Д.Медведев: Александр Дмитриевич. Конечно, я хотел бы с Вами сегодня обсудить прежде всего то, что волнует всех нас в этой текущей ситуации, я имею в виду цифры по занятости, по безработице, какова их динамика в настоящий момент, есть ли какие‑то изменения к лучшему, пройден ли пик или же всё‑таки мы сейчас находимся в преддверии других событий. Это первое.
Второе – конечно, хотел бы обсудить также, что у нас происходит с выплатой заработной платы. Доложите эти вещи.
А.Жуков: Что касается занятости, Дмитрий Анатольевич, Вы знаете, у нас достаточно сложная ситуация на рынке труда складывалась начиная с октября прошлого года. Мы с этого момента начали вести еженедельный мониторинг ситуации, и у нас еженедельно количество и регистрируемых безработных, и общее количество безработных увеличивалось. Пика, пожалуй, это достигло где‑то в январе–феврале, когда каждую неделю регистрировалось примерно по 100 тысяч безработных, а в марте–апреле эта ситуация стала стабилизироваться. С конца апреля мы наблюдаем пусть и не очень, может быть, существенное, но еженедельное снижение количества зарегистрированных безработных. Максимальная цифра, которой у нас достигло количество зарегистрированных безработных – 2 миллиона 250 тысяч человек. Это примерно на миллион больше, чем было в начале кризиса осенью прошлого года.
Последние четыре недели количество зарегистрированных безработных снижается. И по данным нашего мониторинга, за последнюю неделю количество безработных снизилось на 22 тысячи человек.
Д.Медведев: С чем это связано, Александр Дмитриевич? Что это за процессы?
Нам нужно сделать так, чтобы временные трудности, связанные с финансированием, не повлияли на позитивную динамику. Мы вкладывали в это и силы, и средства, и было бы сейчас непростительной ошибкой всё это разменять на текущую конъюнктуру и сказать, что мы эти программы должны свернуть. В этом смысле позиции должны быть прежние. Курс на социальную поддержку, на исполнение социальных обязательств будет продолжен.
А.Жуков: Я думаю, что здесь несколько причин. Первая, я надеюсь, что всё‑таки мы наблюдаем некоторое оживление в конце мая в целом в экономике и в промышленности. Кстати, об этом же говорят и цифры сокращения задолженности по заработной плате. Вторая причина, думаю, имеет сезонный характер. Всё‑таки начало весенне-летних сельскохозяйственных работ создаёт много новых дополнительных рабочих мест, и это сокращает численность безработных. И третья, на мой взгляд, немаловажная причина – это реализация региональных программ по стабилизации на рынке труда. Эти программы сегодня разработаны во всех субъектах Российской Федерации, они утверждены, общая сумма финансирования этих программ из федерального бюджета составляет 25 миллиардов рублей. В 77 субъектах сегодня эти программы начали активно уже реализовываться, уже 10 миллиардов рублей перечислены, заключены десятки тысяч договоров и на переобучение, и на общественные работы, и на создание собственного бизнеса.
Недавно мы проводили всероссийское селекторное совещание по этому вопросу с регионами. Некоторые регионы говорят о том, что в полтора раза, где‑то даже больше, увеличилось количество малых предприятий. Это, конечно, связано и с реализацией этих программ, но, думаю, также и с тем, что вообще по малому бизнесу у нас существуют дополнительные программы, связанные с кредитованием, 30 миллиардов через Внешторгбанк идут.
Я думаю, что причины таковы. Хотя должен сказать, что ситуация ещё остаётся достаточно сложной. Мы отслеживаем не только данные по зарегистрированным безработным, но также и по работникам, которые находятся в состоянии неполной занятости или вынужденных отпусках.
Д.Медведев: Чтобы наши люди понимали, в чём разница между этими категориями, – обычно оперируют двумя цифрами: первая цифра, о которой Вы только что сказали и которая, по данным мая, всё‑таки потихонечку, но начала снижаться, – это количество зарегистрированных безработных; а вторая цифра – это общая оценка лиц, незанятых или не полностью занятых, которая проводится по международной методике и которую обычно где‑то помещают в пространство около 6 миллионов человек.
