Д.Медведев: Добрый день ещё раз, уважаемые коллеги!
У нас с вами совместное заседание двух президиумов, так мы стали практиковать в последнее время для экономии бюджетных средств и для того, чтобы все были в тонусе, понимали, чем занимаются федеральные президиумы, друг друга лучше знали.
У нас сегодня очень хорошая тема. Даже в кризис необходимо помнить о вечном, потому что мы целыми днями разговариваем только о том, где бюджетные деньги достать, как связать те или иные проекты друг с другом, как решить неотложные задачи по социально-экономическому развитию, а сегодня мы будем говорить о культурно-историческом наследии России – назло кризису. И проводим мы это заседание не где‑нибудь, а в Великом Новгороде. Это город, который имеет абсолютно особую историю, особое значение в нашей истории, в развитии российской культуры, – одна из древних столиц нашего государства.
Этот древнейший в России город – я имею в виду, естественно, Российское государство, в узком смысле этого слова, – развивался как центр пересечения и разных этносов, и разных культур, и центр международных экономических связей, образовательных и культурных контактов. Это город, где возникла российская демократия, о чём мы должны помнить, с учётом нашей любви к российской демократии. Именно здесь собирались наши предки на новгородское вече, принимали на себя ответственность за судьбу города, а стало быть, за судьбу всего народа. Сейчас мы должны, ещё раз повторю, возвращаться к опыту этого периода, осмысливая то, что происходило в нашей стране.
Тема сохранения и использования культурно-исторического наследия звучала неоднократно на заседаниях Государственного совета России. За последние шесть лет она обсуждается уже в четвёртый раз. Но я не считаю, что это плохо. Мы, во‑первых, вынуждены к этой теме возвращаться, потому что она огромна. Во‑вторых, откровенно говоря, потому что мы не так много сделали за последнее время, хотя есть вполне серьёзные положительные примеры того, как сохранялось культурно-историческое наследие в отдельных регионах, как праздновались юбилеи наших великих городов, наших великих территорий. И сегодня мы тоже собрались здесь, в одном из наших таких центров.
Тем не менее о хорошем пока закончу, буду говорить о тяжёлом. По мнению экспертов, за последнее десятилетие в России было утрачено более 2,5 тысячи памятников истории и культуры, находящихся под государственной охраной. Больше половины памятников нуждается либо в срочной консервации, либо в реставрации. И понятно, что в данном случае потерянное время зачастую означает физическую утрату предмета истории и культуры.
В этой связи я обозначу несколько моментов, требующих безотлагательного решения на федеральном и региональном уровнях.
Казалось бы, самый лёгкий вопрос, но ситуация (сегодня, когда ещё раз готовился к нашему мероприятию, с удивлением это обнаружил) очень тяжёлая – это состояние нормативно-правовой базы. Чего уж проще вроде бы законы написать и подзаконные акты принять?
Тем не менее хотел бы прямо сказать, что до сих пор не завершена работа по разграничению государственной собственности на недвижимые объекты культурного наследия. Эта работа ведётся уже десять лет или почти десять лет. Она не завершена. И тому есть, наверное, и объективные, и субъективные причины. А нормативно-правовые акты в развитие федерального закона об объектах культурного наследия – закона под номером 73 от 25 июня 2002 года – вообще отсутствуют.
Казалось бы, самый лёгкий вопрос, но ситуация очень тяжёлая – это состояние нормативно-правовой базы. Подзаконные акты создать – это прямая обязанность Правительства и министерств. Я даю на эту проблему три месяца, для того чтобы были подготовлены базовые документы, которые в настоящий момент отсутствуют.
Из отчёта Счётной палаты от 19 декабря прошлого года. Для реализации положений федерального закона, о котором я только что сказал, Правительство Российской Федерации должно было разработать ряд нормативно-правовых актов. До настоящего времени фактически отсутствует правовая база, необходимая для регулирования отношений, возникающих в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия. Это плохой вывод Счётной палаты.
Я обращаю внимание всех здесь присутствующих федеральных руководителей: ситуация нетерпимая. Я понимаю, когда ссылаются на отсутствие денег, ещё что‑то такое, связанное с нашими материальными ресурсами. Но подзаконные акты создать – это прямая обязанность Правительства и министерств. Мы сейчас об этом поговорим. В любом случае я даю на эту проблему три месяца, для того чтобы были подготовлены базовые документы, которые в настоящий момент отсутствуют. И если с 2002 года не озаботились этим, нужно это сделать.
