в последнее время происходили в Москве.
Мне бы хотелось сделать буквально несколько предложений, связанных с тем, как надо сегодня начать возрождение той работы, которая велась в своё время по национальной политике.
Первое, уважаемый Дмитрий Анатольевич, – год назад Министерство регионального развития совместно с Администрацией [Президента Российской Федерации] готовило концепцию национальной политики. Скажу, что наше многонациональное государство (более 160 народов, более 200 языков и наречий) на сегодняшний день не имеет утверждённого документа, который бы регламентировал нашу политику в национальных вопросах. Мы его [концепцию] посмотрели, причём со всеми согласовали, и в итоге положили на полку. Откровенно (Вы призывали к откровенному разговору) скажу, что, может быть, документ не совсем отвечал требованиям сегодняшнего дня. Был подготовлен такой дежурный [вариант]. Поэтому, может быть, абсолютно правильно был отложен до определённого времени.
Считаю, что к этому документу надо обязательно вернуться в ближайшее время. Этот документ должен быть как раз предметом обсуждения на президиуме Госсовета. Этот документ должен в ближайшее время появиться как некий норматив для работы и разработки определённых программ в наших регионах, в наших субъектах.
Второе. Мы не так давно как раз обсуждали эти проблемы на Совете по национальной политике. Пообсуждали, поговорили, что есть проблемы. Причём озабоченность высказывали о том, что такой вопрос у нас сегодня существует. Но всё это осталось на уровне обсуждения. Одна из причин в том, что хотелось бы, чтобы председательство Совета по национальной политике было чуть-чуть приподнято.
Д.Медведев: А кто сейчас председатель?
В.Басаргин: Министр, который сегодня докладывает.
Д.Медведев: Понятно.
В.Басаргин: Я думаю, что это будет способствовать как раз решению проблем, которые накопились у нас по этому направлению. Это будет способствовать сегодня привлечению внимания к этой теме. Причём у нас есть наработки и учёных, и есть наработки общественности [по этим вопросам]. Здесь звучало мнение о том, что общественность уже принимает активное участие. Я думаю, что надо сделать такой шаг.
Ещё одно предложение. У нас сегодня программ, которые регулируют национальные вопросы, всего две. Это программа по поддержке коренных и малочисленных народов (с небольшим финансированием). Плюс у нас в рамках как раз коренных и малочисленных народов Севера, Дальнего Востока с учётом того, что мы выполняем программу по второму десятилетию, дополнительно выделено на проведение этих мероприятий 80 млн. рублей. И программа по поддержке российских немцев. Всё, других программ сегодня, касающихся сложнейшего вопроса, просто нет, просто не существует.
Мы сегодня проводим акцию «Народов много, страна – одна». Но чтобы выйти в средства массовой информации с объяснением этих вопросов, с проблемами по этой теме, за каждым таким обращением стоит огромная финансовая сумма затрат. О конфликтах в этой теме мы все говорим очень уверенно, а чтобы сказать о том, как решать этот вопрос, – никто не берётся за эту тему. Она неинтересная, скучная и, я ещё раз говорю, деликатная.
Мы разработали на сегодня два сборника, два атласа (очень красочных, красивых атласа) по нашим народам – это история наших народов, культура наших народов, история религий наших народов. И всё это рекомендовали для системы образования. Если бы я знал, что сегодня эта тема, я бы принёс эти атласы. Мы их рекомендуем для наших общеобразовательных учреждений. Это прекрасные книги, которые сегодня могут воспитать наших школьников.
И последнее. Программа по соотечественникам. Мы говорим о том, что сегодня очень много проблем с нашими мигрантами. Но сегодня мерой реализации этой программы мы сделали экономические вопросы: можем дать подъёмные, можем поддержать размещение, можем найти место для работы. И в этой связи оказалось, что программа практически не даёт возможности сегодня переезжать людям, которые в этом заинтересованы, сюда к нам для работы, причём специалистам, которых мы хотели бы привлечь в наш народно-хозяйственный комплекс.
Фактически сегодня мы утвердили порядка двух десятков программ по соотечественникам. Только в двух-трёх регионах эти программы работают [и есть трудности]. Вы знаете, что недавно и по Калининграду (нашему самому показательному региону) была проблема.
