Д.Медведев: Уважаемые коллеги!
Мы с вами сегодня встретились для того, чтобы обсудить вопросы государственной поддержки людей с ограниченными возможностями, а также семей, которые воспитывают детей-инвалидов, и граждан, которые ухаживают за инвалидами I группы и пожилыми родственниками. Эта проблематика не случайно, естественно, возникла в сегодняшней повестке дня. Мы к этому вопросу готовились, и сегодня нам надлежит не только обсудить все эти вопросы, но и принять необходимые решения.
Понятно, что инвалиды относятся к категории наиболее уязвимых социальных групп. И количество проблем, с которыми сталкиваются люди с ограниченными возможностями, гораздо больше, чем у других людей. Зачастую их материальное положение подчас зависит только от государства, от тех пособий, выплат, которые они получают. И мы обязаны этот объём поддержки регулярно наращивать, искать для этого возможности.
Государственная поддержка не может сводиться исключительно к выплатам и льготам. Наша задача шире – создать полноценные комфортные условия для жизни инвалидов.
Но вместе с тем государственная поддержка не может сводиться исключительно только к выплатам и льготам. Наша задача шире – создать полноценные комфортные условия для жизни инвалидов, создать такую развитую систему реабилитации, чтобы граждане с ограниченными возможностями могли быть включены в полноценную жизнь. В конечном счёте необходимо просто в корне изменить отношение к таким людям в обществе.
У нас об этом достаточно долго вообще не говорили, сейчас ситуация меняется. Государство должно сделать это одним из своих приоритетов. Дополню, что вопросы поддержки инвалидов внесены на одно из ближайших заседаний Правительства. Просил бы учесть также это обстоятельство при нашем обсуждении.
Ещё одна тема связана с поддержкой тех людей, которые ухаживают за инвалидами. Это нелёгкий труд. Сегодня установлены определённые денежные компенсации, их получают более чем полмиллиона человек, но эти компенсации нельзя признать достаточными, и просил бы тоже сделать соответствующие предложения по всему спектру обсуждающихся сегодня вопросов.
Что ещё хотел бы сказать? Очевидно, чтобы компенсировать труд по уходу за инвалидами, за пожилыми людьми, нужны дополнительные усилия государства. Наша задача – принять эти меры поддержки именно в этом году, в Год семьи. Это просто даже в знаковом плане правильно.
Сегодня на наше обсуждение внесён целый пакет предложений, рассматриваются разные механизмы поддержки. Нам с вами необходимо выйти на принятие согласованного и абсолютно конкретного предложения.
Само обсуждение этого вопроса родилось из нескольких факторов: был ряд обращений в том числе к руководителям государства от гражданского общества, от семей, которые ухаживают за инвалидами. Такого рода обращения были довольно значительные по количеству, они были и по почте направлены, и через Интернет я их получал. Считаю, что это достаточно важно для власти – сохранять такого рода полноценную информационную, коммуникативную среду между гражданским обществом и теми, кто принимает соответствующие решения.
Сегодня мы с вами определимся с основными параметрами, и в ближайшее время на эту тему я подпишу соответствующий указ.
А теперь просил бы Татьяну Алексеевну Голикову [Министр здравоохранения и социального развития] кратко доложить предложения.
Т.Голикова: Уважаемые участники совещания!
Мы поэтапно двигаемся по проблематике, которая связана с решением проблем инвалидов. Вы знаете, что недавно уже было принято несколько решений по этому поводу – это, в частности, упрощение процедуры переосвидетельствования для инвалидов, разделение индивидуальной программы реабилитации на программу реабилитации для детей-инвалидов, для взрослых и специальные меры для ветеранов. Кроме всего прочего, не так давно в рамках подготовки ко Дню Победы принят указ об обеспечении в течение 2008 года инвалидов Великой Отечественной войны автомобилями. И, кроме этого, в этом же указе принято решение, что в 2009 году мы завершаем обеспечение инвалидов от общего заболевания транспортными средствами по тем, кто встал на очередь до 1 января 2005 года.
Сейчас в рамках Вашего поручения, Дмитрий Анатольевич, относительно рассмотрения коллективного обращения граждан, которые ухаживают за детьми-инвалидами и престарелыми родственниками, нами обсуждены и подготовлены к сегодняшнему совещанию предложения, которые касаются нескольких направлений.
Хорошо известно, что сегодня граждане, которые ухаживают за детьми-инвалидами и престарелыми родственниками, в соответствии с указом Президента получают компенсационную выплату в размере 500 рублей. А мы предлагаем уже с 1 июля 2008 года уточнить размер этой компенсации, увеличив её до 1200 рублей, и одновременно внести норму, согласно которой получать эту компенсационную выплату будут граждане в зависимости от количества детей-инвалидов или престарелых родственников, за которыми они ухаживают. Сегодня это не важно. На сегодняшний день у нас количество таких граждан, по данным Пенсионного фонда, которые получают выплату в 500 рублей, оценивается в 580 тысяч человек. Мы не исключаем, что возможен рост этого контингента граждан, но в сегодняшних условиях на эти цели в годовом исчислении нам нужно будет затратить средства в объёме 3,2 миллиарда рублей.
