Д.Медведев: Добрый день, уважаемые коллеги!
С кем‑то я уже успел сегодня пообщаться. У нас очень важная тема для встречи. Несколько дней назад я сказал, что собираюсь уделить ей самое пристальное внимание, считаю эту тему абсолютно президентской. Это тема социального обслуживания пожилых людей.
В ближайшем будущем я планирую принять целый ряд решений по улучшению качества обслуживания пожилых людей и, естественно, съезжу в целый ряд регионов, для того чтобы посмотреть, как всё выглядит.
Сегодня мы находимся здесь, в Курской области. Мы поучаствовали в ряде мероприятий, посмотрели некоторые объекты. В любом случае надо признаться, что за последнее время этим вопросам стало уделяться гораздо больше внимания, чем, скажем, 10–15 лет назад. Это одна сторона медали. Другая сторона заключается в том, что, конечно, пока ещё проблем очень много. Прежде всего это, конечно, финансовые проблемы, есть и человеческие проблемы, о которых тоже необходимо говорить.
Многие из сегодняшних пенсионеров, да почти все они, прошли очень сложный путь. В советский период воевали, восстанавливали страну после войны, трудились много. Очень сложными были 90-е годы, которые ударили по людям, которые создали негативный фон. И конечно, то, что сейчас происходит определённое восстановление, даже несмотря на кризис и несмотря на трудности, нам необходимо этот тренд развития обязательно сохранить. Тем более что людям пожилого возраста обычно гораздо труднее встроиться в общественные процессы. Необходимо помогать им, заниматься, если хотите, такой социализацией, тем более что для пожилых людей традиционной является такая печальная вещь, как одиночество и болезни.
Немалая часть обращений от людей в мой адрес как раз поступает от наших граждан старшего возраста. Они пишут о своих проблемах. Проблемы понятно какие. Это медицина, лекарства, трудности в оплате жилья, низкие пенсии – набор проблем, в общем, традиционный, даже несмотря на то, что мы определённым образом подтянули целый ряд выплат. Всё равно это непростая ситуация.
Ещё одна достаточно важная тема для людей пожилого возраста, для тех, кто трудится, – работа, потому что некоторые из них готовы, значительная часть из них готовы трудиться. Невостребованность тоже бьёт и по их материальным интересам, и по самочувствию.
Сейчас проехался по Курской области. Практически где бы мы с людьми ни разговаривали, в основном все вопросы вокруг этого крутятся. Значительная часть вопросов от пожилых людей, потому что им труднее всего. Да, и молодые, конечно, вопросы задают. Но всё‑таки молодым всегда можно ответить прямо: идите и работайте, если есть работа. А если нет подходящей для вас работы – ищите работу. И это отчасти будет справедливо: у нас огромный рынок вакансий. Что бы там ни говорили, конечно, хочется всем работать в чистом офисе, но надо признаться, что жизнь по‑разному устроена и зачастую нужно, засучив рукава, делать всё, работать в тех местах, где есть рабочие вакансии. К пенсионерам это отнести невозможно.
У нас очень важная тема для встречи. Несколько дней назад я сказал, что собираюсь уделить ей самое пристальное внимание, считаю эту тему абсолютно президентской. Это тема социального обслуживания пожилых людей.
У нас сейчас в стране около 40 миллионов пенсионеров. То есть, по сути, значительная часть нашего общества – это пенсионеры, это люди с богатым опытом, с большими знаниями. И конечно, задача государства – сделать так, чтобы использовать их потенциал, создавая стимулы и условия для их трудовой деятельности, разрабатывать программы занятости и труда для тех пенсионеров, кто готов работать. На сегодняшний день у нас в стране работает каждый третий пенсионер, но для подавляющего большинства пенсия является единственным средством существования. И нам нужно понять, как дальше будет развиваться социальная инфраструктура, структура, которая обслуживает этих людей.
Мы должны, естественно, дальше уделять самое пристальное внимание модернизации пенсионной системы, этим Правительство занимается очень серьёзно и глубоко, и в основном все решения приняты.
Мы должны повышать качество социального и медицинского обслуживания. Вопросы обеспечения пожилых людей лекарствами очень и очень важны. Сегодня о лекарствах мы говорили, потому что это важнейший фактор для того, чтобы люди чувствовали себя комфортно, для того, чтобы бороться с болезнями.
Рассчитываю, что сегодня вы мне расскажете о том, как в ваших учреждениях (я здесь обращаюсь уже к руководителям учреждений) решаются вопросы социального обслуживания. Некоторые учреждения я посетил. Они такие, в общем, живые, люди там в целом вполне довольные.
Но, во‑первых, так не везде, надо признаться честно. Есть образцовые заведения, а есть такие, ну, плохонькие. Во‑вторых, всё равно есть чем заниматься в любом социальном заведении, всегда есть возможности улучшить качество жизни и обслуживание пожилых людей.
Ещё одна тема. Мы привыкли к тому, что единственный источник социальных услуг, так исторически сложилось в нашей стране, даже не только в советский период, – это государство. Но вообще‑то во всём мире это не так. Государство, безусловно, важнейший партнёр по этому вопросу, важнейший субъект оказания поддержки пожилым людям. Государство осуществляет основные выплаты, государство оказывает социальные услуги, государство оказывает в ряде случаев медицинские услуги.
Но, безусловно, нужно подумать и об использовании других возможностей. Нужно думать над тем, чтобы заинтересовывать такого рода работой бизнес и те общественные структуры, которые готовы этим заниматься, хотя это и не просто. Мы, по‑моему, позавчера с Татьяной Алексеевной [Голиковой] на эту тему говорили. И говорили о том, что, конечно, в основном это неприбыльная сфера, но задача государства всё равно заключается в том, чтобы создать наиболее благоприятные условия для такой работы, снимать административные барьеры, которые существуют, в общем, вовлекать и бизнес-структуры в уход за пожилыми гражданами. Ещё раз подчёркиваю, потому что так устроен весь мир, и ничего зазорного ни для бизнеса, ни для общественных организаций в этом нет. Добровольческие всякого рода объединения, общественные структуры занимают своё место в той системе, в той структуре ухода за пожилыми людьми, которая создана в мире.