Как эти цифры соотносятся? И можем ли мы влиять на другие позиции, а не только на тех, кто зарегистрировался?
А.Жуков: Дмитрий Анатольевич, Вы совершенно правы: мы наблюдаем показатели не только людей, которые регистрируются в службе занятости, – далеко не все регистрируются. Динамика этого показателя на самом деле соответствует, похожа на динамику количества зарегистрированных безработных.
У нас с октября прошлого года по май 2009 уровень общей безработицы, по методикам [подсчёта] Международной организации труда, вырос с 5,8 процента (от всего трудоспособного населения) – до 10,2. То есть примерно такое же увеличение в процентном отношении. Там тоже наметился, на мой взгляд, перелом. И количество безработных тоже потихонечку начинает сокращаться.
Но хочу сказать, что у нас по‑прежнему под угрозой увольнения, по нашим данным, в условиях неполной занятости, вынужденных отпусков и так далее находится сейчас около 2 миллионов человек. Они не входят, конечно, в количество зарегистрированных безработных.
Д.Медведев: Но мы по этой категории ситуацию отслеживаем и, естественно, взаимодействуем и с властями субъектов Федерации, и с работодателями.
А.Жуков: Совершенно верно, мы внимательно следим за всеми цифрами по безработице и общей, и, естественно, зарегистрированной безработицы.
Д.Медведев: Что с задолженностью по оплате труда, потому что это вторая тема, которая больше всего наших людей волнует?
А.Жуков: У нас также с осени прошлого года наблюдался рост общей суммы задолженности по заработной плате, и мы второй месяц наблюдаем улучшение ситуации. В целом за апрель сумма сократилась на 829 миллионов рублей и составила на 1 мая 7 миллиардов 926 миллионов.
Д.Медведев: В докризисный период у нас цифра этой перманентно существующей задолженности сколько составляла?
А.Жуков: Она колебалась, но доходила где‑то и до трёх, снижалась.
Д.Медведев: То есть она выросла примерно в 2,5 раза.
А.Жуков: Примерно так. За последние 10 дней на 11 мая ещё на 810 миллионов снизилась, то есть и здесь мы видим определённую положительную динамику. В целом хочу сказать, что, наверное, сезонный фактор здесь тоже важен, но очень важно всё‑таки тенденцию, которая наметилась в последнее время, сохранить. И мы на рынке труда будем продолжать, во‑первых, активно отслеживать, как реализуются эти программы региональные. И сейчас уже ясно, что, во‑первых, мы не все деньги использовали: у нас 45 миллиардов зарезервировано – мы использовали 25 по программам. Но очевидно, что по некоторым направлениям программы нужно усиливать. Например, сейчас, естественно, одной из главных проблем является трудоустройство выпускников и средних учебных заведений, и высших, естественно. Заканчивается весна. Мы работаем с регионами, чтобы по каждому вузу, буквально по каждому человеку была ясность, куда он пойдёт работать. Сейчас расширяется возможность производственной практики и так далее.
Д.Медведев: Мы, кстати, собирались в пожарном порядке принять закон о создании так называемых малых предприятий при университетах. Закон‑то приняли?
А.Жуков: Закон находится в Государственной Думе. Мы дали на него положительное заключение, хотя у некоторых министерств всё‑таки есть сомнения по поводу юридической формы создания этих предприятий. Но надеюсь, что мы преодолеем всё это.
Д.Медведев: Надо не просто это преодолеть – надо принять этот документ. Мы о его целесообразности с Правительством говорили некоторое время назад, и никто не сомневался в том, что это нужно сделать. Что же касается правовой формы, на то и юристы есть, чтобы подумать, как это сделать красиво и в то же время не войти в противоречие с основным законодательством. Дайте указание, чтобы быстрее всё это делали.
А.Жуков: Дмитрий Анатольевич, я думаю, что в июне мы этот закон примем.
