Д.Медведев: Добрый день!
Неделю назад мы встречались, обсуждали ряд экономических тем, и мной был затронут вопрос о финансировании государственного оборонного заказа. Это тема, которой Правительство занимается регулярно, к сожалению, без должных успехов.
Я давал поручение в течение недели проработать вопрос, что происходит, какие дополнительные меры должны быть приняты, потому что в ходе моих поездок, как, наверное, и ваших поездок, с кем из губернаторов ни разговариваешь, все говорят об одном: да, деньги в бюджете есть, мы должны были бы их получить, но наши предприятия эти деньги не получили, потому что они застряли либо в Министерстве обороны, либо в каких‑то других ведомствах, либо у «головников», у тех компаний, которые должны разверстать эти деньги по предприятиям, поэтому реально трудовые коллективы денег не получают.
Недавно я в Петербурге разговаривал на эту тему, потом давал разовое поручение начальнику Генерального штаба и так далее.
Что сделано и как будет развиваться ситуация в ближайшее время, доложите ваши предложения, потому что этот вопрос уже выглядит очень тяжело.
Ситуация, ещё раз говорю, плохая. Поэтому я поручаю Министру обороны лично за этим тоже следить с тем, чтобы уважаемые руководители головных структур эти деньги всё‑таки передавали реальным поставщикам продукции, реальным исполнителям гособоронзаказа.
И.Шувалов: Дмитрий Анатольевич, сегодня на заседании Правительственной комиссии по повышению устойчивости развития российской экономики мы рассматривали вопрос о том, как осуществляется работа министерствами и ведомствами по заключению контрактов и доведению средств до тех, кто эти средства должен получить: до головных исполнителей либо до организаций, с которыми заключены такие контракты. Работаем очень активно и интенсивно.
К настоящему моменту Министерством обороны доложено и Федеральным казначейством подтверждено, что заключены все контракты, которые мы планировали, за исключением контрактов на сумму до 100 миллиардов рублей, по которым необходимо произвести соответствующие корректировки в гособоронзаказе. И сегодня мы дадим Вам предложения, как по этой сумме контрактную работу организовать с тем, чтобы её закончить в кратчайшие сроки и довести денежные средства до исполнителей. По остальным денежным средствам все контракты заключены, это свыше пяти тысяч контрактов.
Федеральное казначейство проинформировало, что все контрактники зарегистрированы казначейством, то есть они заключены и зарегистрированы, и по этим контрактам осуществлено авансирование, то есть свыше 190 миллиардов рублей направлено на исполнение государственного оборонного заказа в настоящий момент, то есть эти денежные средства вышли из бюджетной системы Российской Федерации и направлены конкретным предприятиям по контрактам.
Д.Медведев: Игорь Иванович, я правильно Вас понимаю, слово «направленный» заставляет внутренне поёжиться: это что, «деньги в пути», как принято говорить, или же это деньги, которые должны прийти на счета конкретных предприятий-производителей, а не посредников, не головных структур?
И.Шувалов: Деньги, которые списаны со счетов казначейства и получены на счета предприятий…
Д.Медведев: Уже непосредственных производителей, которые поставляют продукцию по гособоронзаказу.
И.Шувалов: И которые являются стороной по контракту.
Совершенно справедливо замечание о том, что не все предприятия, которые участвуют в исполнении государственного оборонного заказа, получили к настоящему моменту бюджетные средства, поскольку в исполнении государственного оборонного заказа участвует большое количество предприятий: это десятки тысяч предприятий, поскольку только одних контрактов, которые заключило Министерство обороны, – больше пяти тысяч.
Крупнейшие головные организации нам предоставляют в настоящий момент информацию обо всех кооперационных, обо всех тех контрактах, субконтрактах, которые они заключают, для того чтобы обеспечить в полном объёме исполнение контракта с Министерством обороны. Но в настоящий момент механизма, который был бы нормативно разработан и закреплён, о том, как проследить и понудить к тому, чтобы денежные средства от главных исполнителей до всех предприятий по кооперации были доведены, у нас нет.
В связи с этим Министерством финансов и Министерством экономического развития предложен порядок, по которому мы через Сберегательный банк Российской Федерации, Газпромбанк и Внешторгбанк путём открытия специальных счетов для организаций – исполнителей работ по гособоронзаказу будем направлять денежные средства, а эти банки будут с этих спецсчетов денежные средства доводить до всех предприятий, участвующих в кооперации.
Д.Медведев: Это будут три уполномоченные банка?
И.Шувалов: В настоящий момент – три.
Мы думаем, что этот список будет затем расширен. Но сейчас мы договорились, что опробуем этот механизм в качестве экспериментального, пилотного. Такой опыт когда‑то в нашей стране существовал и был достаточно успешным.
Мы хотим взять наиболее крупные, наиболее важные контракты, отработать схему доведения денег до всех предприятий, участвующих в производственной кооперации, и вместе с тем с банками отработать механизм контроля за целевым использованием денежных средств и эффективности расходования таких средств, насколько эффективно расходуются бюджетные средства.