Будет правильно, если региональные власти вместе с бизнесом и неправительственными организациями найдут возможности для оказания не только основной поддержки, это всё равно будет задача государства, это очевидно, но и для оказания дополнительной помощи пожилым людям. Это создание сети социальных магазинов, они тоже в основном, конечно, дотируются за счёт государства.
Мы только что заехали в местный магазин в Курске. Там неплохой набор продуктов, которые дотируются из бюджета. Он позволяет создать нормальный сбалансированный рацион и позволяет помочь нашим ветеранам, которые не имеют достаточных источников для того, чтобы приобретать продукты в более дорогих магазинах.
Надо позаботиться о том, чтобы была возможность для переквалификации в том случае, когда пожилые люди этого хотят. Мы сегодня зашли, посмотрели, как занятия идут в университете. Там как раз пожилые люди занимались вопросами садоводства и огородничества, что на самом деле неплохо по двум причинам. Во‑первых, дополнительные знания никому не вредят, даже людям уже зрелым, а во‑вторых, это не просто занятия, это контакты, это общение, а общение – это продление жизни. Как они правильно сказали, в общем, для нас самое главное – это общаться. Тут, что называется, ни убавить, ни прибавить, это справедливо.
Но должна быть и та самая современная модернизационная часть, которой, как вы знаете, я довольно много внимания уделяю. Пожилые люди, точно так же, как и молодые, должны иметь возможность пользоваться телефонной связью, естественно, и мобильной телефонной связью, цифровым телевидением и даже интернетом, потому что многие из них готовы это делать, им это интересно. И это тоже контакты, особенно для тех, кто в силу здоровья, например, прикован к постели или к коляске и не очень может двигаться.
Транспортные услуги – тоже весьма и весьма сложное и важное направление, государственное направление, которым занимаются наши коммерческие организации. Поэтому транспортная поддержка, для того чтобы пенсионеры могли беспрепятственно доехать до больницы, до собеса, до пенсионного фонда, безусловно, это важное направление.
В то же время мобильные средства общения, мобильные средства получения данных, решения социальных проблем пенсионера, в общем, неплохо используются. Я сегодня в очередной раз посмотрел, как выглядит эта мобильная машина, которая, по сути, занимается тем, что просто с выездом на место полностью может оформить пенсию, произвести все перерасчёты и так далее. Это здорово, на самом деле здорово. У нас не только телемедицина должна работать, не только медицинские услуги, которые оказываются, допустим, или консультации на расстоянии. Самое главное такие государственные услуги получать либо через электронные средства, либо с выездом на место, потому что страна у нас большая и далеко не всегда пенсионер просто способен добраться до районного центра, для того чтобы пообщаться и решить свои проблемы.
Все задачи, что я перечислил, очень непростые. Но это не значит, что ими не нужно заниматься. Это не значит, что мы должны просто ждать, пока материальное благосостояние нашего общества вырастет, вырастут доходы бюджета, и только после этого мы приступим к решению неотложных задач по поддержке пожилых людей. Нужно делать это прямо сейчас. Да, может быть, мы не можем сделать очень быстрых и резких шагов, но давайте делать хотя бы по чуть-чуть, понемногу. Это тоже неплохо. И люди, кстати сказать, это очень ценят, потому что даже небольшие изменения к лучшему всегда людьми очень позитивно воспринимаются.
* * *
Т.Голикова: Уважаемый Дмитрий Анатольевич! Уважаемые участники совещания!
Прошу для удобства взять презентацию, которая находится у вас в материалах, и по ходу я буду информировать вас о слайдах. Но прежде чем проинформировать о ситуации и проблемах, которые у нас есть по направлениям, обозначенным в Вашем выступлении, Дмитрий Анатольевич, я бы хотела ещё раз сказать о том, в какой демографической ситуации мы сегодня находимся и какие перспективы нас ожидают в ближайшее время.
Хочу сказать (пожалуйста, слайд номер один), с 1991 года число лиц старше трудоспособного возраста увеличилось на 8,9 процента, их доля в общей численности населения возросла до 21,6 процента. Численность лиц в возрасте 65 лет и старше увеличилась на 21,2 процента. Сейчас, по среднему варианту прогноза Росстата, который мы имеем до 2021 года, доля лиц в возрасте 65 лет и старше составит 22 миллиона человек, в возрасте 80 лет и старше – 5,2 миллиона человек. Это свидетельствует о том, что нам необходимо в самое ближайшее время, именно в среднесрочной перспективе, уделить особое значение инфраструктуре, которая создаётся для этих категорий граждан. При этом следует иметь в виду, что эта категория граждан структурно представлена внутри тоже разными категориями: это люди очень активные (это первая категория), которые готовы и способны работать или принимать активное участие в общественной жизни; вторая – это одинокие или одиноко проживающие граждане, которые требуют определенных социальных услуг; и третья категория – это тяжелобольные люди, которые требуют паллиативной помощи включая медицинские и социальные услуги.
В этой связи основные направления, по которым мы работаем, – это направления, которые связаны с материальным обеспечением, включающим в себя пенсионное и социальное обеспечение, медицинское обслуживание, социальное обслуживание, и предоставление реабилитационных услуг, и, конечно, эффективное использование социального и трудового потенциала пожилых людей.
Я не буду говорить о международных документах, активным участником которых является Российская Федерация. Лишь обращу внимание на то, что принципы, которые определены Генеральной Ассамблеей ООН ещё в 1991 году в отношении пожилых людей, сводятся к следующему: независимость, уход, реализация внутреннего потенциала и достоинство. Вот это то, на чём базируются и те подходы, которые пытаемся мы выработать в рамках своей работы в сфере социальной политики и в сфере здравоохранения.
Буквально несколько слов, поскольку последнее время об этом много говорилось, о тех изменениях в пенсионном обеспечении, которые у нас произошли и которые, наверное, будут происходить. Это уже более интересная тема. Хочу сказать, что мы вчера на Правительстве рассмотрели проекты федерального бюджета и бюджета Пенсионного фонда. И сегодня мы можем сказать, что, исходя из того прогноза социально-экономического развития, который мы определили для себя на ближайшую среднесрочную перспективу, мы ожидаем, что средний размер трудовой пенсии по старости к концу 2013 года составит 10655 рублей (это третий, слайд, пожалуйста) и на 2,14 возрастет против 1 января 2009 года.
