Д.Медведев: Добрый день, уважаемые коллеги!
Это у нас уже вторая встреча в текущем году. В марте мы с вами встречались в Сочи, проанализировали подготовку к Олимпийским играм в Сочи и к Всемирной универсиаде, которая состоится здесь, в Казани, в 13-м году.
Сегодня у нас темы не менее важные, а для развития нашей страны, может быть, просто критически важные. Наша сегодняшняя тема связана с развитием детского спорта в нашей стране и подготовкой спортивного резерва.
Вы знаете, что созданию физкультурно-спортивного воспитания, созданию системы физкультурно-спортивного воспитания было посвящено одно из направлений стратегии развития физкультуры и спорта до 20-го года. Эта стратегия утверждена Правительством в этом году. Следующий шаг, который мы должны сделать, – разработка государственной программы. Я хотел бы услышать, как идёт работа над созданием этой государственной программы, потому что стратегия – это всё‑таки общий документ, а мы должны уже выйти на программные показатели.
Нужно признать, что внимание к развитию детского спорта в нашей стране с каждым годом растёт. Мы сегодня, а многие, здесь присутствующие, вчера смотрели, как развивается в этом направлении спорт в Татарстане. Это результат большой работы здесь, в Казани, в Татарстане, и в других регионах нашей страны. Работы, которую мы с вами начали некоторое время назад.
Надо признаться, что в 90-е годы у нас на это было мало сил, но за последние 10 лет мы всё‑таки сделали определённый шаг вперед. Это и федеральная часть программы, федеральные деньги, федеральные мероприятия и региональные мероприятия. Открываются новые спортивные клубы, сейчас их более 6 тысяч, развивается спортивная инфраструктура. В секциях сейчас занимается более 1,2 миллиона детей и подростков. Цифра неплохая, хотя мы понимаем, что она далеко не покрывает общее количество детей. Каждый год проводится около 100 всероссийских состязаний. В различных спартакиадах ежегодно участвуют 3,5 миллиона школьников.
В нашей стране, напомню, 13,5 миллиона детей, если считать детей в возрасте от 5 до 16 лет, то есть, по сути, с момента начала школьного возраста и до окончания школы. Лишь только часть из них имеет полноценные возможности для занятия спортом.
Ещё раз подчеркну, всё это неплохо смотрится на фоне того, что было 10 лет назад, но абсолютно недостаточно в современной жизни. В нашей стране, напомню, 13,5 миллиона детей, если считать детей в возрасте от 5 до 16 лет, то есть, по сути, с момента начала школьного возраста и до окончания школы. Лишь только часть из них имеет полноценные возможности для занятия спортом.
Ещё одна цифра, совсем неприятная. Из 53 тысяч общеобразовательных учебных заведений в 9 тысячах нет даже своих физкультурных залов. Это не просто отсутствие тех или иных спортивных возможностей, если сравнивать с самыми передовыми школами. (Мы сегодня посмотрели действительно одну очень хорошую школу, примерную, скажем так. Это новая школа, она потребовала затрат.) Залов просто нет. В каждой пятой школе нет спортивного зала. А без зала какая физкультура?
Минтимер Шарипович очень любит приводить в пример урок физкультуры, который он увидел несколько лет назад, когда ещё меньше этим занимались, – виртуальная физкультура. Поэтому надо думать, что с такими школами делать. Это не значит, что их нужно закрывать, но школа не может быть нормальной, если нет спортзала. Тогда, значит, нужно принимать решение. Если мы сохраняем школу, допустим, она не относится к числу совсем малокомплектных и у неё есть потенциал развития, значит, тогда регионам нужно принимать решение и выделять деньги на создание хоть какого‑то спортзала. Переоборудовать помещение в том или ином населённом пункте. А иначе что это за школа?
Университет, у которого нет собственных возможностей для проведения занятий по физкультуре, – это не высшее учебное заведение…Такому образованию грош цена.
Это в полной мере относится и к университетам. Абсолютно та же самая история. Университет, у которого нет собственных возможностей для проведения занятий по физкультуре, – это не высшее учебное заведение. У нас, к сожалению, есть такие, особенно среди так называемых новых частных высших учебных заведений, у которых зачастую есть только юридический адрес – то место, где впоследствии впишут оценки в дипломы и откуда пошлют этот диплом по почте. Такому образованию грош цена, не говоря уже о том, что это образование приходится как раз на тот период, когда молодой человек должен активно заниматься физкультурой и спортом.
Низкая физическая активность выявлена сегодня у 80 процентов школьников. Очень плохая цифра. Две трети школьников имеют хронические заболевания. По тем данным, которые есть у меня, только 10 процентов выпускников школ могут по‑настоящему считаться здоровыми.
