В.Путин: Как дела, Владислав Гариевич?
В.Кузнецов: Владимир Владимирович, спасибо за столь подробный разговор с людьми – столь эффективный одновременно. Если позволите, расскажу об экономике Чукотского автономного округа.
В.Путин: Конечно.
В.Кузнецов: Визуализировал немного [в презентации]. Первый слайд – буквально несколько макроцифр с точки зрения экономики.
Наш план экономического развития сейчас составлен до 2030 года. Я взял здесь 2028 год как пятилетний план. С точки зрения валового регионального продукта мы будем значительно прирастать.
Наш главный вектор развития – это развитие промышленного производства. У нас сейчас реализуются крупные инвестиционные проекты. Один из наших крупнейших проектов – это Баимский [ГОК], проект по добыче и производству меди. Он увеличивает добычу меди в Российской Федерации на четверть. Он в хорошей степени реализации, проект очень масштабный, потому что требует строительства большой инфраструктуры. Под него строится терминал в порту Певек. У нас наблюдается рост промышленного производства.
Единственное, что в 2028 году здесь есть небольшой спад, но он за счёт того, что у нас одно из наших золотоносных месторождений к этому моменту исчерпает свои запасы. Но как раз с 2029 года у нас начнётся прирост промышленного производства от Баимского проекта, то есть меди. И у нас второй крупный проект, который мы реализуем, это проект по добыче олова, [месторождение] «Пыркакайские штокверки», тоже рядом с Певеком. И здесь тоже у нас будет существенный рост за пределами 2029 года.
Также у нас растут инвестиции в сельское хозяйство, в том числе в выращивание овощей. Мы видим достаточно большой прирост закрытого грунта. Вы знаете, что к нам большинство продуктов завозится. Это и дорого, и с точки зрения сельскохозяйственной продукции это ещё и не совсем удобно, потому что людям хочется свежие продукты.
В.Путин: Конечно.
В.Кузнецов: Поэтому для нас тот вариант, который Вы сегодня видели с теплицами, – это правильное направление. И в рамках развития Анадырской агломерации мы планируем увеличить втрое производство овощей.
Я начал говорить уже о нашей экономике, то есть то, что у нас сейчас существует и эксплуатируется. Это традиционная для нас добыча золота. Большие проекты «Кекура», «Майское» – 54 тонны золота. Уголь. Мы добываем уголь. У нас очень хороший уголь в Беринговском [угольном] бассейне. Это уголь для металлургии, коксующийся уголь с очень низким содержанием серы.
Также мы диверсифицируем свою экономику. Как я уже говорил, у нас сейчас действуют три тепличных комплекса, и в ближайшее время начнут действовать ещё несколько комплексов, которые увеличат производство втрое. Сейчас у нас обеспеченность собственными овощами порядка 21 процента. Мы видим, что это будет порядка 65 процентов уже через год.
В.Путин: Катера производят, смотрю?
В.Кузнецов: Да, это интереснейшая вещь. Это наш производитель, это производство аппарельных катеров, которые нам нужны для речной навигации. Для нас это решение многих вопросов в этот короткий период по логистике. Поэтому мы поддерживаем эту компанию. Она производит правильные, адаптированные для нашего региона суда для навигации.
И, безусловно, наша чистая энергетика. Тут мы действуем в нескольких направлениях. Мы, с одной стороны, флагман с точки зрения атомной энергетики. У нас первый плавучий блок стоит, «Академик Ломоносов», в Певеке. И в рамках реализации Баимского горнорудного проекта по производству меди четыре плавучих энергоблока по 50 мегаватт строит «Росатом». Два из них уже находятся в сборке.
Я хотел бы сказать, что того промышленного производства и развития у нас не было бы, если бы не, наверное, один из самых лучших инвестиционных климатов в стране. Три преференциальных режима – это территория опережающего развития, это свободный порт Владивосток, и мы полностью находимся в Арктической зоне. С одной стороны, это уменьшает поступления в бюджет на начальной стадии, а с другой стороны, в наш суровый климат позволяет привлечь инвесторов. Поэтому глубокая благодарность Вам за эти решения, Министерству экономического развития, Юрию Петровичу Трутневу.
Уже говорил о том, что развивается у нас альтернативная энергетика. Это для нас действительно очень правильный путь с точки зрения атомной энергетики, потому что нам сложно иногда реализовывать проекты традиционной энергетики.
В.Путин: До 100 тысяч человек обеспечиваете электроэнергией, да?