Д.Медведев: Хорошо.
А.Жуков: Есть у нас последние данные по реализации демографического проекта.
Д.Медведев: Это тоже важно очень.
А.Жуков: Естественно, он напрямую связан и с реализацией национального проекта «Здоровье». Здесь есть положительная информация, Вы это знаете, вчера тоже об этом говорили. За четыре месяца у нас родилось 564 тысячи детей – на 17,5 тысячи детей больше, чем в прошлом году за это же время. Есть и позитивные данные по смертности: количество умерших в январе–апреле этого года уменьшилось почти на 30 тысяч человек.
Д.Медведев: Это сколько в процентах, и какова естественная убыль? Потому что мы с Вами этими вопросами занимались ещё в Правительстве – несколько лет назад уже наметились позитивные вещи. Что в этом году? Сколько это процентов?
А.Жуков: По рождаемости это на 3,2 процента больше, чем в прошлом году, по смертности – на 4 процента меньше, чем в прошлом году. А в целом естественная убыль населения за четыре месяца этого года – 131,5 тысячи человек, это на четверть меньше, чем год назад: на 26,1 процента.
Д.Медведев: На четверть меньше, чем год назад, – вот это, на самом деле, весьма позитивная цифра.
А.Жуков: Динамика достаточно серьёзная, и если анализировать, за счёт чего произошло сокращение смертности, то наибольшее сокращение умерших – от болезней системы кровообращения.
Д.Медведев: Это как раз работа по сердечно-сосудистой проблематике, которой мы занимались.
А.Жуков: Высокотехнологичные центры начали работу, значительно больше операций проводится.
Д.Медведев: Появились центры, появилась возможность ранней диагностики патологических изменений в сердечно-сосудистой системе и соответственно возможность проводить операции, причём разные операции. Мы специально занимались не только традиционными операциями, которые у нас давно делаются на открытом сердце, но и так называемыми малоинвазивными технологиями, когда это делается гораздо быстрее и проще. Буквально на следующий день человек уже может встать с постели.
А.Жуков: На 21 тысячу человек сократилось количество умерших. И что тоже отрадно, мы начали реализовывать программы, в том числе по нацпроекту, по дорожной травме. Здесь есть достаточно существенные сокращения количества умерших от ДТП и вообще от всех видов транспортных травм. Сократилось достаточно серьёзно количество случайных отравлений алкоголем и количество смертей от случайного отравления алкоголем. И в целом всё это дало такую неплохую динамику по сокращению смертности от внешних причин, так же как и от заболеваний. И причём, что тоже важно, младенческая смертность продолжает сокращаться. Это тоже, я думаю, связано напрямую с теми усилиями, которые предпринимались и в рамках родовых сертификатов, и строительстве перинатальных центров, и думаю, что и материнского капитала тоже.
Д.Медведев: Знаете, Александр Дмитриевич, нам нужно сделать так, чтобы наши временные трудности, связанные с финансированием, не повлияли на эту позитивную динамику, потому что мы вкладывали в это и силы, и средства. И было бы сейчас непростительной ошибкой всё это разменять на текущую конъюнктуру, поддаться влиянию и соблазну и сказать, что мы пока эти программы должны свернуть. В этом смысле позиции должны быть прежние. Мы обсуждали это с Вами, и с Правительством в целом я это неоднократно обсуждал, поручения такие давал. Об этом говорится, кстати, и в Бюджетном послании, что этот курс на социальную поддержку, на исполнение социальных обязательств, особенно в проверенных формах – вот таких, о которых мы с Вами говорим, – будет продолжен.
А.Жуков: Мы исходим из того, что при планировании бюджета и на 2010 год, и на последующие годы приоритетные национальные проекты, особенно такие как «Здравоохранение», хорошо себя зарекомендовавшие направления, а также некоторые новые направления (начинаем новую программу по борьбе с курением, алкоголем) будут являться приоритетными и первоочередными, и по ним никаких сокращений не будет.
Д.Медведев: Хорошо.