Понятно, что критерии оценки несколько изменились. 20 лет назад не было такого медицинского оборудования, поэтому трудно говорить, что сейчас все стали менее здоровыми, чем 20 лет назад, но в любом случае эти цифры не могут не настораживать. Что из этого вытекает? Мы обязаны сделать всё, чтобы спорт был доступен подавляющему большинству детей и подростков. Говорю это ещё раз в этом зале. У нас трудный год, начинался он весьма тяжело, тем не менее трудности заканчиваются и возможности у нас есть, для того чтобы даже в этот тяжёлый год продолжать создание спортивных объектов, необходимых для детско-юношеского спорта и вообще для занятий физкультурой и спортом.
Выступая сегодня на открытии форума, я сказал, что для каждого региона соответствующая статья в бюджете должна быть одним из приоритетов работы. То же самое касается и летнего отдыха. У нас пока так называемым летним отдыхом охвачена лишь половина от той численности детей, которую я привел (около 6 миллионов).
В этом году сдано 200 спортивных объектов. До конца этого года предстоит ввести в эксплуатацию ещё 170. Мы должны сделать всё, чтобы это состоялось.
Сегодня реализуется целый ряд масштабных федеральных программ, в том числе и ФЦП развития физкультуры и спорта. Эта программа рассчитана на период с 6-го по 12-й год. Она предусматривает строительство спортивных залов, бассейнов, стадионов в большом количестве. В этом году сдано 200 спортивных объектов. До конца этого года предстоит ввести в эксплуатацию ещё 170. Мы должны сделать всё, чтобы это состоялось.
У нас и следующий год будет в этом плане трудным. Ввиду оптимизации бюджета программа сокращена, но нам нужно сделать всё от нас зависящее, чтобы подкрепить ФЦП другими возможностями. Появятся возможности на федеральном уровне, можете не сомневаться, мы их используем. Но нужно попробовать подкрепить эту программу другими возможностями: внебюджетным финансированием, финансированием из доходов регионов. Я не буду специально распространяться насчёт того, что практически все эти программы реализуются на местах, это очевидно.
Есть одна принципиальная вещь – это участие бизнеса в создании спортивной инфраструктуры. Хороших примеров, кстати, немало. За последние годы российский бизнес повернулся в сторону спорта, строятся за счёт частных пожертвований и спортивные сооружения, но такого рода работа должна быть ещё более активной.
Очень хорошо смотрятся большие социальные программы. Но, понятно, у «Газпрома» свои возможности. Когда я был в составе совета директоров «Газпрома», специально координировал такой проект – «Газпром» детям». Ещё раз подчеркиваю, «Газпром», конечно, это большая структура, но даже большие структуры зачастую ничего не делают. А эта программа позволила построить более сотни спортивных объектов во многих регионах. И это останется, это точно.
Ещё один вопрос касается пропаганды спортивного, здорового образа жизни среди молодёжи. На эту тему сказано немало, но сделано пока очень мало. На мой взгляд, мы должны здесь использовать все наши ресурсы.
Ещё один вопрос касается пропаганды спортивного, здорового образа жизни среди молодёжи. На эту тему сказано немало, но сделано пока очень мало. На мой взгляд, мы должны здесь использовать все наши ресурсы. Прежде всего надо обратить внимание на средства массовой информации, причём не только на федеральные каналы, хотя это тоже один из ресурсов. Всё это должно звучать в регионах. Есть радио, есть интернет. Этими возможностями мы пока практически не пользуемся.
Теперь о другой теме для разговора – подготовка профессиональных спортсменов и развитие спорта высших достижений. Здесь, откровенно говоря, проблемы те же самые, просто они находятся на более высоком уровне. Условия для тренировок – это первое. Второе – это оплата труда тренеров и забота о самих спортсменах. Многие детско-юношеские спортивные школы, школы олимпийского резерва сегодня находятся в очень плохом состоянии: нет тренеров, нет инвентаря, а подготовка в юношеских, юниорских сборных зачастую осуществляется только за счёт самих родителей.
Есть проблема с законодательной базой. Она касается организационно-правовой формы детских спортивных школ. По этому поводу жду предложений от присутствующих, а также жду предложений по поводу произвольного использования слова «олимпийский» в их названиях. Давайте обсудим, как эту проблему решать, потому что у нас 1200 учебных спортивных учреждений, которые в своём названии используют производное от слова «олимпийский». Надо подумать всё‑таки, стоит ли нам такое количество учреждений сохранять с термином «олимпийский»? Есть и специальные правила на сей счёт, которые устанавливает Международный олимпийский комитет. Поэтому нужны критерии, определяющие право использовать [термин «олимпийский»] и соответствующее определение. Главное, конечно, не в определениях, самое главное – финансирование соответствующих заведений, соответствующих учреждений.