Есть вопросы и по нормативно-правовой базе, которые касаются работы музеев-заповедников. Есть вопросы с регулированием застройки исторических городов, исторических поселений. Эти темы обсуждались, кстати сказать, но решений пока нет.
Ещё один важный момент. Я не раз говорил, что наше уникальное культурно-историческое наследие – это блестящий ресурс для развития туризма. В стране – у меня в справке написано – 450 исторических городов и поселений, но это, что называется, смотря как считать. Я думаю, что, если посчитать более тщательно, их будет гораздо больше. С малыми городами, с небольшими поселениями, но имеющими особое историческое значение, их гораздо больше. И практически все они дают огромные возможности для развития внутреннего и международного туризма.
По данным Всемирного экономического форума (я не уверен, что это справедливые данные, потому что это вопрос субъективной оценки, но тем не менее), Россия занимает девятое место из 130 стран мира по числу культурных объектов. Думаю, что мы можем и на первое место себя поставить, потому что и страна огромная, и так далее, но даже девятое место создает фантастические возможности для развития туризма.
В такой промышленно развитой стране, с высокоразвитой, ещё раз подчеркну, экономикой, как Италия, мы знаем, какую часть дохода формирует туризм. Это, я думаю, где‑то до четверти, а может быть, даже треть дохода. Это Италия. Это не какая‑то маленькая страна, где 30–40 тысяч человек живёт, – Италия.
Думаю, что вы сами понимаете, этот потенциал используется очень слабо, и мы очень значительно отстаём от ведущих стран. Есть объективные причины, они всем понятны: отсутствие необходимой инфраструктуры, отсутствие финансирования, нехватка информации, плачевное состояние самих памятников.
Но есть и другие примеры, и все присутствующие здесь о них знают. Там, где власти совместно с бизнесом, с федеральным центром начинают изменять ситуацию, там туризм становится одним из наиболее действенных механизмов развития региона. Когда это становится одним из ключевых направлений, всё меняется. Памятники сразу становятся отреставрированными, появляются гостиницы, рестораны, даже в довольно скромных условиях. Поэтому главный ресурс в этом направлении – это, конечно, государственно-частное партнёрство, и здесь опять же мы должны всецело использовать те нормативные возможности, которые существуют.
Я напомню, что в законе о концессионных соглашениях концессии могут возникать по 14 категориям объектов, в том числе по объектам культуры. И Правительство в этом случае сработало, утвердило в 2007 году типовое концессионное соглашение в отношении этих объектов. Им надо пользоваться. Это я уже обращаюсь не к Правительству, а обращаюсь к присутствующим здесь губернаторам.
Есть и зарубежный опыт всякого рода доверительного и коллективного управления такими объектами, создания экономических льгот и преференций для инвесторов, вкладывающих деньги в реставрацию. Я сейчас встречался с работниками культуры, работниками музеев. Они, конечно, все в очередной раз ставят вопрос о том, чтобы подумать о такого рода льготах и преференциях. Понятно, здесь нельзя вести тупую политику, потому что примитивные льготы ничего хорошего обычно не дают, кроме различного рода схем и жульнических операций, но, с другой стороны, мы должны думать о будущем. У нас есть закон о эндаументах, но это ещё не все, что нужно делать в этой сфере.
Есть тема детского и молодёжного туризма. Она тоже исключительно важна, потому что она способствует развитию национального самосознания и гражданственности. И такого рода опыт есть во многих наших территориях. Я считаю, что он заслуживает всяческой поддержки.
Там, где власти совместно с бизнесом, с федеральным центром начинают изменять ситуацию, там туризм становится одним из наиболее действенных механизмов развития региона.
В соответствии с моим поручением разрабатывается и специальная федеральная целевая программа «Молодёжь России». Можно было бы предусмотреть в её рамках организацию экскурсионных поездок детских и молодёжных групп, просто как элемент этой программы, формирование молодёжных отрядов, которые могли бы участвовать в реставрационных и археологических работах, в обустройстве инфраструктуры исторических городов и поселений. Кстати, только что именно об этом меня просили наши товарищи, которые здесь, в Великом Новгороде, занимаются археологическими раскопками. Они считают, что это не должно быть каким‑то келейным, кулуарным занятием, уделом только специалистов-археологов, а что здесь всё‑таки должны быть экскурсии на эти места. Туризм развиваться должен. Я думаю, что это совпадающие темы.
