Д.Медведев: Добрый день, уважаемые коллеги!
Рад видеть членов Правительства Российской Федерации в обычной российской больнице, не потому что мы с вами давно не виделись, а потому что темы, которые мы с вами будем обсуждать, исключительно актуальны для большого количества наших граждан.
Сегодня мы продолжим рассматривать целый ряд вопросов, связанных с модернизацией и развитием отечественного здравоохранения. В этом году исполняется 90 лет с момента выхода первого декрета о создании Наркомздрава России, причём произошло это 11 июля 1918 года. По сути, сейчас праздничные дни должны быть у Татьяны Алексеевны [Голиковой].
Поэтому хотел бы специально отметить, что мы не вправе забывать те традиции, которые были в прежние годы, и тот уникальный опыт, который был накоплен несколькими поколениями профессионалов.
Уровень и качество нашего здравоохранения должны служить главной цели – реальному укреплению здоровья наших граждан. А именно: увеличению продолжительности жизни, снижению инвалидности и смертности, в том числе по наиболее опасным для нашей страны заболеваниям.
Время не стоит на месте, и сегодня перед здравоохранением стоят новые задачи. Фактически закладывается фундамент современного здравоохранения. Это большая ответственность, большой вызов для всех здесь присутствующих. Тем более что в настоящий момент на финальной стадии находится Концепция развития страны до 2020 года, где здравоохранению посвящён значительный раздел. Поэтому мы должны с вами определяться по приоритетам: сформулировать их, дать им финансовое обоснование, с тем чтобы все те приоритеты, о которых мы с вами договоримся, были зафиксированы в бюджетных проектировках. Обращаюсь и к Министру финансов, и к другим членам Правительства, потому что времени достаточное количество было, нам пора принимать решение.
Уровень и качество нашего здравоохранения должны служить главной цели – реальному укреплению здоровья наших граждан. А именно: увеличению продолжительности жизни, снижению инвалидности и смертности, в том числе по наиболее опасным для нашей страны заболеваниям, я имею в виду сердечно-сосудистые, онкологические. Поэтому есть целый ряд важных задач, которые я тоже назову, хотя они всем хорошо известны: это оказание квалифицированной и своевременной медицинской помощи. Считаю, что это один из приоритетов. Второе – это профилактика. Третье – диспансеризация и регулярный медицинский контроль за пациентами.
По каждой из этих задач должны быть определены конкретные показатели и пути их достижения на планируемый период. И прежде всего нам нужно принять все необходимые решения по совершенствованию медицинского страхования. Мы с вами, коллеги, неоднократно говорили и в прошлом году, и в начале этого года, когда готовили ряд крупных решений. Пора наконец наполнить новым содержанием эффективные действия страховых механизмов в нашей стране.
Но это произойдёт лишь в том случае, если страховые медицинские организации возьмут на себя реальную ответственность за страховые риски, которые они обязаны гарантировать, и за возникновение заболевания гражданина, и за качество его медицинского обслуживания. Пока же – присутствующие здесь медики могут чётко подтвердить – с претензиями идут к главному врачу или к местным властям. И далеко не всегда понимают, зачем им нужны страховые компании и полисы. Для большинства наших людей это просто бумажки, оторванные от системы охраны здоровья. Эту ситуацию нам и надлежит переломить.
Надо заставить страховые организации строго выполнять закон и работать на благо пациента, с тем чтобы его права – на выбор медицинского учреждения и самой страховой компании – были реально действующими. Мы с вами об этом говорили, если необходимо внести какие‑то изменения в законодательство – давайте их внесём. Если это можно сделать в том правовом поле, которое существует, – можем остаться в этом правовом поле. Но ждать больше нельзя. Я подпишу поручение по итогам нашего сегодняшнего совещания.
Надо заставить страховые организации строго выполнять закон и работать на благо пациента, с тем чтобы его права – на выбор медицинского учреждения и самой страховой компании – были реально действующими.
Необходимо развивать и механизмы самоответственности граждан за собственное здоровье и за разумное пользование таким общественным благом, как система здравоохранения. Здесь тоже есть о чём поговорить.
Вопрос, требующий самого серьёзного внимания, – это конкуренция в сфере здравоохранения. Давайте скажем откровенно: её нет на сегодняшний день или она практически не чувствуется. И причины вам хорошо известны: это в первую очередь ограничение для участия частных медицинских учреждений в реализации программы госгарантий и административный механизм размещения госзаказа на медицинскую помощь. Но мы должны развивать в системе здравоохранения конкурентные начала, иначе качества мы никогда не получим, причём на всех уровнях: федеральном, региональном, муниципальном. А к участию в конкурсе должны допускаться организации независимо от их организационно-правовой формы и формы собственности. Такой опыт у отдельных регионов уже есть. Надо обеспечить его распространение.