И мы сегодня на Комиссии определили, какие это контракты. Министерство обороны эти контракты нам представит в ближайшие дни. По всем остальным министерствам мы договорились, какие крупные контракты мы будем через эту систему проводить. И мы в целом договорились о таком финансовом плане, по которому порядка 390 миллиардов рублей мы доведём до организаций к концу августа текущего года.
Таким образом, у нас авансирование произойдет порядка 80 процентов по гособоронзаказу, что в настоящих условиях считается оправданным, поскольку кредитный ресурс сжат, банки не предоставляют заёмный капитал, как это было в предыдущие периоды. У нас производилось авансирование в меньшем объёме, поскольку предприятия могли занимать, получать кредиты для осуществления гособоронзаказа. Поэтому мы в этом году идем на большее авансирование, понимая, что заемный капитал недоступен.
Это несёт определённые риски, поскольку у Министерства обороны не будет такого жесткого контроля и способности проконтролировать исполнение заказа, с тем чтобы и качественно работа исполнялась, и в срок поставка осуществлялась. Но будем делать всё для того, чтобы эти повышенные темпы авансирования приводили к тому, чтобы все‑таки качество работы не снижалось.
Ещё раз, наш кассовый план мы перед собой поставили – доведение до 80 процентов авансирование до конца августа текущего года.
Д.Медведев: Может быть, это риски какие‑то и создаёт, но ещё большие риски возникают в случае, если предприятия, которые выпускают продукцию, рассчитывая на то, что мы за неё рассчитаемся достаточно быстро, денег от государства не получают, в лучшем случае вынуждены прибегать к кредитованию за очень высокие проценты, а трудовые коллективы просто не получают зарплату.
Что по линии Министерства обороны будет сделано?
А.Сердюков: Дмитрий Анатольевич, по состоянию на 10 июня заключено 5 527 контрактов на сумму 378 миллиардов рублей. Это 77,3 процента от общего объёма выделенных средств в гособоронзаказе. Только за последний месяц мы заключили 1495 новых контрактов на сумму 56 миллиардов рублей. Как Игорь Иванович [Шувалов] только что сказал, распределено 193,3 миллиарда рублей, и в ближайшее время мы готовим сумму порядка еще 10 миллиардов к этим деньгам. Мы планируем, что в июне будет порядка 32 миллиардов распределено по контрактам, в июле – 36, в августе – 42, и так до конца года. В среднем получается где‑то 7–8 миллиардов еженедельно и порядка 30, чуть больше 30 миллиардов, – в месяц.
В дополнение просто ещё хотел сказать, что мы к 20 июня подпишем со всеми головными предприятиями, с которыми у нас заключены контракты, дополнительные соглашения, по которым они берут на себя обязательства в 10-дневный срок перечислить все деньги, которые положены на авансовые платежи, соисполнителям. Эта работа у нас ведется, и у нас уже есть практически со всеми устные договоренности, но к 20 июня мы подпишем уже конкретное дополнительное соглашение. Плюс к 20 июня мы получим все списки соисполнителей по всем нашим контрактам и будем абсолютно точно понимать, кто участвует в том или ином контракте, той или иной продукции. Такая работа сейчас идёт.
Д.Медведев: Понятно. Значит, работу эту все затянули, ситуация, ещё раз говорю, плохая. Поэтому я поручаю Вам как Министру обороны лично за этим тоже следить с тем, чтобы уважаемые руководители головных структур эти деньги всё‑таки передавали реальным поставщикам продукции, реальным исполнителям гособоронзаказа. Естественно, соответствующие общие контрольные полномочия будет осуществлять Правительство по линии вице-премьера Сергея Борисовича Иванова.
Потому как мало перечислить деньги «головникам», надо, чтобы эти деньги разошлись. Здесь у нас присутствуют уважаемые руководители ряда головных структур. Понимаю, что всегда есть причины, проблемы, кому можно перечислять, кто на картотеке сидит, у кого‑то ещё какие‑то есть ситуации, тем не менее деньги должны уходить, и Вы за этим лично следите.
А.Сердюков: Есть.
Д.Медведев: Теперь по общему движению средств. Есть что у Федерального казначейства добавить к тому, что сказал Первый вице-премьер?
Р.Артюхин: Можно отметить, что в настоящее время действительно перечислено из федерального бюджета 193 миллиарда рублей. Общий уровень расходования средств, таким образом, от ассигнований составляет 44 процента. Это выше, чем средний процент исполнения бюджета по всем остальным направлениям расходов. Это хороший уровень исполнения, в настоящее время имеется по главе «Министерство обороны».
Д.Медведев: Понятно. Для Министерства обороны здесь всё в порядке, для Минфина – тем более всё в порядке. Для самих предприятий только не всё в порядке, потому что процент исполнения высокий, а денег нет ни фига. Это один из чудесных парадоксов нашей экономики.
Всё, значит, все решения приняты. Буду держать это на контроле: Администрации Президента; Контрольному управлению тоже поручаю за этими вопросами следить.
<…>