Нужно использовать всецело и национальный информационный ресурс, который представлял бы всё многообразие культурно-исторического наследия России. Сейчас, при наличии интернета, это можно сделать в любой школе. Есть идея создания специального портала, централизованного, который был бы этому посвящён. Я думаю, что это в целом позитивная идея. Нужно только, чтобы он был интересным, мог конкурировать с другими интернет-ресурсами, потому что мы зачастую создаём государственные порталы, государственные сайты, а они безобразного качества, скучные, и никто их не посещает. Это должно делаться всё‑таки креативно, должно делаться с выдумкой, на основе современных технологий.
Ну и я закончу своё вступительное слово на том, что в нынешней ситуации в непростые времена мы должны всячески стимулировать поиск новых источников для развития культуры. Это вообще правильная тема – то, что такие источники не должны сводиться к примитивным ассигнованиям из бюджета, хотя это тоже очень важно. Мы должны проявить нестандартный, как я только что сказал, общаясь с коллегами, абсолютно прикладной подход, чтобы было интересно всем: и бюджетникам, и бизнесу. А здесь уже у каждого региона свои возможности.
* * *
Д.Медведев: Уважаемые друзья!
Давайте подведём скорбные итоги. Но, конечно, начну я не с грустных вещей, а ещё раз от имени всех присутствующих поздравлю наших хозяев, которые нас здесь принимают, всех жителей Великого Новгорода. Здесь все высказались. На самом деле, когда в очередной раз приезжаешь, всё‑таки заряжаешься всем этим. И в этом смысле, хотя я большой поклонник цифровых технологий, интернета, я считаю, что мы обязательно их будем развивать, я потом два слова скажу, нужно и передвигаться по стране. Этого не заменит никакое общение с цифрой.
Теперь несколько вещей в порядке комментария к тому, что звучало и не звучало. Некоторое время назад, когда я работал в Правительстве Российской Федерации, я возглавлял Комиссию по проверке сохранности культурных ценностей. Сейчас её возглавляет Александр Дмитриевич Жуков. Хотел бы, чтобы эта Комиссия довела свою работу до конца, и не ради того, чтобы выявить жуликов или наказать тех, кто что‑то не то сделал, хотя это иногда требуется в жизни, а ради того, чтобы мы всё‑таки окончательно оценили, что в наших руках находится. Я думаю, вы в курсе: у нас ещё несколько лет назад, когда я начинал этим заниматься, вообще не было никакого понимания, каким богатством мы располагаем. Не то что там какие‑то цифровые технологии, виртуальная реальность, просто мы не понимали, что есть в наших музеях. Я не говорю про крупнейшие музеи, где, в общем, работа эта налажена, зачастую, кстати, когда‑то благодаря поддержке из‑за рубежа и собственным, конечно, усилиям. А я говорю про обычные, средние, провинциальные музеи, деревенские музеи, отраслевые музеи. Просто непонятно, что там есть. И огромное количество экспонатов как корова языком слизнула. Причём это не проматывание имущества периода Советского Союза – мы любим всё списывать, что в 30-е годы распродали всю нашу страну большевики, – нет, это позднейшие утраты!
Ещё раз повторяю: мы должны эту работу завершить, чтобы понимать, чем мы располагаем. Мы договаривались, что это будет единый электронный каталог, который, кстати, по‑хорошему должен быть доступен любому гражданину Российской Федерации, просто через компьютер, чтобы он мог «залезть» в любой провинциальный музей и понять, что там есть. Открытая, сквозная система, на неё нельзя жалеть денег. Точно так же, как и на системы охраны, ну в тех, естественно, параметрах, в которых это необходимо для дела. Надеюсь, что эта работа будет завершена в ближайшее время, и мне Правительство доложит на эту тему.
То, о чём говорил Сергей Герасимович Митин, по поводу центра реставрации на базе Новгорода. Я посмотрел, конечно, силы у вас хорошие, надо проработать эту идею. (Обращаясь к А.Авдееву) Посмотрите, Александр Алексеевич, что можно сделать. Может быть, создать единый центр реставрации, кстати, на Новгород и Псков. И сразу хочу сказать, что, конечно, Псков находится в существенно более сложном состоянии, и здесь нужно подумать о том, каким образом поддержать то, что сохранилось, реализовать эти программы, которые назывались.