Федерация должна возглавляться профессиональными людьми, которые 24 часа в сутки занимаются этой проблемой. Что касается уважаемых граждан, они могут возглавить наблюдательный совет, но не исполнительный орган этой федерации.
Сейчас необходимо обсудить вопрос поддержки лучших спортсменов (ещё одна тема), членов национальных сборных команд, включая юниорские и юношеские составы. Это особенно актуально сейчас, в преддверии первых летних Олимпийских юношеских игр в Сингапуре, которые будут в следующем году. Победители и призёры игр не должны остаться без поощрения.
Очень многое зависит от федераций, в том числе от международных федераций. Мы сегодня слышали выступления наиболее известных руководителей международных федераций. У нас здесь, в этом зале, тоже представлены руководители наших спортивных федераций, в том числе международных тоже. Здесь все проблемы известны.
На что я хотел бы обратить внимание? Некоторое время назад я давал поручение нашим уважаемым руководителям Правительства, министерств, ведомств, Администрации Президента, которые возглавляют федерации.
Коллеги, федерация должна возглавляться профессиональными людьми, которые 24 часа в сутки занимаются этой проблемой. Что касается уважаемых граждан, они могут возглавить наблюдательный совет, но не исполнительный орган этой федерации. В течение месяца надо всё это привести в соответствие с правилами. Хватит штаны просиживать и в командировки ездить. Это касается всех присутствующих здесь, включая министров и профильных министров.
Пожалуйста, переходим к обсуждению.
* * *
В отношении поручений, которые я считаю правильным по итогам нашего Совета подготовить. Во‑первых, нам действительно нужны предложения по внесению изменений в законодательство в целях разработки госпрограммы. Я об этом сказал, Министр об этом тоже высказался. Такого рода предложения должны быть сделаны.
Далее. То, о чём я только что говорил, нормативно-правовая база, связанная с обеспечением развития и совершенствования детско-юношеского спорта, включая правовой статус учреждений спортивной подготовки, принципы функционирования этих структур, обязанности и некоторые другие нюансы. Я говорил об определении «олимпийский» и так далее. Это очень важное направление работы.
Здесь звучали предложения в отношении финансовой базы. Нам нужно внимательнее посмотреть на наше законодательство. Поэтому предложения, предусматривающие формирование налоговых стимулов для расширения благотворительных пожертвований юридических лиц, направленных на подготовку спортивного резерва и вообще на спортивные мероприятия, — такое поручение будет мною подписано.
Органы исполнительной власти тоже должны включиться в эту работу. Поэтому они при переходе на новую систему оплаты труда в образовательных учреждениях, которые осуществляют подготовку спортивного резерва, должны будут также подготовить свои предложения по системе материального стимулирования тренеров-преподавателей, причём с учётом достижения спортивных результатов воспитанников и целей многолетней спортивной подготовки.
Уважаемые коллеги! Мы с вами понимаем, что за несколько лет нам ситуацию в корне не переломить. В то же время, я полагаю, никто из нас не будет лукавить, многие спортивные объекты, как и определённые наши спортивные успехи последнего времени, были абсолютно невозможны ещё 7–10 лет назад, об этом нужно помнить. Мы всегда должны сравнивать с тем, где мы были и где мы находимся. Мы очень часто апеллируем к советской системе подготовки спортсменов и советской системе физкультуры в школах. Она имела свои преимущества, но мы с вами понимаем, что она имела и огромные недостатки.
Если говорить об уроках физкультуры, то уж нам точно не нужно возвращаться в советскую пору, ничего хорошего в них особенно не было. Все, кто здесь сидит, все, кто имеет медали, или более скромные люди, которые просто довольно много занимались спортом, всё это сделали не благодаря урокам физкультуры, а вопреки им. Поэтому нам нужны новые уроки физкультуры, современные, такие, как мы сегодня видели в Казани. Вот это уже да, это то, что требуется. Ну и, конечно, это должно проходить не только в общеобязательном курсе, но и в рамках факультативных занятий, субботних занятий, соответствующих секций. Вот это наследие нам действительно необходимо использовать.
И последнее. Я при помощи коллег обнаружил несколько вещей, которые вас порадовали. Здесь действительно в одном из материалов перечислены принципы строгой дисциплины в рамках заповедей спортсмена в Китайской Народной Республике. Но я почти под каждым из них готов подписаться. Зачитываю: «Тренируйся упорно. Играй честно. Будь опрятен и пунктуален. Избегай табака и алкоголя». Следующая звучит несколько сомнительно, но всё равно прочту: «Не влюбляйся. Не спеши со вступлением в брак. Занимайся самокритикой». И последняя, очень важно: «Борись с анархией».
Я думаю, на этой позитивной ноте мы и должны с вами закончить. Давайте бороться с анархией. Пусть будет порядок.