Поэтому я считаю, что надо начать с этих вопросов, надо эти вопросы в ближайшее время решить, чтобы сделать последующие шаги в решении этой сложнейшей темы.
Спасибо.
Д.Медведев: Виктор Фёдорович, насчёт руководства этой комиссией, здесь проблем нет. Пожалуйста, я поручение Правительству дам уровень приподнять её. Наверное, действительно было бы правильно, чтобы кто‑то из вице-премьеров возглавил её деятельность. Но работу в этом направлении неправильно сводить только к программам, под которыми есть те или иные средства. Конечно, это очень важное направление. Но работа по межнациональным отношениям должна быть гораздо более насыщенной и на федеральном уровне, и на региональном уровне. Это не только то, как деньги поделить, для того чтобы вылечить те или иные неотложные социальные болячки, их хватает, кстати сказать, и конфликтов скрытых хватает. Но это должна быть совсем другая работа, [которая] должна быть в центре внимания Правительства.
Поэтому слово Председателю Правительства – Владимиру Владимировичу Путину.
В.Путин: Спасибо большое.
Уважаемые коллеги!
Конечно, нам должно быть стыдно за то, что сейчас происходит. Вы посмотрите, мы же все родом из недалёкого прошлого. Ведь в Советском Союзе не было таких проблем с межнациональными отношениями. Советской власти удалось создать обстановку межэтнического и межконфессионального мира. Не было таких проблем, где бы мы ни жили. Мы с Дмитрием Анатольевичем родились и выросли в Ленинграде. Выросли. Я не помню, никогда не было, чтобы в Ленинграде были проявления какого‑то национализма. Да и в Москве наверняка не было такого, в других частях Советского Союза ничего подобного не было.
Я недавно разговаривал с одним из своих товарищей. Он сейчас живёт и является гражданином одной из независимых республик. Мы вместе учились в университете. Он вспоминал, как он оказался в русской деревне и там заболел, его как родного выхаживали. Ничего подобного не было из того, что мы сейчас наблюдаем в стране. Почему? Тому есть несколько причин. И первая заключается в том, что советской власти удалось создать некую субстанцию, которая оказалась над межнациональными и межконфессиональными отношениями. К сожалению, она была и носила идеологический характер. Это социалистическая идея. Даже придумали некую новую общность людей – советский народ. А у нас такого нет сегодня. Мы говорим: россияне, российский народ. Но это пока не то. Мы с вами не смогли найти эквивалента того, что было в Советском Союзе изобретено. И я думаю, что нам искать‑то далеко ходить не нужно. Есть только одно, что может заменить то, что неплохо работало раньше, – это общероссийский патриотизм. Просто мы с вами не используем его, не развиваем эту мысль, а подчас даже стесняемся её. А здесь нечего стесняться, этим гордиться нужно. Нужно, чтобы каждый человек гордился своей страной и понимал, что от успеха всей страны зависит успех каждого и наоборот. Но для того, чтобы это понимание пришло, над этим мы все должны работать.
Полностью согласен с тем, что было только что сказано. И на федеральном уровне, и на региональном мы с вами должны уделять этому внимание так, как этому уделяли внимание раньше. Ведь это не выпячивалось в повестке дня работы ни союзных органов, ни республиканских, но это всегда было одним из важнейших направлений в деятельности всех органов власти, а сегодня это ушло с повестки дня. Сегодня мы занимаемся важными делами и очень нужными: социальными вопросами, региональным продуктом, ВВП и так далее. А вещи такого характера, чувствительного и важнейшего для нашей страны, ушли из повестки дня. И мы, конечно, должны это вернуть в нашу повседневную работу, потому что важнее ничего нет, от этого зависит существование нашего государства.
При этом мы всегда должны делить тех, кто интересуется национальной культурой, хочет развивать национальный язык, и националистов, которые спекулируют на национальных чувствах. Кстати говоря, мы только что приняли постановление Правительства, которым выделили деньги на изучение национальных языков и русского языка во всех школах Российской Федерации.
Мы должны отличать и футбольных фанатов от радикалов, которые пытаются их использовать как пушечное мясо и вытащить на улицу.