Хочу сказать, что, помимо пенсии, наши граждане получают ещё и единовременную денежную выплату, которая делится, исходя из разграничения полномочий, на федеральную и региональную, и дополнительное ежемесячное материальное обеспечение. Здесь тоже в отношении единовременной денежной выплаты, которая выплачивается за счёт средств федерального бюджета, бюджетами 2011, 2012 и 2013 годов предусмотрена соответствующая индексация с 1 апреля каждого года. И, в частности, с 1 апреля 2011 года она составит 6,5 процента.
Понятно, что не вся численность наших пенсионеров охвачена единовременными денежными выплатами. Это льготники, как правило. Их определённое количество на федеральном уровне и определённое количество на региональном уровне. И соответственно материальное обеспечение их складывается с учётом всех совокупных выплат.
Должна сказать ещё об одном немаловажном факторе. Когда в прошлом году мы принимали решение по пенсионному обеспечению, у нас 4,8 миллиона наших граждан имели пенсию ниже прожиточного минимума, который установлен в соответствующем регионе. Это, как правило, люди, которые не имели достаточного стажа и находились на социальной пенсии. На сегодняшний день таких граждан у нас нет, и сегодня либо федеральный бюджет в лице Пенсионного фонда, либо регионы Российской Федерации, там, где прожиточный минимум выше, чем по Российской Федерации, осуществляют социальную доплату.
Я хочу обратить внимание, что мы первый год работаем в такой системе, и регионы должны обратить внимание, что до 1 октября 2010 года они должны установить новый прожиточный минимум в каждом регионе для того, чтобы пересчитать федеральную и региональную социальную доплату на 2011 год. Пока, по той информации, которая есть у нас, эти законы, конечно, разработаны, но не всеми регионами приняты. И здесь очень важно, чтобы эта работа была осуществлена до конца финансового года, пересчёты были сделаны, чтобы с 1 января 2011 года всё работало без сбоев. При этом хочу обратить внимание, что органы Пенсионного фонда осуществляют соответствующую поддержку в этой части и методическое руководство.
Напомню также ещё и о первом Вашем Указе, Дмитрий Анатольевич, когда Вы вводили компенсационные выплаты лицам, осуществляющим уход за нетрудоспособными гражданами, и устанавливали эту выплату в размере 1200 рублей. По данным за 2009 год, численность таких граждан, которые получали эти компенсационные выплаты, составила 1,8 миллиона человек. Сейчас, за первое полугодие 2010 года, это уже 2 миллиона человек. И мы прогнозируем, что в 2011 году эта численность составит 2,5 миллиона человек, и сейчас в федеральном бюджете и в бюджете Пенсионного фонда заложены средства в объёме 40,4 миллиарда рублей, которые направляются на эту компенсационную выплату.
Кроме того, Пенсионный фонд в рамках своих полномочий до 2010 года включительно осуществлял социальную поддержку как самих социальных учреждений с точки зрения капитального ремонта, газификации, так и социальных выплат. Пожалуй, самый последний пример такого рода социальных выплат по 25 тысяч – это пострадавшим во время пожаров, и Пенсионный фонд затратил на эти цели порядка 23 миллионов рублей. Хочу сказать, что начиная с 2011 года схема несколько изменится. Обеспечивать эту выплату будет федеральный бюджет, и в федеральном бюджете на эти цели, на цели поддержки программ для пожилых людей и инфраструктуры для пожилых людей, будет предусмотрен миллиард рублей, и мы будем совместно с Пенсионным фондом администрировать эту выплату по соответствующему нормативному документу.
Следующий блок вопросов, на котором бы я хотела остановиться, – это, наверное, один из сложных блоков, это блок охраны здоровья пожилых людей (слайд номер 9), и привлечь ваше внимание к структуре наиболее часто встречающихся болезней и структуре смертности в пожилом возрасте. На сегодняшний день в структуре заболеваемости 36 процентов занимают болезни сердечно-сосудистой системы; далее, на втором месте, 7,4 процента – это болезни глаза и его придаточного аппарата; и затем идут болезни органов дыхания, органов пищеварения, злокачественные новообразования.
Что же касается смертности, то здесь абсолютным лидером являются болезни системы кровообращения. И смертность по этим причинам у граждан пожилого возраста составляет 67,6 процента. На втором месте стоят злокачественные новообразования – 15,2; и 3,5 процента – это внешние причины.
Почему я так подробно остановилась на эти данных? По двум из направлений, которые занимают лидирующее место (это сердечно-сосудистые заболевания и онкологические заболевания), мы уже начиная с 2008-го, а по онкологическим заболеваниям – с 2009 года ведём целевые направления национального проекта. В частности, по сосудистым заболеваниям за весь период существования этого направления нацпроекта смертность снизилась на 5 процентов. Но региональные и первичные сосудистые отделения, которые мы создаем в регионах Российской Федерации, безусловно, дают позитивные результаты.
К сожалению, я бы хотела отметить негативный момент, который проявился в прошлом году и ещё проявляется в 2010 году в отдельных регионах. Речь идёт о том, что в связи с серьёзными финансовыми ограничениями, которые были в 2009 году и в 2010 году, в ряде регионов Российской Федерации ещё не закупаются лекарственные препараты для проведения тромболитической терапии, которая проводится для больных с инсультом и инфарктом. И это принципиальная вещь. Мы неоднократно обращали внимание на то, что регионы, купив оборудование, создав эти центры региональные, подготовив соответствующие кадры, не имеют соответствующих лекарственных препаратов.
Я хочу сказать, что из 38 регионов, которые вступили уже в сосудистую программу, нас особо напрягает ситуация в Ульяновской области, Сахалинской, Иркутской и Смоленской областях, где ситуация именно с лекарственным обеспечением по этому направлению нам представляется тревожной, мы неоднократно обращали внимание руководителей регионов на это. Что касается онкологических заболеваний, то здесь пока итоги подводить рано, но тем не менее я хочу сказать, что впервые за первое полугодие 2010 года мы зафиксировали в Российской Федерации всё‑таки снижение смертности от онкологических заболеваний на 0,7 процента.