Что касается второго вопроса, который ставился в коллективных обращениях граждан, которые ухаживают за детьми: это вопрос будущего пенсионного обеспечения. И в этой части мы предлагаем сейчас в имеющийся уже в Государственной Думе законопроект, который принят 7 марта в первом чтении и который касается оплаты нестраховых периодов жён военнослужащих и жён дипломатических работников, добавить норму, согласно которой к нестраховым периодам будет отнесен период ухода за детьми-инвалидами и престарелыми родственниками и, соответственно, будет осуществляться начисление пенсионных выплат.
Это незначительные средства, которые нужно будет потратить федеральному бюджету на эти цели. В среднем сегодня такой стаж ухода, по данным Пенсионного фонда, сложился в семь лет, и зависит размер этой выплаты от стоимости страхового года. Если мы сейчас будем продвигаться теми темпами, которые были обозначены в выступлении Председателя Правительства по минимальному размеру оплаты труда, а я уже имею в виду его установление с 1 января 2009 года до 4330 рублей, то прибавка к пенсии у этой категории граждан будет существенная. Так что мы предлагаем внести, как я уже сказала, в тот закон, который находится в Думе, соответствующую поправку, с тем чтобы уже с 1 января 2009 года эти выплаты начислялись в установленном порядке.
Это те меры, которые мы предлагаем принять по тому коллективному обращению граждан, по которому Вы давали соответствующее поручение.
Д.Медведев: Уважаемые коллеги, давайте обсудим то, что сейчас было сказано. Посмотрим какие‑то другие, может быть, варианты.
(Обращаясь к А.Ломакину-Румянцеву.) Александр Вадимович, может быть, Вы два слова скажете, в том числе по Конвенции о правах инвалидов.
А.Ломакин-Румянцев: Спасибо, Дмитрий Анатольевич.
Вы знаете, мне кажется, вообще достаточно символично, что первое обсуждение и первые указы Президента будут посвящены социальной тематике. На мой взгляд, это будет означать для всех людей реальное усиление социальной политики государства.
Безусловно, все проблемы инвалидов не ограничиваются только этими двумя темами: проблем очень много, это, в частности, и жильё. К сожалению, в национальном проекте «Доступное жильё» оно строится без учёта потребностей инвалидов, других маломобильных групп населения, хотя увеличение стоимости жилья – это один процент, если закладывается сразу.
Это образование, материальное положение, о котором Вы говорили. Это ситуация занятости инвалидов. Понимаете, при дефиците трудовых ресурсов мы имеем около пяти миллионов человек, которые хотят работать, но законодательство сегодня мешает этому процессу: оно заталкивает их обратно домой. И поэтому очень важно, на мой взгляд, чтобы принятая в 2006 году Конвенция о правах инвалидов, одним из инициаторов которой является Россия, была подписана в самое ближайшее время, потому что эта Конвенция отражает самые современные подходы в решении проблем инвалидов.
И ещё один момент хотел бы отметить, потому что я думаю, на этом у нас дискуссия не закончится, но я не согласен с Вашим выражением «люди с ограниченными возможностями». Инвалиды уже неоднократно доказали, что возможности у них неограниченны, и поэтому Конвенция как раз и использует термин «человек с инвалидностью» или просто «инвалид».
И мне кажется, что главная проблема, которая будет после подписания Конвенции, – осознание государством и всем обществом того факта, что то, что делает государство для инвалидов, оно делает, по сути, не для инвалидов. Это элемент социальной безопасности каждого гражданина, потому что каждый человек будет себя чувствовать защищённым, что бы с ним ни случилось. Это очень важно, вот почему так важна Конвенция и дальнейшая работа над ней.
Д.Медведев: Спасибо, Александр Вадимович.
Пожалуйста, коллеги, кто хотел бы что‑то ещё дополнить?
А.Ездов: Вы говорили про комфортные условия для жизни инвалидов и включение их в полноценную жизнь. Наш опыт, опыт обучения десяти инвалидов в дистанционной школе, показывает, что наличие у ребенка средств информационных технологий значительно расширяет ту часть жизни, в которой он мог бы участвовать. Одним из тормозов этого процесса является отсутствие этих средств и нормативная база, которая должна как‑то больше поддерживать дистанционное общее и профессиональное обучение.
Д.Медведев: То есть Вы считаете, что нормативной базы для дистанционного образования инвалидов недостаточно?
А.Ездов: Она практически отсутствует.
Т.Голикова: Мы, Дмитрий Анатольевич, в рамках уточнений в бюджете 2008 года, которые были в феврале, предусмотрели соответствующие ассигнования в объёме 151 миллиона рублей, если мне память не изменяет, для оснащения Интернетом наших учреждений, в которых находятся дети в трудной жизненной ситуации.