Мы, конечно, должны продолжить борьбу с коррупцией. Очень важно, причём не только в правоохранительных органах, во всех органах власти и управления. Ведь людей что возмущает? Что органы власти не реагируют или реагируют со знаком минус, совершенно в другую сторону, защищают, крышуют подчас тех, кого наказывать нужно.
И, конечно, каждое преступление, особенно на национальной почве, всегда должно доводиться до логического завершения, до судебного решения.
Есть и конкретные предложения.
Во‑первых, нам, конечно, нужно продолжить совершенствование миграционной политики. Очевидно, здесь ещё многое нужно сделать и нужно использовать, конечно, опыт зарубежных стран.
Второе. Нужно продолжить совершенствование регистрации иногородних граждан в крупных населённых пунктах страны. Мы совсем недавно приняли решение о том, чтобы регистрация, скажем, в таком городе, как Москва, проводилась заявочным способом через интернет. Видимо, рановато мы перешли к таким либеральным формам регистрации граждан. Более того, нужно повысить ответственность за нарушение административного режима.
У нас в прежние времена была 196-я статья, если мне память не изменяет, за нарушение паспортного режима. Теперь у нас прописка отменена. Есть решение Конституционного Суда. Но в рамках этих решений повысить ответственность за нарушение административного режима возможно, вплоть до уголовной. И в этом случае на региональные органы власти ляжет определённая доля ответственности за то, что чтобы этот режим соблюдался, в том числе и в отношении тех лиц, которые будут переведены или выселены из крупных административных центров страны в те места, откуда они прибыли.
И, наконец, есть ещё одно обстоятельство, оно напрямую не связано с темой, которую Дмитрий Анатольевич поднял, но тем не менее связь очевидна. Это, конечно, вещь концептуального характера и подлежит дополнительному тщательному изучению. Что я имею в виду? Те печальные события, которые в Москве состоялись. Они начались с чего? С убийства футбольного болельщика. А кто его убил? Не просто выходец с Кавказа, не просто приезжий из Нальчика, из Кабардино-Балкарии, – рецидивист, человек, дважды судимый за тяжкие телесные повреждения и за наркотики, причём за наркотики второй раз в 2009 году, а в 2010-м уже попал в Москву.
Есть одно обстоятельство, на которое мы уже обратили внимание, и о чём бы я хотел сказать. Суды присяжных работают неэффективно, а в некоторых субъектах Российской Федерации решения судами присяжных принимаются по клановому, этническому принципу, а не исходя из тяжести содеянного тем или другим лицом. Поэтому считаю возможным подумать о том, чтобы в соответствии с Конституцией каждый гражданин Российской Федерации, если ему возможно назначение смертной казни, имел возможность воспользоваться судом присяжных, но перенести этот уровень на окружной, на уровень федерального округа.
Есть и другие варианты. Об этом нужно подумать. Безусловно, ключевой задачей в этой всей работе являются совместные усилия по воспитанию наших граждан в духе уважения к своей стране, с тем чтобы каждый из нас, как я сказал в начале, гордился своим Отечеством и понимал, насколько важно для всех нас объединять свои усилия вне зависимости от религиозной либо национальной принадлежности, чтобы укреплять наше единое государство.
Спасибо.
Д.Медведев: Я просто хотел бы, чтобы после сегодняшнего нашего неподготовленного совещания тем не менее были сделаны самые серьёзные выводы, потому что мы некоторое время назад собирались, по свежим следам я собирал правоохранителей, давал указания Министерству внутренних дел, прокуратуре, некоторым другим структурам. И я понял из выступлений некоторых наших коллег – руководителей регионов, что для них межнациональная политика – это некая абстракция. Ещё со времён Миннаца, который возглавлял Иосиф Виссарионович Сталин, это где‑то наверху, и на самом деле мы к этому не имеем отношения.
Уважаемые коллеги, я хотел бы прежде всего обратить ваше внимание на то, что за поддержание гражданского мира, согласия, межнациональные отношения отвечает не ФСБ с милицией, а регионы, потому что стычки, проблемы, преступность, убийства у вас совершаются. Конечно, от федеральной компоненты очень многое зависит, от силовых структур, но мы же понимаем, что эти проблемы вызревают не просто в каких‑то преступных анклавах. Нет, они вызревают на улице, в обычных домах. Стало быть, это общая забота.
