Д.Медведев: Уважаемые коллеги, давайте сегодня поговорим о пенсиях. Мы некоторое время назад обсуждали перспективы развития пенсионной системы, это было в апреле, с тех пор уже прошло довольно значительное время. Но самое главное, что принято необходимое решение, 17 июля Госдума приняла два базовых закона, касающихся пенсионной реформы. Только что я их подписал, вот они лежат, и как раз есть необходимость поговорить о том, как мы их будем применять.
Целью применения этих законов является повышение уровня пенсионного обеспечения для людей старшего поколения, причём с учётом так называемого советского стажа работы и, конечно, социальной защищённости работающих граждан в целом. И в этой связи я обозначу буквально пару вещей, а после этого мы с вами поговорим о том, что нам делать.
Во‑первых, пенсия должна рассчитываться исходя из тех правил, которые в настоящий момент приняты. Будет установлена помощь, поддержка, прежде всего для тех, у кого пенсия является единственным источником дохода, а её размер ниже установленного в регионах прожиточного минимума. Для таких пенсионеров впервые будут введены социальные доплаты в тех регионах, где прожиточный минимум выше среднероссийского. Субъектам Федерации предстоит определить число пенсионеров, которые будут получать доплаты и необходимый для этого объём финансирования; кстати сказать, также нужно будет определить средства для социальных выплат и зафиксировать их в полном объёме именно на эти цели в бюджетах.
Руководители регионов должны понимать, что от их эффективной работы во многом будет зависеть ликвидация бедности как общее направление нашей работы для пенсионеров – направление, которое мы взяли на себя некоторое время назад и которое мы не должны менять.
Во‑вторых, в ближайшее время планируется переходить от единого социального налога к уплате страховых взносов. Ещё одна тема, непростая и с точки зрения организации, и с точки зрения последствий. Поэтому должны существенно поменяться ставки и порядок администрирования данных платежей. Эта модель должна работать эффективно, но мы должны для этого обеспечить необходимое взаимодействие всех участников процесса, я имею в виду и пенсионных, и страховых фондов, и исполнительной власти, и бизнес-структур.
Здесь ещё есть проблемы, есть различное понимание, поэтому я пригласил на это совещание руководителей банков и руководителей пенсионных структур. Давайте об этом поговорим, но прежде я бы хотел, чтобы короткий комментарий к этим законам с учётом их важности, долгосрочности в целом дали присутствующие здесь министры, отвечающие за соответствующие направления.
Татьяна Алексеевна, два слова Вам, пожалуйста.
Т.Голикова: Спасибо, Дмитрий Анатольевич! Уважаемые коллеги!
Те пенсионные законы, которые были не так давно приняты Думой и одобрены Советом Федерации и сегодня Вами подписаны, дают нам возможность повысить средний размер трудовых пенсий на конец 2010 года до 7781 рубля. Если сравнивать это с концом 2009 года, где [с учётом] увеличения [средняя пенсия] составит 6175 рублей, то соответственно средний размер трудовых пенсий возрастёт примерно на 1500 рублей за 2010 год.
Если говорить о трёхлетнем периоде, о том периоде, на который мы сейчас формируем бюджет Пенсионного фонда и федеральный бюджет, среднее увеличение пенсий составит 3285 рублей. Что это означает? Это означает, что соотношение между средним размером трудовой пенсии в 2010 году и прожиточным минимумом пенсионера составит 162,8 процента. Я напомню, что мы ставили себе достаточно амбициозные задачи, когда принимали предложение в рамках совершенствования пенсионного законодательства, по поводу того, чтобы средний размер трудовой пенсии в обозримой перспективе 2016–2017 годов, равнялся 2,5 прожиточного минимума пенсионера.
Кроме этого, я хотела бы обратить внимание на то, что есть категории получателей, у которых пенсия возрастёт достаточно существенно, – это инвалиды вследствие военной травмы, это участники Великой Отечественной войны. У них средний размер пенсий к концу 2010 года составит соответственно 18 210 рублей и 18 217 рублей. Это связано и с тем законодательством, которое действует сегодня (у них пенсии выше), и также с одной новой нормой, которая вводится в пенсионное законодательство, это пересчёт пенсионных прав граждан, которые приобрели стаж в советское время, до 1991 года.
17 июля Госдума приняла два базовых закона, касающихся пенсионной реформы. Только что я их подписал, вот они лежат, и как раз есть необходимость поговорить о том, как мы их будем применять.
Я напомню, что у нас увеличение пенсий будет производиться через увеличение расчётного пенсионного капитала по состоянию на 1 января 2002 года. Увеличение – на 10 процентов плюс один процент за каждый год работы в советский период. Эта норма коснется 36,5 миллиона пенсионеров. Средний размер увеличения пенсии оценивается от 1140 рублей до 1650–1700 рублей для лиц старше 70 лет. При этом пересчёт пенсионных прав будет производиться автоматически органами Пенсионного фонда. И если при получении нового размера пенсии граждане обнаружат, что они считали, скажем, свой размер пересчёта более высоким, то они вправе обратиться в Пенсионный фонд с представлением соответствующих документов и соответствующего заявления для того, чтобы уточнить размер увеличения расчётного пенсионного капитала.