В.Кузнецов: Да. Тоже интересный проект, мы подписали с «Росатомом» соглашение о том, что в рамках освоения «Атомредметзолотом» месторождения «Совиное» там планируется поставить реактор, которого ещё не существует. Это малый реактор «Шельф-М» на 10 мегаватт. Это практически батарейка, к которой подключается инфраструктура, она запитывает такие небольшие площади. Это, конечно, новаторское решение. Для нас очень правильно, потому что инфраструктура стоит очень дорого.
Владимир Владимирович, как уже говорил, то, что у нас в ближайшее время будет запускаться, это Баимское месторождение, это «Пыркакайские штокверки», производство олова, и месторождение «Совиное» – это сто тонн золота.
С точки зрения традиционной поддержки, традиционных промыслов КМНС [коренных малочисленных народов Севера]. Это очень важно, потому что наряду с языком это основа культуры. Например, береговые жители заняты исконно в рыбном промысле, зверобойном промысле. Это общины, и здесь мы их поддерживаем тем, что сейчас, когда они занимаются добычей, со зверя берётся 25 процентов с точки зрения полезной составляющей. Мы сейчас начали ставить цеха по глубокой переработке морского зверобойного промысла, продуктов оленеводства. Это позволяет существенно увеличить полезную отдачу, что выводит на другой уровень.
И здесь, конечно, ещё второй вопрос был – то, что у оленеводов очень низкая зарплата. Она не позволяет привлекать молодёжь. Собственно, рост поголовья оленей, он ограничен не естественными условиями, а тем, что в профессию не приходит молодёжь.
Поэтому мы с февраля этого года делаем зарплату более конкурентной, мы существенно её увеличиваем. Плюс ещё через глубокую переработку будем повышать эффективность отрасли и будем наращивать здесь в том числе и кадровый состав.
Владимир Владимирович, те направления, куда мы двигаемся, – это растениеводство, о котором уже рассказывал, птицеводство.
В.Путин: Рыбопереработка?
В.Кузнецов: Да, рыбопереработка.
Здесь ситуация довольно непростая, потому что в силу естественных условий поголовье рыбы уменьшается. Поэтому мы сейчас переходим к тому, что будем делать в том числе заводы по разведению и переработке. Это позволит нам и себя полностью обеспечить, и, может быть, уже выйти и на продажи вовне.
Безусловно, жилищное строительство. Это необходимо – это необходимо для того, чтобы обеспечить условия для жизни, для того, чтобы привлечь новых специалистов.
В.Путин: У вас аварийное жильё – тоже проблема, да?
В.Кузнецов: Аварийное жильё – безусловно, проблема. Но у нас план реализации есть, мы сейчас активно строимся. Мы много построили в этом году.
У нас достаточно высокие цены – то, о чём говорили, когда общались с дальневосточными губернаторами. Но сейчас Минстрой эту проблему решает, потому что при софинансировании нас, скажем, в два процента из-за этой разницы в ценах наше софинансирование доходило до 65 процентов. Мы не имеем таких источников бюджета, но сейчас с этим становится легче.
И конечно, программа «ДОМ.РФ» по арендному жилью – тоже для нас хорошее подспорье. Мы в прошлом году одни из первых на Дальнем Востоке запустили в Анадыре такой дом.
В.Путин: Модульный?
В.Кузнецов: Нет, это был не модульный дом. Мы построили дом на 46 квартир и уже его сдали в рамках этой программы арендного жилья. Заложили ещё один дом, в следующем году тоже будем делать. Это для привлечения специалистов очень хорошая поддерживающая программа.
Владимир Владимирович, то, что видим с точки зрения результатов к 2028 году, образ будущего, я написал [в презентации], это следующая страница. Привлечь инвестиции в пять новых разведанных крупных месторождений золота, серебра, меди. Три проекта по коренным и малочисленным народам Чукотки вывести на самоокупаемость по глубокой переработке. Производство овощей увеличить в 3,5 раза. Обеспеченность мясом птицы вывести по крайней мере на 30 процентов. Полностью через год закроем себя по потребности в яйце. Возродить экспорт рыбной продукции, рассказывал о заводах. И обеспечить продуктами питания собственного производства не менее 40 процентов ассортимента.
Безусловно, мы разрабатываем программу туризма, то, о чём сегодня Вы говорили. Здесь есть несколько ключевых задач. Прежде всего – это инфраструктура. У нас сейчас построена и сдаётся гостиница в Певеке на 40 номеров, потому что людям, которые прилетают в эти базовые точки, нужно где-то жить.