Не могу не сказать о проблеме, которая на устах и которая волнует достаточно большое количество наших сограждан, и многие из присутствующих здесь хорошо знают эту тему. Я уже сказала, что в структуре заболеваемости среди лидеров являются болезни органов пищеварения. Частично такая заболеваемость связана с тем, что у нас у значительного количества наших пожилых людей, извините, нет зубов. Раньше была льгота по зубопротезированию, сейчас эта льгота где‑то сохранилась в регионах, где‑то не сохранилась, но тем не менее этот факт имеет место быть. И нам неоднократно задавали вопрос, сколько вообще это могло бы стоить и как можно было бы эту проблему решить.
Могу сказать, что на сегодняшний день, по медицинской статистике, которую мы имеем, около 7 миллионов россиян старше трудоспособного возраста нуждаются в стоматологической помощи. Численность пожилых граждан, нуждающихся в экстренном зубопротезировании, составляет 800 тысяч человек, и ежегодно увеличивается где‑то на 90–100 тысяч. Для того чтобы каким‑то образом начать решать эту проблему, – я не говорю сейчас даже об источнике возможных расходов на эти цели, но первый год – это 16 миллиардов рублей и второй год и последующие годы – это где‑то по 2 миллиарда рублей, если иметь в виду консолидированный бюджет Российской Федерации.
Д.Медведев: А каким образом её можно было бы решать при наличии денег?
Т.Голикова: Мы обсуждали разные подходы по этому вопросу. Безусловно, всё зависит от источника финансирования, который определён, что будет определён или мы хотим определить. Возможным механизмом этого могло бы стать некое подобие родового сертификата, когда человек получает, идёт в стоматологическую клинику…
Д.Медведев: Сертификата на право протезирования?
Т.Голикова: Да, на право протезирования. Причём мы считали разные варианты. И здесь в тех цифрах, которые я привела, посчитан наиболее оптимальный вариант стоимости этих протезов.
Но я не предрешаю сейчас решение этого вопроса – я думаю, что здесь есть о чём поговорить и подумать. Но тема эта в публичном пространстве присутствует.
Д.Медведев: Она не только в публичном пространстве присутствует – я только что с людьми разговаривал: просто несколько человек мне об этом сказали, что не на что протезироваться.
Т.Голикова: Сегодня у нас 18 домов в Российской Федерации оказывают так или иначе социально-медицинскую помощь, 18 домов сестринского ухода, 21 хоспис: 22 139 коек сестринского ухода и 1929 коек – хосписных. Но могу уже сейчас сказать, что этих домов сестринского ухода и хосписов в Российской Федерации недостаточно. Мы над этим работаем, хотя это региональные полномочия. Тем не менее мы привлекаем внимание регионов к этой теме, с тем чтобы они развивали это направление. Но могу сказать другое, что приоритетной формой, и мы, собственно, сегодня это тоже наблюдали, является предоставление социальных и медицинских услуг на дому. И мне кажется, что здесь было бы целесообразно регионам рассмотреть вопрос по поводу того, чтобы мы в рамках организации системы социально-медицинского обслуживания на дому организовывали мобильные социально-медицинские бригады. Я думаю, что это во многом решило бы вопрос, потому что пожилые люди, как правило, с трудом меняют среду, и оказание помощи на дому соответствующими профессиональными специалистами могло бы значительно улучшить их жизнедеятельность.
Следующая тема, которая находится в блоке здравоохранения, – это, безусловно, тема лекарственного обеспечения, и я бы в том числе хотела прокомментировать ту ситуацию и по тому вопросу, который Вам задавали сегодня около здания Пенсионного фонда во время Вашего общения с гражданами. На сегодняшний день у нас есть три типа финансового обеспечения и три типа полномочий по лекарственному обеспечению. Первый тип – это льготная категория граждан, которые обеспечиваются путем предоставления субвенций из федерального бюджета за счёт социального пакета, если гражданин, безусловно, его выбрал как натуральную льготу. Прозвучала тема, что граждане отказываются, потому что лекарства в аптечных учреждениях приходится очень долго ждать. Буквально несколько цифр статистики.
По состоянию на 1 января 2009 года, численность граждан, пользующихся этой льготой, составляла 5,1 миллиона человек. Уже на 1 октября 2009 года их численность составляла 5,5 миллиона человек. Но при этом по выбору на 2010 год был провал. И численность граждан, которые хотят получать лекарственное обеспечение бесплатное, составила 4,2 миллиона человек, то есть сократилась практически чуть больше чем на 800 тысяч. Сейчас, правда, снова наметилась тенденция к приросту.
С чем это связано? Это связано с тем, что в регионах Российской Федерации недостаточно хорошо налажен, с одной стороны, учёт этих граждан, а с другой стороны – мы имеем (не очень корректный термин, но он похож на правду) неорганизованную систему формирования заявки от лечебных учреждений в пользу органов здравоохранения для целей закупки лекарственных препаратов. И вот эта учётная система в значительном количестве регионов не налажена, хотя это является исключительным полномочием региональных властей. И вот эти как бы пробелы исключительно в техническом или технологическом обеспечении этого процесса зачастую приводят к тому, что граждане довольно долго ждут получения тех лекарственных препаратов, которые им положены в рамках гарантий государства.
Второй тип лекарственного обеспечения – это семь затратных нозологий, которые обеспечиваются исключительно за счёт средств федерального бюджета. Здесь перебоев нет, хотя мы на днях завершили согласование заявок с регионами. И мы наблюдаем ситуацию, при которой заявка в течение процесса защиты меняется трижды, и очень серьёзно. И это тоже обращает на себя внимание, поскольку это некачественная организационная работа. И в этой связи я бы хотела обратить внимание, что мы как федеральный бюджет в рамках субвенций по первому типу полномочий направляем в регионы в месячном объёме в 2010 году 779 рублей в расчёте на месяц, по высокозатратным нозологиям стоимость одного рецепта на сегодняшний день достигает 83 тысяч рублей, потому что это реально очень дорогие препараты.
Что же касается полномочий регионов, то есть третьего типа по лекарственному обеспечению, это лекарственное обеспечение больных, которые страдают такими заболеваниями, как диабет, бронхиальная астма, онкологические заболевания, туберкулёз, шизофрения, эпилепсия, психические и другие расстройства. Количество граждан, которые в 2009 году имели право на это обеспечение, составляет в регионах 7,6 миллиона человек. При этом регионы потратили на эти цели 19,1 миллиарда рублей. Если мы это пересчитаем в ежемесячную стоимость, то мы увидим цифру 209 рублей. Это просто тот объём средств, которым никогда невозможно будет решить проблему тех заболеваний, которые сегодня находятся в юрисдикции регионов и которые сегодня отнесены к их исключительным полномочиям. И в этой связи нам очень серьёзно нужно работать над этой темой, хотя, повторяю, это региональные полномочия.