Здесь ряд коллег, прежде всего Министр культуры, говорили про то, что 94-й закон до сих пор не дочистили. Коллеги, ну надо самим дочистить. Я вот как ни приду в любой творческий коллектив, мне все одно и то же говорят: главная «зараза» – это 94-й закон, потому что там конкурсное начало, мы не можем на конкурсных началах, на началах тендеров, распределять услуги уникальных людей. Поправьте наконец это тогда. Подготовьте предложения, и, если нужно, я дам ещё одно поручение. Там кое‑какая работа велась, 94-й закон подчистили, вот наши товарищи из Государственной Думы, из Совета Федерации знают об этом.
По тому, что говорила Валентина Ивановна Матвиенко. Я хотел бы, чтобы вот эти изменения, о которых Вы говорили, тоже в нормативные акты, были переданы для анализа к нам, сюда, потому как перед Валентиной Ивановной стоит, конечно, может быть, самая сложная задача из всех, здесь присутствующих, не исключая и федеральных руководителей. Получить в управление город, который представляет собой гигантский музей, и при этом ничего не снести, а самое неприятное, что всего в частные руки и не передать – не возьмут, не нужно, дворцы не нужны. В некоторых других городах есть там два-три дворца. И там в любом случае найдутся деньги для того, чтобы их отреставрировать, потому что это «изюминка» городская. В Питере одни дворцы. И в этом смысле, конечно, это очень сложная, кропотливая работа. Поэтому я хотел бы, чтобы Ваши предложения были переданы. Мы их изучим.
По поводу стратегии новой культурной политики, о которой говорил Михаил Борисович Пиотровский. Если она у вас есть, давайте посмотрим. Вы сказали, что нужно её разрабатывать.
Подготовьте и обсудите в рабочих группах президиума, потом посмотрим.
Да, по поводу указа Президента по Пскову. Я не против. Пожалуйста, если это необходимо, давайте.
По поводу исполнительских музыкальных школ, то, о чём говорил Денис Леонидович Мацуев. Я думаю, что нам нужно действительно подумать о грантах для поддержки именно специальных музыкальных школ и, может быть, некоторых других специальных школ такого порядка. Я хотел бы, чтобы Администрация и Правительство это проработали. Там, конечно, мы ничего фантастического не придумаем, но даже если это будет разумное количество людей и разумные деньги, то это уже будет важно. Если платить более или менее скромные деньги, то наши педагоги здесь останутся.
По народным промыслам. Надо продумать. Можно ведомственную программу посмотреть. Подумайте просто, как это сделать более точно. Но, если у нас действительно количество людей, которые народными промыслами занимаются, так радикально уменьшилось, это очень страшная такая тенденция. Надо поддерживать людей, это тоже очевидно.
Реагируя на эмоциональный спич Никиты Сергеевича [Михалкова]. В общем, он, конечно, безусловно, оправдан. Потому что, казалось бы, мы здесь занимаемся неким мелкотемьем таким: вот какое поручение выполнено, какое не выполнено, что с законом произошло, почему не приняты дополнительные ведомственные нормативные акты в его развитие, инструкции почему не приняты. Я согласен с тем, что мы должны ставить перед собой большие идеи. Идея навести порядок в собственной стране относится к числу таковых идей. Но здесь мы не можем ограничиться просто призывами, это не сработает, это мы уже всё проходили.
Вот действительно, никто не хочет жить на помойке, всем противно жить на помойке. Но как только задаешь вопрос: «А вы готовы эту помойку убирать?» – все умывают руки, потому что никто не хочет быть дворником, а все хотят быть бизнесменами, юристами, экономистами. Здесь не хватит призывов, Никита Сергеевич, и даже не хватит большой программы по телевидению или как‑то иначе осуществляемой. Здесь должны быть какие‑то более глубинные вещи, которые будут способны донести этот код до того, что содержится в черепной коробке.
Н.МИХАЛКОВ (без микрофона): …
Д.Медведев: Да-да, Вы про окурок говорили. Я Вам потом, по окончании нашего совместного президиума, анекдот про окурок у Большого театра расскажу, если Вы не знаете. Здесь не могу, а потом расскажу.