В Угольных Копях мы со следующего года тоже начинаем строить гостиницу на 40 номеров. Нас поддерживает Минвостокразвития. По концессионному соглашению будет гостиница строиться.
У нас в проекте построение нескольких логистических комплексов в опорных городах Севморпути. Без этого не будет нормально функционировать экономика, необходимы логистические хабы.
И говорил, что будем расширять производство пассажирских аппарельных лодок. Это основа нашей речной навигации.
Владимир Владимирович, если говорить о социальной сфере, о создании комфортных условий для жизни, то здесь я бы хотел отметить несколько факторов, которые, на мой взгляд, являются ключевыми. Это медицина прежде всего, потому что это базовый уровень защиты человека. И здесь я хотел поблагодарить, что на защите плана Анадырской агломерации Вы обратили внимание на медицину не только с точки зрения Анадырской агломерации, а говорили о Чукотке в целом, об укомплектованности нас специалистами. Сейчас с Михаилом Альбертовичем Мурашко мы разрабатываем программу, мы близки к завершению «дорожной карты» по полному, стопроцентному укомплектованию специалистами, особенно узкими специалистами. В принципе у нас укомплектованность неплохая, под 90 процентов, но с узкими специалистами есть большая проблема.
Второй вопрос – это вопрос жилья. То есть нужно строиться, нужно снижать цены. Мы сейчас активно это делаем, в том числе рассказывал, что с «ДОМ.РФ» делаем проекты по арендному жилью. Плюс в плане [развития] Анадырской агломерации у нас есть – и бюджетно уже будет заложено – строительство соответствующего жилого фонда. Также в плане Анадырской агломерации у нас строительство нескольких объектов инфраструктуры, крайне важных для нас. Например, спортзала в Угольных Копях в Анадыре. Как Вы справедливо сказали, должны заниматься спортом люди, и это будет возможно.
Отдельно хотел бы высказать слова благодарности за то, что говорили ещё о двух вещах, которые для нас принципиальны. Это вопрос интернета. Современное развитие просто без этого невозможно. С прошлого года у нас в Анадыре есть высокоскоростной интернет. И поскольку Вы говорили, что нужно развивать в целом в Чукотке интернет, то мы сейчас с профильным министерством, с Максутом Игоревичем Шадаевым проработали уже и близки к подписанию «дорожной карты» по развитию интернета уже в Билибинской агломерации. Будем подключаться к Якутии, и к 2026 году у нас будет интернет в той части, что позволит нам освободившиеся спутниковые ресурсы перераспределить и сделать хорошую связь с интернетом уже во всём Чукотском автономном округе.
И второй вопрос, тот, который Вы поднимали, для нас тоже крайне важный – это вопрос транспортной логистики, потому что стабильно работающая логистика – для нас это самолёты и вертолёты, и здесь как внешняя, так и внутренняя [логистика]. То есть наша задача сделать так, чтобы по крайней мере три рейса летало в Москву.
В.Путин: Я прочитал это.
В.Кузнецов: И летали в ближайшие логистические хабы Дальнего Востока, потому что иногда приходится добираться до городов Дальнего Востока через Москву. Это контрпродуктивно.
В.Путин: Конечно.
В.Кузнецов: Внутренние перелёты – здесь тоже становится легче. Мы закупаем в следующем году на наше предприятие «ЧукотАВИА» два вертолёта по лизингу, и у нас уже будет принципиально иная сетка перелётов. Наша цель – чтобы раз в неделю из любого населённого пункта в Анадырь можно было улететь. Сейчас это в некоторых населённых пунктах не так – две недели и более. Мы будем стремиться к тому, чтобы это было раз в неделю.
Здесь, конечно, у нас достаточно большие расходы по субсидированию внутренних авиаперелётов, потому что обоснованные тарифы гораздо выше, чем могут позволить себе люди. К сожалению, на уровне Российской Федерации не существует такой программы, которая поддерживала бы в должной мере внутренние перелёты. Владимир Владимирович, если возможно, я буду просить Министерство об этом тоже подумать.
В.Путин: Программы же есть, региональная компания – она же создана.
В.Кузнецов: Да, но затраты очень большие, и субсидии, которые позволяют доводить билеты до приемлемого экономического уровня для людей, ложатся полностью на бюджет.
В.Путин: Бумажка там у Вас есть?
В.Кузнецов: Да. Владимир Владимирович, есть ещё несколько проблемных вопросов.
В.Путин: Давайте поговорим.
<…>