Буквально в ближайшее время мы проведём соответствующее совещание с директорами этих учреждений, в которых это будет сделано, с тем чтобы согласовать с ними уже исходные условия, потому что дети, которые там содержатся, они все разные, заболевания у них разные, и требования к продукту, который будет там устанавливаться, разные. Поэтому я думаю, что в самое ближайшее время мы уже сможем Вас проинформировать относительно того, что в этом направлении будет предпринято.
А.Ездов: Они как раз приезжают к нам в рамках этого совещания.
Д.Медведев: Деньги‑то у нас есть на это дело, на Интернет?
Т.Голикова: Да.
А.Дворкович: Это только по учреждениям, а речь идёт о том, когда дети дома находятся.
Т.Голикова: И дети, которые дома.
Д.Медведев: А у нас есть приблизительный подсчёт, какое количество детей дома находится?
Т.Голикова: Статистики сегодня такой, к сожалению, нет. Она не ведётся.
Д.Медведев: Надо попробовать нам эту статистику всё‑таки организовать, потому что надо посмотреть, какое это количество, можно подумать над отдельной программой.
Сейчас Интернет у нас бурными темпами развивается, в школах мы его сделали, не так это сложно оказалось, деньги потребовались, конечно. Сейчас занимаемся интернетизацией других образовательных учреждений. Может быть, просто принять решение и посмотреть на то, чтобы эти квартиры, где дети находятся, просто оснастить Интернетом? Надо, чтобы это была, конечно, счётная позиция, чтобы государство могло прикинуть, сколько на это потребуется денег, но это было бы очень неплохо.
А.Фурсенко: Дмитрий Анатольевич, по нашим прикидкам, примерно 50 тысяч ребят сейчас обучаются на дому, официально они обучаются на дому.
И есть ещё один момент. Есть так называемый федеральный перечень реабилитационных мероприятий и технических средств реабилитации.
Д.Медведев: 50 тысяч, правильно я понимаю, что это те, кто просто нам известен?
Т.Голикова: Да, это по остаточному принципу, то есть вычли тех, кто обучается.
Д.Медведев: Я просто боюсь, что всё‑таки эта цифра больше.
А.Фурсенко: Нет, это те, кто официально, – данные соответствующие оформлены, что они обучаются на дому.
Д.Медведев: Знаете что? Давайте так сделаем. Мы по итогам сегодняшнего совещания подготовим моё поручение, проведем анализ, сколько таких детей, и считаю, что мы могли бы эту цифру взять в качестве одного из элементов программы или сугубо федеральной, или, может быть, на принципах софинансирования с регионами. Это не такая большая цифра, чтобы это потребовало каких‑то фантастических затрат.
Есть, конечно, определённые технологические сложности, но в целом сегодняшние технические, технологические возможности позволяют решить этот вопрос в любой точке Российской Федерации, особенно в тех случаях, когда речь идёт о спутниковой доступности и так далее. А мы понимаем, что и для людей, которые ни в чём себе не отказывают, и для людей, у которых в этом смысле больше проблем, выход в Интернет – это, по сути, окно в мир абсолютно для любого человека, здоров он или у него есть проблемы со здоровьем. Это крайне важно.
А.Фурсенко: Дмитрий Анатольевич, есть федеральный перечень реабилитационных мероприятий, технических средств и услуг, предоставляемых инвалидам. В этом перечне то, что касается именно образования, представлено очень слабо, практически не представлено – это азбука Бройля для слабовидящих и слепых, это компьютерная техника, хотя ряд регионов это уже делают, в частности, Москва и Курск, если не ошибаюсь.
Если бы расширить федеральный перечень по крайней мере на часть обязательных реабилитационных средств, то это, наверное, тоже сыграло бы определённую роль. И тогда, если будет поручение, мы посчитали бы, потому что если расширить этот перечень, то, наверное, это решило бы целый ряд вопросов.
Д.Медведев: Давайте посчитаем. Хорошо.
А.Ломакин-Румянцев: Дмитрий Анатольевич, дистанционное обучение, наверное, это в сегодняшних условиях правильно, когда школы не готовы принимать, это нужно делать. Но мне кажется, понимаете, Вы очень правильно сказали о том, что человек должен жить полноценной жизнью. Соответственно, ребёнок должен расти и обучаться среди своих сверстников.
Может быть, рассмотреть этот вопрос дистанционного обучения, но в целом надо рассмотреть, наверное, систему получения инвалидами образования. Не нужно кидаться из крайности в крайность, не нужно сразу стремиться всех в общие школы, потому что ни школы не готовы, ни родители не готовы.
И самое главное, если можно, ещё ряд вопросов затронуть, которые касались бы семей детей-инвалидов, потому что, на мой взгляд, конечно, в первую очередь нужно думать об этих детях, тем более что их можно ещё за этот период успеть вернуть в обычную жизнь.
Сегодня мы имеем тот факт, что все дети-инвалиды получают одинаковое пособие. При этом 50 процентов примерно – это дети очень тяжёлые, которые находятся в лежачем положении, у которых практически всегда неполные семьи, а есть дети в более лёгком положении. Наверное, настало время подумать и над тем, чтобы как‑то поддержать, выделить их уже адресно.