Ещё одна тема, которая связана с лекарственным обеспечением, – это тема доступности. На сегодняшний день у нас в городах одна аптека обслуживает в среднем 1750 человек, в сельской местности – 3720 человек. При этом 85 процентов аптечных организаций расположены в городах, 15 процентов – в сельской местности.
Вы подписали закон, уже он, собственно, вступил в силу, который предоставляет право фельдшерско-акушерским пунктам начиная с 1 сентября 2010 года отпускать лекарственные препараты населению. И мы здесь очень рассчитываем именно на регионы, что они умело организуют эту работу. Выводы какие‑то делать ещё рано, потому что не прошло месяца с момента начала действия полномочий. Но я обращаю внимание и на другое. Регионам необходимо провести соответствующую профессиональную подготовку тех специалистов, которые работают в фельдшерско-акушерских пунктах. Мы дали год на эту работу, поскольку работа очень серьёзная, и она связана с отпуском лекарственных препаратов. А у нас, как правило, в ФАПах работает средний медицинский персонал, и нужна надлежащая подготовка для того, чтобы и назначать, и отпускать.
Не могу не сказать в этой части, в части медицинской, ещё об одной теме. Это тема, которая связана с совершенствованием гериатрической помощи населению, которая включает в себя организацию не только самостоятельных учреждений, но отдельных кабинетов и пунктов.
Следующее направление – это тема социального обслуживания. И вот эта тема в разных регионах широко представлена разными способами организации этого социального обслуживания. Сегодня мы с вами такие примеры видели. Я не буду их повторять, но вы видели, что многие из них крайне эффективны для пожилого населения. И в этой связи хотелось бы обратить внимание на то, что на сегодняшний день таких учреждений у нас не хватает. У нас есть всё‑таки сегодня необходимость в строительстве современных модульных зданий – социальных учреждений – и оснащение их современным оборудованием. Поскольку модульные здания с точки зрения финансов не затратны, то я думаю, что та тема, которую Вы обозначили в своем вступительном слове относительно участия бизнеса, вполне могла бы здесь быть рассмотрена и в качестве частно-государственного партнёрства.
Почему я об этом говорю? Потому что на сегодняшний день у нас 20 тысяч человек – даже при том, что мы не рекламируем, извините за такой термин, тему социального обслуживания в средствах массовой информации, но тем не менее 20 тысяч человек стоят в очереди и нуждаются в такого рода проживании. Самая сложная ситуация у нас на сегодняшний день в Алтайском крае, Республике Башкортостан, Иркутской, Московской, Ростовской, Свердловской и Челябинской областях. Там не хватает такого типа и такого рода учреждений.
И в заключение я бы хотела обратить внимание на ту статистику, которую мы имеем сейчас после того, как в прошлом году по Вашему поручению рядом федеральных органов была проведена достаточно серьёзная работа по инвентаризации учреждений социального обслуживания и по оснащению их необходимой автоматической пожарной сигнализацией. Количество объектов, в которых отсутствовала сигнализация, сократилось на сегодняшний день на 72 процента, с отсутствием системы оповещения людей при пожаре – на 64 процента, с неудовлетворительным состоянием путей эвакуации – на 58 процентов, с неисправными электросетями – на 50 процентов. При этом, когда мы в прошлом году анализировали ситуацию, мы собрали информацию из регионов Российской Федерации, они представили информацию, что им нужно на то, чтобы привести в порядок существующие учреждения, 36,8 миллиарда рублей. Сейчас мы можем сказать, что, по информации от 60 регионов Российской Федерации, они предусмотрели в своих бюджетах уже 22,3 миллиарда рублей на эти цели. В этом смысле процесс сдвинулся с мёртвой точки, хотя могу сказать, что ещё достаточно большое количество учреждений нуждается в серьёзной реконструкции и серьёзном капитальном ремонте.
Я обозначила в своем выступлении только ключевые проблемы и ключевые направления. Но я считаю, что то обстоятельство, что в течение ближайшего времени мы будем достаточно плотно заниматься этой темой, заставит нас ответить на те вопросы, которые мы сегодня считаем проблемными, которые подлежат решению и уже реализации в каких‑то нормативных документах, целесообразность которых будет Вами подтверждена по результатам всех этих совещаний. Спасибо.
* * *
В.Шабалин: Глубокоуважаемый Дмитрий Анатольевич! Глубокоуважаемые участники совещания!
Я прежде всего хочу показать в сравнительном аспекте увеличение численности населения Земли и увеличение продолжительности жизни. На этой таблице представлено: если в IX тысячелетии [до н. э.] у нас на Земле было всего 10 миллионов человек, началось удвоение: первое удвоение было через 3 тысячи лет, а последнее удвоение, десятое удвоение (геометрическая прогрессия шла) – через 50 лет. То есть в 50-х годах прошлого столетия мы имели 3 миллиарда населения на Земле, а сейчас мы имеем 6 миллиардов. А изменение возрастной характеристики, продолжительности жизни совершенно иное. Мы в каменном веке имели 18 лет продолжительность жизни, а в конце XIX–начале XX века – 35 лет, то есть это первое удвоение. И второе удвоение – в течение XX века. Это резкий взрыв, 70 лет. Но я хочу обратить внимание, что не просто произошло хронологическое увеличение средней продолжительности жизни: за хронологическим подтягивается и биологический возраст. И достаточно прочитать сонет Шекспира: «Когда твое чело избороздят глубокими браздами 40 зим, кто вспомнит молодой наряд, закрытый старым рубищем твоим?» – то есть в XIV–XVI веках человек в 40 лет был глубоким стариком. А сейчас у нас, по классификации ВОЗ, 45 лет – верхняя граница молодого возраста. 45–60 – средний возраст, 60–75 – пожилой возраст, 75–90 – старческий возраст. А посмотрите, что делается у нас: женщине 55 лет, ей в пенсионную книжку ставят печать: пенсия по старости. Это и моральное нарушение, и юридическое нарушение, и биологическое нарушение. Неужели нельзя изменить эту формулировку?