Далее. Я полностью поддерживаю идею отметить 1150-летие возникновения нашего государства. Потому что если придерживаться канонической, а не фоменковской или каких‑то иных лжеверсий, то у нас нет никаких других оснований считать, что наше государство возникло как‑то иначе. Понятно, это были сложные процессы, но у нас есть история, которая уже, можно считать, столетиями воспринимается однозначным образом. И такого рода юбилеи, мне кажется, необходимо отмечать. Надо подготовить и программу, и выпустить, я считаю, указ на эту тему, подумать, что это должно быть. Помимо тотальной приборки по стране это всё‑таки должны быть и государственные мероприятия, потому что это нельзя не отметить на самом высоком государственном уровне.
По поводу цифрового контента с художественным содержанием. Я эту идею, естественно, полностью поддерживаю, несмотря на необходимость ездить друг к другу в гости. Надо считаться с тем, что молодёжь хочет получать информацию в привычном для неё виде. Надо воспитывать молодёжь, надо делать так, чтобы люди ходили на концерты, в театры. Но мы не должны просто заслоняться в такой высоколобой уверенности, что если это интернет или цифровое телевидение, то это от лукавого. Это бессмысленно, потому что это ни к чему хорошему не приведёт, не будет ни доброго, ни вечного, ничего другого. Сто раз уже все говорили, что вот эти все каналы, которые идут у нас, очень высокого качества, кстати сказать, типа «Дискавери», и так далее. А где наши‑то такие каналы? Ну есть канал «Культура», там тоже не всё идеально, наверное, надо там тоже порядок наводить и просто делать его более современным, может быть, подходящим к нынешнему времени. Это хороший канал, но должны быть и другие цифровые продукты. А у нас никто и не взялся за эту идею.
Я помню, ко мне наш бизнес подходил: «Мы хотим забрать целый набор каналов, для того чтобы создать российский «Дискавери», создать российские каналы, которые будут популяризировать наши достижения в области науки, техники, географические исследования, историю». И нет ничего. Есть несколько документальных неплохих каналов, которые «висят» на платформе «НТВ-Плюс». Неплохие они, кстати, на самом деле. Там показывают старые фильмы, интересные новости советского периода. Но этого мало. Нужны полноценные сюжеты – вот такие, как снимаются для «Дискавери». Я понимаю, конечно, что это тоже деньги, но всё равно нужно этим заниматься.
И в завершение я всё равно хотел бы согласиться с тем, что начинать всё равно по всем этим вопросам нужно с себя, здесь Никита Сергеевич Михалков прав. Но идеологию, сферу идеального, мне кажется, не следует противопоставлять материальному, она должна быть в гармонии, а иначе это возврат в Советский Союз. Мы должны учить людей не только на блестящих примерах творчества, но и на современных материальных носителях. Вот мы с вами по городу ехали, увидели, что там дома отреставрированы. Я считаю, что воспитательное значение этого не меньше, чем, может быть, чтение книжки, потому что как раз люди начинают осознавать, что город – их достояние.
Но культура в целом, то, чем мы занимаемся, – это, конечно, не только дворцы. Кстати, дворцами мы научились заниматься очень хорошо, все умеют осваивать миллиарды, расставлять итальянскую мебель, монтировать английскую сантехнику. Но на самом деле это не только создание больших объектов, гораздо труднее вот такая кропотливая, малая работа: небольшие музеи, библиотеки городские и сельские, концертные залы небольшие, провинциальные театры, на которые у нас как раз меньше всего денег. И вот тогда, когда мы научимся решать эти задачи, можно считать, что мы действительно со всеми проблемами или почти со всеми проблемами самоидентификации реально справимся. Как это делать – очень сложная вещь. Это технологическая задача, с одной стороны, а с другой стороны, задача идеологическая. И в этом вопросе нам ещё предстоит найти некую золотую середину.
Я надеюсь, что, несмотря на то что мы с вами обсуждали все эти темы в период сложностей в нашей стране, кризисный период, тем не менее все здесь присутствующие (я, конечно, обращаюсь к губернаторам тех территорий, которые сегодня представлены в президиуме, и тем, кто приехал сюда), что вы этим вопросам будете уделять всё равно первостепенное внимание, несмотря на то что перед каждым из вас стоит задача накормить, решить элементарные социальные задачи. Но без решения задач в этой сфере у нас ничего не получится.
Спасибо.