Следующая проблема – это оплата труда медицинских работников, которую уже планируется существенно увеличить и реформировать. Мы с вами этим занимались уже несколько лет: пилотные программы реализовывались, адресные решения были проведены в рамках национального проекта, появились неплохие региональные программы, в том числе в Московской области, у других коллег, которые здесь присутствуют. Но всем этим нам ещё предстоит заниматься. Напомню, что решение о внедрении новых форм оплаты труда бюджетников было принято Правительством в сентябре прошлого года. Но при этом поставлена задача увеличить производительность труда в бюджетных отраслях и, естественно, в медицине тоже.
В этой связи качественный труд должен оплачиваться в разы больше, чем сейчас. Но оценка качества требует отдельного внимания, поскольку распоряжаться стимулирующими выплатами надо вдумчиво и точно.
Процесс ухода от единой тарифной сетки будет и организационно, и психологически непростым. Мы с вами об этом говорили, даже внутри Правительства существуют разные подходы к этому, но сегодня мы должны тщательно готовиться к организации этого процесса. Этим должны заниматься и собственно медицинские учреждения, и регионы, и муниципалитеты.
Качество самих медицинских стандартов должно быть принципиально иным – оно должно быть безупречным.
Надо смелее освобождать врача от выполнения несвойственных ему функций, передавая их среднему медицинскому персоналу. И здесь мы обязаны достичь оптимального соотношения численности врачей и средних медицинских работников. У нас эта пропорция – примерно один к двум. Оптимальная пропорция, на сегодняшний день это представляется так, как минимум – один к трём.
Теперь о переходе на стандарты медицинской помощи. Это потребует двух- трёхкратного увеличения финансирования с учётом перехода на полный тариф. Государство готово пойти на эти расходы. Однако качество самих медицинских стандартов должно быть принципиально иным – оно должно быть безупречным.
Пока же федеральные стандарты оставляют желать лучшего и зачастую на руку тем или иным производителям лекарств и медицинской техники. Предлагаю оперативно принять меры, чтобы механизм разработки и утверждения стандартов был открытым и гласным.
И ещё одна крайне значимая тема – это внедрение современных медицинских технологий. Подчеркну: именно технологий, а не техники. То есть таких методов работы с использованием новой техники, которые включают в себя и набор оборудования, лекарств и организационные методики, и собственно навыки самих врачей.
Прошу Минздравсоцразвития определиться с перечнем технологий для их практического внедрения. Всё, что я назвал сейчас, требует солидного финансирования, и государство будет его увеличивать. По нашим проектировкам, к 2020 году бюджет здравоохранения возрастёт в несколько раз. И это всех нас обязывает разумно и результативно распоряжаться инвестициями, направляемыми в столь важную для жизни людей сферу.
И ещё одна крайне значимая тема – это внедрение современных медицинских технологий. Подчеркну: именно технологий, а не техники. То есть таких методов работы с использованием новой техники, которые включают в себя и набор оборудования, лекарств и организационные методики, и собственно навыки самих врачей. Прошу Минздравсоцразвития определиться с перечнем технологий для их практического внедрения.
Ещё несколько слов в завершение разговора. Наше совещание не случайно проходит в обычной районной больнице. Вы помните, что мы начинали заниматься проектом «Здравоохранение» с первичного звена. И сегодня мы вновь убедились в том, что только наши усилия вместе с финансированием и правильными приоритетами могут приводить к позитивным переменам.
Мы посмотрели, как выглядит эта больница. Она вполне современная. В то же время возникла на основе долгостроя советского периода. Таких больниц у нас по стране очень много. Хорошо, что здесь, в Московской области, удалось довести, по сути, до логического завершения. Очень много таких комплексов остаются просто брошенными. Нам нужно определиться, в каком направлении двигаться: где‑то это можно развить, придать такой вид, как здесь, а где‑то объекты законсервировать и создать новые. Но в целом эту работу необходимо продолжать. Мы посмотрели: многое из того, что здесь есть, – это современные методики, интересные находки в области донорства крови, которыми мы сейчас начинаем активно заниматься в рамках программ, связанных с кровью, и реабилитационные программы – всё это показывает, что при желании даже на уровне обычной районной больницы можно достичь очень приличных результатов. Думаю, что присутствующие здесь коллеги, медицинские работники, свои дополнения сделают, и мне хотелось бы услышать и ваши позиции, а не только позицию моих товарищей по Правительству. Это действительно очень важная для нас тема, поэтому мы и собрались здесь, чтобы обсудить, что называется, прямо «на передовом рубеже» эти вопросы.
А теперь переходим к обсуждению.
Слово для доклада Татьяне Алексеевне Голиковой.
И, естественно, по итогам, я уже говорил об этом, приму поручение в развитие того, о чём мы с вами говорили.
Т.Голикова: Уважаемый Дмитрий Анатольевич!
Уважаемые коллеги!