Далее. Если мы посмотрим, мы сейчас беспокоимся о том, чтобы нам создать условия жизнедеятельности старшего поколения, но мы должны отработать и стратегию вообще отношения к старению. Старение же не начинается после 55–60 лет – старение начинается гораздо раньше. И вот этот процесс мы должны провести очень чётко и проконтролировать, промониторить его, потому что старость – это интегральный итог нашей жизни, которая представляет собой генетический фактор, возведённый в степень условий нашей жизни: и объективных, и субъективных – обоих. Если генетический фактор – это неуправляемая категория, то и объективный, и субъективный факторы обеспечения продолжительности жизни – управляемые категории. Создание этих условий и обеспечит нам возможность дальнейшего движения. Я хочу напомнить, что у нас ведь была Программа «Старшее поколение». Но она поставила очень большие задачи, важнейшие задачи. Просто, если бы она состоялась, мы бы, наверное, ушли сейчас от сегодняшнего состояния намного. Но она тихо ушла в никуда, в молодом возрасте погибла. В 2004 году она тихо исчезла, не выполнив фактически свои задачи. И сейчас нам нужно подумать о том, чтобы у нас была государственная программа. Извините, мы даже тут с инициативной рабочей группой подготовили материалы к составлению этой программы, материалы по активному долголетию с высоким качеством жизни. И мы бы хотели, чтобы эти материалы были приняты секретариатом с рассмотрением вопроса о дальнейшем их продвижении до уровня проекта государственной программы.
Далее, по экономической сфере, по трудоустройству, трудообеспечению пожилого человека: ведь начиная с 60-х годов прошлого столетия в России и в других странах доминирует модель принудительного закрепления зависимости пожилых людей от посторонней помощи, и у нас вот эта тенденция продолжается до сих пор. В обществе профессиональная самоорганизация пожилого человека до сих пор рассматривается как некое отклонение от нормы. Однако современные и социальные, и экономические, и культурные, а главное, медико-биологические тенденции нацеливают пожилых людей на продолжение жизни, потому что именно активное состояние в жизненных процессах, именно востребованность человека – как Вы, Дмитрий Анатольевич, подчеркнули – является основным фактором здорового, нормального развития человека. Она обеспечивает и продолжительность жизни, уже медицинское вмешательство имеет второстепенное значение, главное – именно социальный статус человека.
И, смотрите, достаточно часто демографическое старение воспринимается как угроза для экономического развития и других элементов государственности, однако это совершенно не так. Вот здесь приводились цифры и в докладе Татьяны Алексеевны, и в Вашем выступлении, Дмитрий Анатольевич. Ведь, смотрите, у нас фактически из 40 миллионов пенсионеров трудоспособными являются 25 миллионов. Работают сейчас 12 миллионов. А остальные, являясь трудоспособными?! Я хочу обратить внимание на термин «нетрудоспособный возраст». Такого возраста не должно быть – есть «нетрудоспособный человек». А нетрудоспособность человека, как и его продолжительность жизни, весьма индивидуальна. Не может быть какого‑то единого возраста нетрудоспособности, это, по‑моему, очевидно. И здесь нужно тоже это понимать.
Результаты экспертных исследований убедительно свидетельствуют о том, что работники в возрасте от 55 до 60 лет отстают, по сравнению с молодыми, на 25–40 процентов скорости работы, но на 30–60 процентов превосходят их по точности, своевременности и тщательности её выполнения. Вот этот фактор нужно принимать – и создавать условия для пожилого человека к тому, чтобы он находил свое место в социально активной сфере, учитывая его и все медицинские трудности, и всё остальное.
И хочу сказать, что если мы примем государственную программу «Активное долголетие», которая определяет и медицинскую составляющую, и развитие медицинской промышленности, и все прочие компоненты, которые обеспечат здоровое старение, физиологическое старение, будут препятствовать развитию патологических форм старения, мы здесь будем иметь не только социальный эффект, но и экономический эффект.
И последнее, что я хочу сказать, – я хочу привести в конце своего выступления слова Кофи Аннана: «Старение населения – это не бремя для человечества, это наше с вами будущее достижение, это общее достижение, это результат победы над болезнями, это результат повышения уровня жизни, это наше социальное завоевание». И в связи с тем, что тенденция у нас идёт всё больше и больше к старению человечества, мы должны именно найти и обеспечить ему и социальное положение, и экономическое положение. Спасибо.
* * *
А.Исаев: Уважаемый Дмитрий Анатольевич! Уважаемые коллеги!
Мне кажется, что на нашем круглом столе обсуждается очень важный вопрос – это активное долголетие, создание условий для долгой и здоровой жизни пожилого поколения. Но, к сожалению, на сегодняшний день у нас есть одна нерешенная проблема: примерно треть наших граждан, треть работающих граждан, не имеет возможности продлить свою долгую и здоровую жизнь, потому что работают во вредных и опасных условиях труда. Примерно треть граждан уходит на пенсию досрочно из‑за вредных и опасных условий труда.
На сегодняшний день объективно сложилась ситуация, что работодателям экономически выгодно сохранение подобного рода условий. Почему? Потому что доход в этом случае работника старшего возраста складывается из двух составляющих: из заработной платы, которую платит работодатель, и досрочной пенсии, которую ему платит государство. При этом работодатель никаким образом в формировании этой досрочной пенсии не участвует, не платя никаких дополнительных взносов. Это, безусловно, на мой взгляд, очень серьёзно дестимулирует к тому, чтобы оздоравливать условия труда на производстве. Поэтому на самом деле, вероятно, уже пора решить вопрос с профессиональными пенсионными системами.
Работодатели, которые вынужденно используют и труд людей во вредных и опасных условиях, должны платить дополнительные взносы в Пенсионный фонд – так, как это сегодня принято в отношении угольной промышленности. В этом случае они либо действительно будут участвовать в формировании Пенсионного фонда, его материальной основы, а это основа благополучия людей старшего возраста, либо предпримут усилия для того, чтобы сократить количество вредных и опасных производств, провести аттестацию рабочих мест с участием государства и профсоюзов. И в этом случае общество всё равно выиграет, потому что сократится заболеваемость, потому что люди будут жить дольше, потому что они будут работать в более здоровых условиях труда.