Д.Медведев: Кто будет это определять, если возникнут расхождения в собственных подсчётах пенсионера (потому что это довольно непростая задача) и тех данных, которые будут в Пенсионном фонде?
Т.Голикова: На сегодняшний день, и Вы это видели, когда мы с Вами посещали Забайкальский край, все территориальные отделения Пенсионного фонда имеют и ведут пенсионные дела как в бумажном виде, так и в электронном виде, и у них есть все параметры назначения пенсий для тех пенсионеров, которые сегодня таковыми являются. И если будет ощущаться какой‑то недостаток документов при оценке пенсионных прав, то, естественно, пенсионеры должны будут донести документы, которые подтверждают стаж работы в советское время, и, естественно, это будет приниматься и пересчитываться органами Пенсионного фонда.
Д.Медведев: То есть на самом пенсионере тогда будет обязанность найти эти документы?
Т.Голикова: Если есть ошибка при расчёте.
Д.Медведев: Если есть ошибка и если пенсионер считает, что она допущена, тогда он должен найти соответствующее обоснование, соответствующие данные.
Т.Голикова: Да, абсолютно.
И ещё одна новелла, о которой Вы сказали в своём вступительном слове, — это введение так называемой социальной доплаты до прожиточного минимума в Российской Федерации и до прожиточного минимума в субъекте Российской Федерации. До прожиточного минимума в Российской Федерации – это обязательство Российской Федерации, здесь соответствующие денежные средства будут предусматриваться в федеральном бюджете. Но я также хочу обратить внимание, что доплата до прожиточного минимума в Российской Федерации и в субъекте Российской Федерации, согласно закону, будет осуществляться по совокупности всех выплат, которые гражданин получает, то есть не только пенсионные, но и единовременные денежные выплаты населению, дополнительное ежемесячное материальное обеспечение и так далее, в зависимости от того, какой конкретный набор гражданин имеет для себя.
И здесь очень важно (мы сейчас работаем по этому направлению) отладить и информационное, и нормативное взаимодействие с субъектами Российской Федерации в той части, которая касается доплаты сверх российского прожиточного минимума, когда прожиточный минимум в субъекте выше. Здесь соответствующие нормативные документы должны принять субъекты Российской Федерации, и они же должны будут предусмотреть в своих бюджетах средства на осуществление этой доплаты. Это не означает, что федеральный бюджет отказывается от соответствующей финансовой помощи, такая финансовая помощь будет предоставляться, но она будет предоставляться только тем бюджетам, которые являются на сегодняшний день высокодотационными.
Д.Медведев: Понятно, спасибо.
Алексей Леонидович, помимо собственно самих изменений необходимо, чтобы эти изменения у нас сопровождались соответствующим финансированием – как текущим, так и перспективным. Что Вы можете по этому поводу сказать?
А.Кудрин: Уважаемый Дмитрий Анатольевич! Совместно с Минздравсоцразвития мы провели расчёты необходимой дотации федерального бюджета Пенсионному фонду. Во‑первых, на проведение пересчёта прав пенсионеров, то, что мы называем валоризацией, в следующем году в бюджете впервые возникает такой расход размером 502 миллиарда рублей. Соответственно всегда эти обязательства по досчёту прав пенсионеров остаются на федеральном бюджете.
Второе. С учётом принятых решений по составу пенсии, её структуре, порядке индексации – в следующем году у Пенсионного фонда возникнет дефицит, он связан ещё и с тем, что мы живём в период кризиса, что доходы снижаются, не так быстро растут фонды оплаты труда. И в следующем году дефицит Пенсионного фонда составит, по тем прогнозным данным, которые мы сейчас согласовали, 1 триллион 166 миллиардов рублей. Эти ресурсы заложены в нашем прогнозе бюджета, сегодня мы завершаем подготовку основных характеристик и параметров федерального бюджета, на следующей неделе будем рассматривать на бюджетной комиссии, заседании Правительства. Эти расходы заложены и обеспечены в бюджете следующего года и в прогнозе трёх лет.
В 2011 году дефицит Пенсионного фонда будет ниже, потому что вступают в действия новые ставки страховых платежей. Кроме того, мы закладываем в федеральный бюджет субсидию субъектам Российской Федерации как раз на доплату до прожиточного минимума. И в следующем году эти суммы составят в федеральном бюджете 23 миллиарда 180 миллионов рублей, что тоже обеспечит своевременные, чёткие выплаты этих доплат и ликвидацию бедности среди пенсионеров.
<…>