В рамках готовящегося правительственного документа о стратегии и социально-экономическом развитии до 2020 года Министерством здравоохранения и социального развития совместно с коллегами из министерств, которые здесь присутствуют, и представителями экспертного сообщества готовятся два проекта документа. Первый проект документа носит среднесрочный характер, Вы давали поручение, Дмитрий Анатольевич, по его подготовке, – это государственная программа развития здравоохранения, рассчитанная до 12-го года, прообразом которой явился и является, по сути, национальный проект «Здоровье». И все те направления национального проекта «Здоровье», которые были и которые появились в 2008 году, и те целевые направления, которые появятся в 9-м году, а также ряд федеральных целевых программ и их направления будут аккумулированы в этой программе.
Второй документ более стратегический и более долгосрочный – это концепция развития здравоохранения до 20-го года, которая должна будет вытекать из основных положений концепции социально-экономического развития до 20-го года. Необходимость подготовки этого долгосрочного документа связана, естественно, с решением задач долгосрочного развития, с решением тех задач, которые поставлены в концепции демографической политики до 2025 года.
Я напомню несколько основных цифр и задач, которые мы перед собой ставили в рамках этой концепции.
Первое. Стабилизировать к 2011 году численность населения на уровне 143 миллиона человек с последующим ростом к 2020 году до 145 миллионов человек. Увеличить ожидаемую продолжительность жизни к 20-му году до 75 лет и снизить смертность населения в полтора раза по отношению к 2007 году.
Д.Медведев: Татьяна Алексеевна, извините, пожалуйста, у нас сейчас 67,5 в последних данных?
Т.Голикова: Да.
Д.Медведев: Пожалуйста.
Т.Голикова: Следует обратить внимание, что в последние 16 лет заболеваемость населения России постоянно растёт. Это связано, с одной стороны, с приростом пожилого населения и более эффективными методиками выявления заболеваний, с другой стороны, с неэффективностью системы профилактики и предотвращения заболеваний.
С 1990 по 2006 год существенно возросло число случаев, приведших к смертности населения. В частности, число случаев заболеваний системы кровообращения возросло в два раза, онкологических заболеваний – на 60 процентов. Число болезней костно-мышечной системы и соединительной ткани, приводящих к инвалидности, а также осложнения во время беременности, родов и в послеродовый период возросли в два раза. Инвалидность в нашей стране с 1990 по 2006 год, к сожалению, не уменьшается, в том числе и лиц трудоспособного возраста, что больше всего вызывает беспокойство. Доля этих лиц в общем числе лиц, впервые признанных инвалидами, составляет 40 процентов.
Сегодня в нашей стране 14 миллионов инвалидов – это говорит и о невысоком качестве медицинской помощи, и о невысоком качестве социальной реабилитации.
В структуре первичной инвалидности взрослого населения преобладают сердечно-сосудистые заболевания и злокачественные новообразования, при этом структура смертности сегодня выглядит таким же образом.
По данным Всемирной организации здравоохранения, в России на 2002 год, собственно, ситуация сейчас и не изменилась, преобладали четыре основных фактора риска: это высокое артериальное давление, высокий уровень холестерина, чрезмерное употребление алкоголя и табакокурение. Эти четыре фактора занимают 87,5 процента в общей смертности в стране и 58,5 процента в количестве лет жизни с утратой трудоспособности. При этом на первом месте по влиянию на количество лет жизни с утратой трудоспособности с 16,5 процента стоит злоупотребление алкоголем. Самый большой в мире разрыв ожидаемой продолжительности жизни между мужчинами и женщинами – 13 лет – в России связан в первую очередь с большим – в шесть раз – употреблением алкоголя мужчинами, чем женщинами, и – в два раза – с большей распространённостью табакокурения среди мужского населения по отношению к женскому.
В связи с необходимостью преодоления этих негативных тенденций нами в рамках готовящегося проекта концепции развития здравоохранения до 2020 года выработаны основные направления развития этой концепции. При этом я хочу обратить внимание сначала на последний пункт этих основных направлений, поскольку они в основном будут реализованы в рамках государственной программы развития здравоохранения, они уже были начаты в рамках национальных проектов. Но на два из них я бы обратила особое внимание – это онкологические заболевания и пропаганда здорового образа жизни.
Это два новых направления, которые мы предполагаем или предлагаем начать с 2009 года. Соответствующие предложения в Министерство финансов для целей формирования бюджета на 9–11-й годы мы направили, но пока Министерство финансов по этому поводу не высказалось.
Д.Медведев: Сейчас выскажется, когда все покинут помещение посторонние.
Извините, пожалуйста, я Вас прервал, просто хотел ещё раз обратить внимание. Наши коллеги, врачи тоже знают об этом: у нас 50 процентов в стране курит. Эта цифра – самая высокая в мире. Про алкоголь я уже не говорю, там отдельная позиция. 50 процентов, из них 65 процентов мужчины – две трети. Это современные данные?
Т.Голикова: Да. Это обследование 2007 года, которое было проведено Роспотребнадзором.