В Государственной Думе уже около семи лет находится принятый в первом чтении закон, который касается профессиональных пенсионных систем. И я думаю, что одной из задач развития пенсионной системы в нашей стране было бы ускорение работы над этим законом, выработка, наконец, компромиссных вариантов по данному вопросу.
* * *
Д.Медведев: У нас такое первое совещание или, как было сказано, круглый стол, может быть, даже это и правильнее звучит. Но, как я уже сказал вначале, мы сейчас уделим этому самое пристальное внимание, есть и возможности для этого. Но самое главное, я уже об этом говорил, это должно быть частью государственных приоритетов. Давайте вспомним… Каждому человеку свойственно идеализировать и прошлое, и свою юность, это абсолютно нормально, ничего плохого в этом нет. Но в целом если мы вспомним общую установку прошлых лет, то она заключалась в том, что говорить о пожилых людях в целом было не модно, потому что общество должно быть сильным и здоровым, лучше – молодым, а старики как бы выбиваются из этой категории.
Да, были программы, что‑то делалось, но тем не менее установки на то, что это должен быть государственный приоритет, у нашей страны никогда не было. А это очень важно, и очень важно именно потому, что наша страна действительно становится государством зрелых людей. И то, о чём говорил Владимир Николаевич [Шабалин], в этом ничего плохого нет, это хорошо, это означает то, что мы и живём дольше. Но если это сопоставить, конечно, с теми данными, которые имеют историки и специалисты в области геронтологии, то, наверное, это выглядит ещё более рельефно. В любом случае это позитивный процесс, нам к нему нужно готовиться, потому что означает очень сильные изменения самых разных факторов: и фактора здравоохранения, и трудового фактора, и ставит перед нами целый ряд вопросов, на которые у нас ещё нет ответов, включая вопрос о выходе на пенсию. Здесь позиции очень разные.
Значительная часть наших людей считает, что есть пенсия по старости, по возрасту, здесь вопрос не в терминологии, хотя, конечно, кому‑то что‑то нравится, кому‑то нет. И она должна быть использована. Например, в выступлениях учёных сквозит мысль о том, что и возраст нетрудоспособности не надо устанавливать и так далее. Это, конечно, крайняя позиция, в силу понятных причин государство на неё пойти не может, потому что всё равно усреднённые критерии применялись и будут применяться. Но то, что нам нужно в значительной мере переосмыслить целый ряд базовых подходов, это абсолютно точно.
Правительство к этому готовится. Безусловно, это потребует большой дискуссии, большого обсуждения в обществе, потому что это касается огромного количества людей. Я начинал свое выступление со слов о том, что у нас 40 миллионов пенсионеров. Это огромная цифра.
Теперь по отдельным позициям, которые звучали. Вы знаете, я считаю, что нам нужно относиться ко всем тем программам, которые мы принимали, очень внимательно. Это не значит, что все они безупречны. Здесь упоминался целый ряд программ, которые по каким‑то причинам были либо закрыты, либо не были реализованы. Понимаете, это так и не так. «Старшее поколение», о которой вы говорите, даже по своим масштабам эта программа была меньше в разы, чем то, что делается сейчас. У неё название красивое –«Старшее поколение», но эта программа по своему уровню отвечала той степени бюджетной обеспеченности, которая была на момент её подготовки, а сейчас мы лучше себя чувствуем, даже несмотря на кризис, даже несмотря на проблемы с формированием бюджета.
О чём бы я думал? Здесь я поддержу Светлану Юрьевну [Орлову], безусловно, нужно посмотреть по всем программам этот элемент и, может быть, насытить его какими‑то более реальными делами. Это правильно. И я хотел бы, чтобы к этому процессу присоединилось и Правительство, и наш парламент – наша Государственная Дума и Совет Федерации.
Теперь по отдельным темам. Очевидно, что у нас значительная часть людей проживает на селе, треть страны живёт в деревне, так у нас сложился общий уклад. Мы сегодня с губернатором разговаривали. Может быть, с учётом роста эффективности сельского хозяйства, который сейчас происходит, а он очевиден, нам и не нужно было бы такое количество людей иметь, нам, может быть, хватило бы, допустим, меньшего количества ресурсов, но это живые люди, и они живут в определённом месте, они живут в деревне. И нам с этим нужно считаться при выстраивании и демографических прогнозов, и при выстраивании социальной политики. Поэтому нам нужны различные уклады, в том числе и подворья, о котором выступал Дмитрий Иванович [Карабанов].
Здесь, знаете, ситуация такая. Не всё так грустно. Я ещё когда начинал заниматься национальным проектом, мы установили, что владельцы частных подворий могут также прибегать к кредитам, и они их брали активно, кстати, за счёт этого набрали коров. Тогда, я помню, мы рассматривали вопрос о предоставлении им 300 тысяч рублей, и эти кредиты активно выделялись. Причём в какой‑то момент мы приняли решение о том, что эти кредиты будут банковыми, то есть без залогов, сумма небольшая. Поэтому эти кредитные программы должны быть продолжены. Хотя, конечно, в общем нужно развивать и другие виды сельхозпроизводства, и фермерские хозяйства развивать, и крупные аграрные хозяйства. Всё это должно быть в гармонии.
В чём я также не могу не поддержать Дмитрия Ивановича [Карабанова], это в отношении того, что вообще наше садоводство и огородничество требует не только более внимательного отношения, но и более стабильной нормативной основы.
Я недавно был в садоводческом кооперативе. Люди там живут уже 40 лет. Они, в общем, довольны, несмотря на то что это шесть соток. Причём позиции очень разные у всех. Как правило, это пенсионеры. Я заходил, это всё пенсионеры. Никто даже не просит, чтобы у них расширялись земельные владения. Они говорят: «Нам достаточно шести соток, потому что нам просто трудно будет обрабатывать больше, но мы хотим стабильности, мы хотим нормального юридического оформления своих прав и элементарных услуг по инфраструктуре, газу прежде всего». Я туда заехал, естественно, используя служебное положение, помог им, газ у них будет.