Ещё раз хотел бы обратить на это ваше внимание. Это должно быть в поле зрения всех и каждого, всех присутствующих в этом зале, всех руководителей регионов. Не Басаргина, которому в силу служебного положения вменена координация по вопросам национальной политики, и даже не вице-премьера или премьера с Президентом, а всех присутствующих в зале. Иначе ничего не получится, иначе мы будем всё время думать о том, как было раньше и как стало сейчас.
Только что Владимир Владимирович, выступая, вспомнил Советский Союз, который действительно нашёл свою схему достижения определённого результата межнационального мира. Возможно ли повторение того, что было сделано в советский период? Мы с вами все реальные люди, понимаем: нет, невозможно, потому что Советский Союз был государством, построенным на идеологии и, скажем откровенно, очень жёстким государством. Россия – другая [страна], с этим связаны и наши дополнительные возможности, и наши проблемы. Если бы у нас были те возможности, которые были ещё 25 лет назад, скажем откровенно: руководство страны сейчас в этом зале эту тему бы не обсуждало, другие средства были бы применены где‑то эффективно, а где‑то нет. Судьба Советского Союза в этом смысле даёт самую лучшую пищу для размышлений.
Но нам действительно нужно вырабатывать новые подходы. И, несмотря на то что мы иногда улыбались, когда говорили о новой советской общности, народе, на самом деле эта идея была абсолютно правильной. Другое дело, что такие конструкции, такие общности не на бумаге возникают и не по велению президентов или генеральных секретарей. Это результат многотрудной работы общества, десятилетней. Вспомним, что ещё 40 лет назад в Соединённых Штатах Америки представители разных рас и национальностей зачастую сидели на разных лавках, а сейчас это весьма толерантное общество. И нам не нужно стесняться учиться. Но идея российской нации абсолютно продуктивна, и её не нужно стесняться.
Что же касается административных вопросов, я думаю, что здесь вся полнота власти есть и у Федерации, и в регионах. Конечно, вопросами регистрации, как и вопросами миграционной политики, нужно заниматься сообща. И регистрационная политика, и миграционная политика должна быть внятной, объяснимой людям. Мы не сможем сегодня заблокировать перемещение граждан по территории страны, но мы должны контролировать, что происходит. Мы не можем принимать решения о том, чтобы, скажем, представители одного этноса компактно проживали в одном месте, а представители другого – в другом.
Наша страна пришла в движение. Знаете, у нас могут, конечно, возникать новые конструкции, но сознательно заниматься формированием наших российских «чайнатаунов» мы не будем. Мы единая страна и должны понимать, что все должны учиться жить рядом друг с другом. Иначе ничего не получится, и сбудутся те самые скверные предсказания, которые в начале 90-х годов с большим удовольствием делались целым рядом иностранных аналитиков по вопросам Советского Союза. Вы помните, какую печальную судьбу они предназначили Российской Федерации. Кстати сказать, некоторые наши представители общественности и представители бизнеса, скажем прямо, не видели ничего страшного в том, чтобы наша страна разделилась на несколько кусков: «Так проще управлять, так быстрее деньги заработаем».
Это не только безответственные, это абсолютно преступные подходы, потому что если Советский Союз распался достаточно спокойно, то мы с вами понимаем, какие последствия могут быть для Российской Федерации в случае реализации подобного рода сценариев, которые когда‑то были подготовлены. Поэтому работать нужно по‑умному, применяя, естественно, и силу, и в необходимых случаях принуждение, но работать нужно «в поле», работать нужно прямо с людьми. Именно в этом плане у вас есть особые возможности, уважаемые коллеги, руководители субъектов Федерации. Несмотря на то, что все присутствующие в зале сейчас наделяются полномочиями на основании представления Президента соответствующими законодательными собраниями и все вы являетесь, по сути, частью президентской вертикали, тем не менее вы должны быть максимально близки людям, не стесняться общаться по самым разным вопросам. Никакого разрыва быть не должно. Это не должно быть связано с тем, каким образом происходит легитимация губернатора: прямым голосованием или на основании решения Президента, поддержанного законодательным органом. Я хотел бы, чтобы вы об этом помнили практически каждый день в своей повседневной деятельности.
<…>