Обращаясь к губернаторам, я хотел бы сказать, что в садоводствах, в огороднических товариществах расположено большое количество домиков, где живут люди зрелого возраста, пожилые люди. Теперь на основании решения Конституционного Суда это не просто место, где приятно провести несколько дней. Это место, где может быть выдана регистрация, то есть место постоянного жительства. Отсюда вытекает и целый ряд проблем. Действительно, здесь возникают и вопросы о том, чтобы большее количество удобств там было, магазинов. Потенциально в таких крупных садоводческих товариществах могут быть и какие‑то другие виды социальных услуг: медицина и даже теоретически школа, если там люди живут постоянно, потому что некоторые наши садовые домики лучше, чем наши клетушки-квартиры. В них жить приятнее, люди там быт настроили.
Ещё раз повторяю, там в основном действительно люди пожилого возраста, поэтому на это всем губернаторам нужно обратить внимание, а Федеральное Собрание я хотел бы, чтобы обратило внимание на подготовку правильной нормативной базы. По поводу этого тоже идут споры, есть разные позиции, но очевидно, что урегулировать многие вопросы деятельности садоводческих и огороднических кооперативов, товариществ – это задача законодателей.
В отношении средств массовой информации. Думаю, что, очевидно, они у нас очень разные. Но должны быть тематические программы и даже каналы, которые интересны людям пожилого возраста. Это очевидно. У нас есть молодёжные каналы, есть универсальные. Но есть каналы, которые адресованы к более зрелой аудитории. И это нормально, особенно в период перехода к цифровому телевидению, потому что через 3–5 лет мы будем иметь ситуацию, когда в самой отдалённой деревне у нас будут приниматься по 30–50 каналов. Это неизбежность. Так и будет. Поэтому здесь нужно будет правильным образом расставлять приоритеты на будущее.
По ещё одной теме, которая сегодня была в центре внимания (я и с людьми разговаривал, и Татьяна Алексеевна [Голикова] об этом говорила), – аптечное хозяйство и лекарства. Исключительно важная тема, очень резонансная, люди заводятся с пол-оборота, как только об этом начинают говорить. Даже когда говорят о продуктах, все уже умеют жить в рынке, что называется, все понимают, что есть колебания, есть инфляция, есть неурожай, люди спокойно к этому относятся в целом. А по лекарствам – конечно, эта тема очень резонансная. Поэтому она должна быть предметом постоянной заботы и федерального Правительства, и регионов, но особое внимание нужно уделить аптекам в маленьких провинциальных городах. Потому что в больших городах, в Курске, например, всегда есть выбор – можно в одну аптеку пойти, в другую, лист ожидания за счёт этого, естественно, более короткий, если такие проблемы есть. А если в городе, мы были сегодня в Щиграх, там 18 тысяч человек. Мне люди говорят: «У нас тут одна аптека, по сути». Может, киоски какие‑то есть захудалые, но в целом одна аптека. Если она в полубанкротном состоянии, если у неё есть трудности, то это катастрофа для всего города. Нужно обязательно этим заниматься.
Я поручаю Правительству и регионам продумать, как лучше всё‑таки обеспечить такие малые города, потому что это реальная проблема для них.
Теперь по другим поручениям, которые я сегодня подпишу. Я, естественно, дам указание подготовить предложения по стимулированию некоммерческих организаций, которые оказывают социальные услуги населению, привлекать их к подготовке кадров, и по развитию механизмов государственно-частного партнёрства, нам без этого не обойтись.
Телекоммуникационные услуги, я о них уже сказал, вне всякого сомнения, для пожилых людей очень важны. Возможность позвонить родным, близким, возможность просто телевизор посмотреть нормального качества, чтобы картинка не прыгала, и, наконец, для наиболее продвинутых людей пожилого возраста воспользоваться интернетом. Они им сейчас тоже активно пользуются, многие переписываются, в общем, это неплохо, это хорошо.
По мерам, которые должны подготовить регионы вместе с федеральным Правительством. Это меры по повышению качества жизни лиц пожилого возраста, включая то, о чём говорила Татьяна Алексеевна [Голикова]. Здесь нужно подумать о режиме, какой избрать, о том, какие структуры здесь могли бы поучаствовать, о применении, возможно, принципов софинансирования, я имею в виду предоставление услуг по бесплатному зубопротезированию. Проработайте для граждан пожилого возраста эту тему. Она, конечно, затратная, но будем делать настолько, насколько будут позволять наши финансовые возможности, но действительно это качество жизни и это причина ранней смертности.
Сеть социальных магазинов. Заходил я сегодня в социальный магазин здесь, в Курске, в других местах, смотрел или социальные полки, так сказать, или социальные товары. В принципе это дело неплохое. Но рассчитывать на то, что у нас через год-два пенсия будет такая же, как в наиболее развитых экономиках, пока не приходится, это правда, хотя она у нас выросла по сравнению с тем, какая была.
Мне сегодня в Пенсионном фонде отдали пенсионное дело моего отца. Я посмотрел: ещё относительно недавно, то есть 5–6 лет назад, средняя пенсия была в 4–5 раз меньше. Она, конечно, растёт. Но она не растёт так быстро, как нам бы хотелось. У нас есть неплохие пенсии, как пенсии для ветеранов войны. Они, безусловно, хорошие. И очень радостно, что они стали такими. Но средняя пенсия всё равно относительно небольшая. Поэтому социальные магазины по продаже гражданам пожилого возраста по льготным ценам товаров первой необходимости, продуктов питания, прежде всего одежды, обуви, – безусловно, это важная составляющая нашей социальной заботы. Здесь не может быть абсолютно одинаковых подходов. Каждый регион выбирает по‑своему. Но мне кажется, та схема, которая здесь, на Курской земле, применяется, она неплохая. Там целая линейка товаров, и люди пожилого возраста могут выбрать практически нормальный рацион с приличной скидкой. Я посмотрел, скидка в среднем от 20 до 30 процентов, где‑то даже 40. Это неплохо.
Транспортные услуги для людей, которые не могут двигаться, в том числе для людей, проживающих в сельской местности. Об этом тоже нужно будет подумать и подготовить предложения.
Но это только самое начало работы. Думаю, что в ходе обсуждения темы социальной поддержки граждан пожилого возраста мы с вами выйдем и на другие идеи, и на другие предложения.
Спасибо всем за участие. До встречи.